Рефераты. Образование древнерусского государства

Бояре, или княжьи мужи, признавали авторитет киевского князя, обязаны были ему служить. В то же время они обладали правом покинуть князя и перейти на службу к другому.

Младшие дружинники - это зависимые от князя лица, люди его двора, служившие князю охраной, выполнявшие отдельные поручения, занимавшие незначительные государственные должности. Княжеская дружина являлась не только воинским подразделением. Из числа дружинников рекрутировались кадры для замещения различных военных и гражданских постов и должностей в государстве: воевод, посадников, мечников, вирников, мытников и др. Источниками доходов князя и его дружины служили:

· дань с подвластного населения;

· средства от торговли натуральной данью;

· военная добыча;

· торговые и судебные пошлины;

· штрафы - виры;

· позднее - также вотчинное хозяйство.

Все жители подвластных князю территорий облагались данью.

Поначалу размеры её были нефиксированными.

До 40-х гг. Х в. способом взимания дани было полюдье (от слова люди, то есть жители подвластной территории), которую собирал сам князь в сопровождении дружины.

После того как при сборе дани с древлян в 945 г. погиб князь Игорь, княгиня Ольга реформирует систему её взимания. Дань становится нормированной. Нормы дани, установленные княгиней, назывались уроками. Полюдье сменилось повозом: отныне данники сами должны были доставлять дань в отведенные для этого места - погосты.

Собирали дань, как натурой, так и в денежной форме. Единицами обложения были «дым», то есть один крестьянский двор, «рало», «плуг» (это единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства).

С конца ХI в. всё большее значение в качестве источника дохода начинают приобретать княжеская и боярская вотчины. Боярская вотчина состояла из усадьбы, где находились дом боярина, жилища его слуг и хозяйственные постройки, а также из территорий крестьян-общинников.

Вотчинная администрация включала управляющих отдельными частями хозяйства - тиунов, ключников и др. Все они находились под началом главы вотчинной администрации - огнищанина.

Основная масса населения Киевской Руси состояла из лично свободных людей, обязанных лишь платить дань-налог государству. Свободное сельское население и горожане именовались людьми. Также присутствовала такая социальная категория, как смерды - люди, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом.

Основной социальной ячейкой земледельцев в Древней Руси являлась соседская община - вервь. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а также пашенной землей, хотя она и была поделена между отдельными хозяйствами. Таким образом, в Киевской Руси преобладающей являлась коллективная форма землевладения.

Община не только являлась хозяйственной единицей, а была многофункциональна. Она регламентировала практически все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие решений и др. Люди, порвавшие связь с общиной, лишались защиты и заботы с ее стороны и назывались изгоями.

Однако наряду с основной массой свободных в Древней Руси существовали уже и лично зависимые люди: холопы, закупы, рядовичи и др.

Холопы, или челядь, - это люди, по своему социальному статусу близкие к рабам. Их использовали в вотчинном хозяйстве для обработки земель и изготовления ремесленных изделий, а также в качестве домашних слуг. Хотя рабство не играло значительной роли в экономике Руси, тем не менее оно сохранялось до ХV в. Категория рабов пополнялась прежде всего за счет пленных, захваченных во время войн. Кроме того, в рабство люди попадали за долги и оставались в этом до возвращения долга.

Во второй половине ХI в. появляется категория закупов, то есть лиц, которые брали у господина купу - денежную ссуду, землю, орудия труда в долг и обязаны были вернуть этот долг с процентами или отработать его.

Существовала в Древней Руси и такая категория зависимого населения, как рядовичи - лица, заключившие договор («ряд») с владельцем вотчины и обязанные работать на вотчинника в соответствии с этим договором. Лично зависимыми становились и смерды-общинники, земли которых оказывались на территории вотчины. Эта зависимость выражалась в том, что земледельцы должны были платить натуральный оброк и работать в хозяйстве господина.

Каким же образом регулировались отношения в этом обществе?

Поначалу писаных законов и правил не существовало, а потому общество жило по нормам обычного права, то есть по обычаям.

В одном из договоров Руси с Византией, заключенном в Х в., упоминается о «Законе русском», который, как считают историки, и представлял собой обычное право. Среди существовавших на Руси обычаев можно выделить обычай кровной мести - талион. В случае убийства одного из членов рода его сородичи должны были отомстить убийце. Однако обычаи различных племен часто противоречили друг другу, и по мере расселения одних племен родов вперемешку с другими и формирования единого государства требовался уже не обычай, а исходящий от государства закон. Свод законов, получивший название «Русская Правда», постепенно формировался на Руси с начала ХI в. до середины XIII в., начало которому положил Ярослав Мудрый.

«Правда» Ярослава ограничивала (но еще не отменяла полностью)

кровную месть. Теперь в круг мстителей входил уже не весь род, а лишь самые близкие родственники потерпевшего. Кровную месть можно было заменить штрафом. Так, за убийство свободного человека предусматривался штраф в размере 40 гривен.

Позднее «Русская Правда» была дополнена «Правдой Ярославичей», то есть сыновей Ярослава, появившейся в начале 70-х гг. XI в.

«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. По размерам штрафов, взимавшихся за убийство лиц, которые относились к разным социальным категориям, можно судить о степени общественного расслоения во второй половине XI столетия. За убийство приближенных князя - огнищанина, тиуна, мечника, старосты - полагался штраф в 80 гривен. Он в 16 раз превышал штраф за убийство смерда, составлявший 5 гривен

Предусматривались наказания за посягательство на имущество князя: землю, скот и т.д.

В 1113 г. появляется «Устав» Владимира Мономаха, ставший еще одной составляющей частью «Русской Правды». Против злоупотреблений ростовщиков «Устав» предусматривал предельную норму ростовщического процента. Определялись также меры в отношении купцов, взявших у кого-то товар и не оплативших его, а затем по той или иной причине лишившихся этого товара. Закуп, несправедливо обиженный хозяином, мог пожаловаться князю, и хозяин обязан был уплатить штраф. Однако если закуп бежал от хозяина, он становился холопом.

Таким образом, в «Русской Правде» определялись наказания за посягательство на жизнь и здоровье людей, а также на их имущество. Основным наказанием в Древней Руси после отмены кровной мести стали штрафы.

По мере становления Древнерусского государства к силовым и правовым рычагам управления добавляются и религиозные, т.к. в эпоху Средневековья религия теснейшим образом переплеталась с политикой, играя огромную роль, как во внутренней жизни каждого государства, так и в международных делах.

В период образования Древнерусского государства основная масса населения придерживалась язычества. Народы, окружавшие Русь,

исповедывая различные монотеистические религии, пытались приобщить её к ним. Известны попытки Римской церкви утвердиться в русских землях: в 961 г. в Киев был направлен монах Адальберт с целью распространения христианства, в 979 г. послы Папы Римского прибыли туда с таким же поручением. «Повесть временных лет» содержит рассказ о посещении в 986 г. князя Владимира Святославича магометанами из Волжской Булгарии, иудеями из Хазарии, а также миссионерами, представлявшими западное и восточное христианство. Каждый из них пытался убедить князя принять соответствующую религию. Вероятно, и сам Владимир собирал информацию о существующих в мире вероисповеданиях, чтобы на основе этих данных сделать свой религиозный выбор. Непосредственно принятие христианства Русью в качестве государственной религии было тесно связано с русско-византийскими отношениями. В 987 г. в малоазиатских провинциях Византии вспыхнуло восстание под руководством военачальника Варды Фоки. В ответ на просьбу императора Василия II об оказании военной помощи против восставших Владимир потребовал заключения брака с византийской принцессой Анной (породниться с византийским правящим домом в то время считалось высочайшей честью и резко поднимало международный престиж вступившего в такой брак правителя и его государства), условием брака являлось крещение Владимира. В Византию был послан 6-тысячный русский отряд, активно способствовавший подавлению восстания Фоки. Владимир, по некоторым версиям, принял христианство. Однако империя нарушила соглашение, отказавшись отправить Анну на Русь. Тогда Владимир занял центр византийских владений в Крыму - город Херсонес (Корсунь), и в обмен на возвращение Византии Херсонеса Василий II вынужден был пойти на брак Анны с русским князем. После возвращения Владимира в Киев в 988 г. им было осуществлено массовое крещение киевлян. Эту дату принято считать годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии. Затем новая религия, где мирно, где насильственно стала насаждаться в других городах и землях Руси. Было учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху, в важнейших центрах страны (Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.) создаются епископства.

Принятие христианства Русью имело прогрессивное значение. Христианство способствовало развитию феодальных отношений в древнерусском обществе, освещая отношения господства - подчинения («да убоится раб господина своего», «нет власти не от Бога»); сама церковь, кроме того, быстро превратилась в крупного землевладельца и использовала труд феодально-зависимых работников. Но одновременно христианство привносило в мораль и нравы древнерусского общества большой потенциал обще значимых гуманистических ценностей («не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего, как самого себя» и др.) Принятие христианства укрепило единство страны и центральную власть (единая вера - единое государство - один государь); способствовало изживанию самосознания периода племенных союзов с делением на полян, кривичей и т.д. и сложению общерусского самосознания; став православным, человек уже осознавал себя русским (единая вера - единый народ). С крещением Руси качественно изменилось ее международное положение - вчерашняя языческая держава теперь на равных вошла в число европейских христианских государств.

4. Внешняя политика

Во внешнеполитической деятельности киевских князей отчетливо просматриваются три основных направления.

1. Развитие торговых и дипломатических отношений с Византией.

2. Охрана торговых путей, ведших к зарубежным рынкам.

3. Защита территории от степных кочевников.

Усиление Руси, превращавшейся в крупнейшее государство Европы, беспокоило Византию. В силу этого отношения Древнерусского государства и Византии были весьма сложными, с часто сменявшимися периодами войн и перемирий, конфликтов и союзов. Однако обе стороны были заинтересованы в развитии торговли, а потому торговые связи практически не прерывались. Русь продавала на рынках Константинополя значительную часть дани, собираемой с подвластного населения. Помимо Киева, куда регулярно прибывали торговцы из Византии, центрами русско-византийских связей были Херсонес, Переяславец, Фессалоники (современные Салоники). Попытки Византии ущемить права Руси в торговых отношениях, приводили к военным походам киевских князей на Византию. Завершались эти походы подписанием договоров между двумя странами. В 907 г. успешный поход на Царьград (Константинополь) совершил Олег, взявший с Византии большую дань и добившийся для Руси права беспошлинной торговли с этим государством. «Сей мир, выгодный для Россиян, был утвержден священными обрядами Веры: Император клялся Евангелием, Олег с воинами оружием и богами народа Славянского, Перуном и Волосом. В знак победы Герой повесил щит свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то есть мудрым, или волхвом»[2стр.106]. В 911 г. он заключил с Византией договор о мире и дружбе, подтверждавший право беспошлинной торговли, гарантировавший русским купцам, послам, а также наемникам, служившим в византийском войске, личную безопасность и сохранность имущества. Кроме того, обе стороны договорились о взаимной выдаче государственных преступников и возврате пленных за выкуп. «Сей договор представляет нам Россиян уже не дикими варварами, но людьми, которые знают святость чести и народных торжественный условий; имеют свои законы, утверждающие безопасность личную, собственность, право наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и внешнюю»[2стр.110]. Следующий договор с Византией был заключен в 944 г. после предпринятого князем Игорем похода в византийские земли.

В правление княгини Ольги внешние военные походы прекращаются. В отношениях с Византией наступает период наращивания дипломатической активности. Княгиня лично посещает Константинополь в 957 г. и во время этого визита принимает крещение, что способствовало укреплению союзных отношений между двумя странами.

Спустя 10 лет, в 967 г., Византия обратилась к Святославу за помощью в борьбе против дунайских болгар. Святослав, вторгшись в пределы Болгарии, завоевывает обширные территории, делает своей резиденцией город Переяславец и, несмотря на протесты Константинополя, намеревается перенести туда столицу государства. Начавшаяся в связи с этим война между Русью и Византией в конечном итоге оказалась неудачной для Святослава. В 971 г. он был осажден в крепости Доростол и вынужден был подписать мирный договор, согласно которому русское войско оставляло Болгарию. «Месяца Июля, Индикта XIV, в лето 6479 (971 г.), я, Святослав, Князь Русской, по данной мною клятве, хочу иметь до конца века мир и любовь совершенную с Цимиским, Великим Царем Греческим, с Василием и Константином, Боговдохновенными Царями, т со всеми людьми вашими, обещаясь именем всех сущих подо мною Россиян, Бояр и прочих, никогда не помышлять на вас, не собирать моего войска и не приводить чужеземного на Грецию, область Херсонскую и Болгарию. Когда же иные враги помыслят на Грецию, да буду их врагом и да борюся с ними»[2стр.140]. Это был последний поход Святослава. При возвращении в 972 г. на Русь он был убит печенегами.

Сын Святослава Владимир в своих отношениях с Византией старался следовать условиям договоров, которые были подписаны при его предшественниках, и развивать торгово-дипломатические связи с ней. В 988 г. после похода на Византию, женитьбы на царевне Анне и крещения, Владимир заключает союз, в котором обе стороны выступали уже как равноправные партнеры.

В эпоху Ярослава Мудрого направления внешней политики значительно расширились. Ярослав ведет интенсивную внешнеполитическую деятельность, скрепляя своих дочерей Елизавету, Анастасию и Анну брачными узами с представителями правящих династий других государств - Норвежского, Венгерского и Французского королей, при этом он сам состоял в браке с дочерью короля Швеции. Его сестра Добронега стала женой польского короля, а сын Изяслав женился на сестре последнего. За этими брачными союзами скрывались важные политические планы и расчеты, хитросплетения международной политики.

После похода Владимира на Византию в 988 г. между двумя государствами длительное время сохранялись мирные отношения. Так продолжалось до 1043 г., когда состоялся последний поход русских на Константинополь. В 1046 г. между Русью и Византией был подписан мирный договор, скрепленный браком сына Ярослава Мудрого, Всеволода, с дочерью византийского императора Константина Мономаха. От этого брака в 1053 г. у Всеволода родился сын Владимир, в честь деда позванный Мономахом.

Русь поддерживала торговые отношения и со многими другими странами. По Дону, Нижней Волге и Каспию пролегал торговый путь на восток. Но русские купцы долго не имели возможности свободно передвигаться по этому пути, так как он контролировался Хазарским каганатом. В 965 г. князь Святослав разбил войско Хазарского кагана и занял его столицу - город Итиль. После этого Хазарский каганат так и не сумел оправиться и в ХI в. прекратил свое существование. В Х - ХI в.в. с немалыми сложностями связано было и путешествие по знаменитому пути «из варяг в греки».

Завершающий отрезок этого пути находился на территории, занимаемой печенегами, которые часто совершали набеги на Русь. Какое-то время Русь от печенегов заслонял Хазарский каганат. Но по мере ослабления Хазарии печенежские орды продвигались все дальше на север и все чаще нападали на русские территории. В 969 г. они осадили Киев и пытались взять его. Спешно вернувшийся из Болгарии Святослав разгромил печенежское войско и даже захватил в плен хана Курю.

Сын Святослава Владимир возводит мощную оборонительную линию на юге страны. На реках Десне, Суде, Трубеже, Стугне он строит крепости, набирая в гарнизоны не только жителей территории, подвергавшихся набегам печенегов, но и людей из отдаленных русских земель. Таким образом, Владимир делает борьбу с кочевниками общерусской задачей, объединяющей население государства. В результате Русь одерживает победы в борьбе над этим врагом.

Завершающий этап борьбы с печенегами приходится на время княжения Ярослава Мудрого. В 1036 г. он одержал блестящую победу над осадившими Киев кочевниками. В честь этого события впоследствии на окраине города был, воздвигнут собор Святой Софии.

В последующий период часть печенегов оказалась под властью Руси. Другую их часть подчинили себе половцы, пришедшие из Азии кочевники. С 60-х годов ХI в. половецкие набеги становятся страшным бичом для Руси, которая в это время начала распадаться. Тенденция к распаду наметилась после смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого, который разделил Русскую землю между своими сыновьями. Через 18 лет между ними вспыхнула война, постепенно втянувшая и других представителей Рюрикова рода, длившаяся 20 лет. Беспрестанные междоусобицы разоряли и опустошали русские земли, делая Русь слабой и беззащитной перед лицом половецкой опасности.

В схватках с половцами русские князья чаще всего терпели поражения. Они пытались устанавливать и поддерживать торговые и союзнические отношения с половецкими ханами, сочетаться с ними родственными узами, но это не предотвращало новых набегов. В 1097 г. князья собрались в г. Любече, чтобы договориться о прекращении усобиц и объединении и совместной борьбы с половцами, таким образом закрепив русские земли за конкретными представителями Рюрикова рода и запретив им вступать во владения друг друга. За любечским последовали съезды в 1100 и 1103 г.г. Главным инициатором их являлся внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах. В 1113 г. Владимир Мономах был призван киевлянами на великокняжеский престол, который занимал до своей смерти в 1125 г. Он сумел, опираясь на свой большой авторитет, а также и на военную силу, остановить на время процесс распада древнерусского государства, пресекая распри в княжеской среде и попытки мятежей против киевской власти. «Устав» Владимира Мономаха, который защищал не только представителей верхов общества, но и простых людей, позволил в какой-то степени уменьшить социальное напряжение в государстве, возникавшее по мере становления феодальных отношений.

Достойным приемником Владимира Мономаха стал его сын Мстислав Великий, продолживший политику отца, укрепивший государство изнутри и успешно отражавший походы внешних врагов против Русской земли. Однако это был лишь временный период укрепления могущества Руси и стабилизации ее внутреннего положения.

Ни Владимир Мономах, ни его сын не в состоянии были полностью прекратить те объективные процессы, которые в конечном итоге привели к распаду Древнерусского государства.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.