Рефераты. Кабинет министров С.Ю. Витте

Кабинет министров С.Ю. Витте

4

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Витте на посту министра финансов. Реформы и противодействие чиновников ………………………………………………………………………. 6

Глава 2. Состав кабинета министров …………………………………………. 10

Глава 3. Деятельность Витте во главе Комитета министров ……………….. 16

Заключение ……………………………………………………………………... 26

Список источников и литературы …………………………………………….. 28

Примечания …………………………………………………………………….. 30

Введение

Фигура С. Ю. Витте является одной из крупнейших в истории России. О нем написано немало трудов, поэтому в центре данной работы достаточно узкая тема с точки зрения его биографии, однако расширенная с точки зрения изучения эпохи, истории России. Внимание данной работы сосредоточено на изучение деятельности кабинета Витте.

Тема эта предполагает неоднозначное раскрытие. С одной стороны, само называние предполагает изучение реформаторской, прогрессивной деятельности кабинета. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов свидетельства, согласно которым Витте составил «деловой кабинет» из привычной бюрократической среды. Состав кабинета был чрезвычайно пестрым, поэтому было бы крайне интересно проследить противоречивые тенденции в его работе, выяснить, что способствовало и что препятствовало прогрессивной реформаторской работе под руководством Витте.

В современной ситуации в России это достаточно актуально. Известно, что реформы могут не только не дать большой пользы обществу, но даже нанести значительный вред. Так не раз бывало в истории. Поэтому сегодня фигура Витте вызывает нечто большее, чем просто исторический интерес. Его не отнесешь к реформато-рам-неудачникам, хотя его деятельность не была свободна ни от опреде-ленных просчетов, ни от драматических падений. В общем, опыт Витте - как слагаемые его достижений, так и препятствия, о которые он спо-ткнулся, - не может не быть для нас в высшей степени поучительным.

Таким образом, цель данной работы определяется как изучение реформаторской деятельности кабинета С. Ю. Витте.

Задачи, стоящие для достижения цели, таковы:

1) проанализировать замыслы С. Ю. Витте и их реализацию;

2) изучить итоги проведенных реформ.

Поскольку в центре внимания автора находится реформы, хронологические рамки работы существенно сужены по сравнению с традиционными рамками биографии Витте. Начальная граница - конец XIX в., когда Витте был назначен министром финансов и получил рычаги власти. Министерство финансов, которое возглавил Витте с 1 января 1893 г., пред-ставляло собой конгломерат ведомств. В руках министра сосредото-чивалось управление не только финансами, но и промышленностью, тор-говлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кре-дитом. Под его контролем фактически нахо-дилось министерство путей сообщения. Детство, путь к власти, личная жизнь С. Ю. Витте не входят в содержание данной работы. Отставка С. Ю. Витте с поста министра финансов кажется нам логичным завершением хронологических рамок первой главы.

Основными источниками для написания работы являются воспоминания самого Витте, видных государственных и политических деятелей России. Так например в 1960 году в Москве вышли «Воспоминания» С. Ю. Витте в трёх томах, Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т. М., 1960. содержащие вступительную статью И. В. Гессена. Витте характеризует своих сподвижников и противников, императоров Александра III и Николая II, видных государственных деятелей свое времени, свои планы, анализирует их реализацию и итоги своей деятельности. На основе этих воспоминаний можно судить и об эволюции социально-экономических и политических взглядов С. Ю. Витте, а также и о работе кабинета 1903 - 1906 гг. 55 глава, например, посвящена выбору и утверждению С. Ю. Витте нового состава кабинета после 17 октября.

Большой интерес представляют «Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого. 31 октября 1905 г. -- 24 апреля 1906 г.» Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого. 31 октября 1905 г. -- 24 апреля 1906 г. // Мемуары русской профессуры / Сост. Л. И. Толстая. М., 1997. и его «Дневник. 1906 - 1916». Толстой И. И. Дневник. 1906 - 1916 / Публикация Л. И. Толстой. СПб., 1997. Полиграфическое исполнение этих книг -- весьма презентабельное. По своему объему они существенно отличаются: «Воспоминания» -- чуть больше 20 писательских листов, а «Дневник» -- около 50. Но это и понятно, мемуары были написаны, можно сказать, на одном дыхании, всего за четыре месяца в дачном уединении, сразу после отставки с поста министра, а дневник -- плод 10-летней подвижнической работы (с сентября 1906 г. по апрель1916 г.). в данной работе использованы «Воспоминания», посвященные деятельности И. И. Толстого в качестве министра народного просвещения и отличаются хронологической и содержательной цельностью. Повествование охватывает всего полугодовой период, но полгода поистине судьбоносные, -- когда Россия вступала на путь реформ и граф был в эпицентре событий.

В воспоминаниях подробно рассматриваются первые шаги И. И. Толстого на новом поприще, рельефно высвечиваются острые проблемы, стоявшие перед российским образованием, причем -- в увязке с внутренней обстановкой в стране, особенностями регионов, ее историей и опытом других государств. Бытовые мелкие подробности в воспоминаниях Толстого оттеняют, делают более живыми его наблюдения заседаний Совета министров, Комитета министров, Госсовета, доклады И. И. Толстого царю и т. д. Ему удалось создать портретную галерею высших российских сановников.

Что касается историографии, то в 1958 году в Москве в издательстве Академии наук СССР вышли «Сочинения» академика Евгения Викторовича Тарле в двенадцати томах. В четвёртый том вошёл его очерк «Граф С. Ю. Витте», в котором даётся характеристика политики Витте и вместе с тем увлекательно написанный портрет этого последнего крупного деятеля царской России. Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте // Тарле Е. В. Сочинения в 12-ти томах. Т. 4. М., 1958.

Интересной представляется статья Л. А. Муравьевой «Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х - начала 90-х годов XIX века», Муравьева Л. А. Социально-экономическая и финансовая политика в России 80-х - начала 90-х годов XIX века // Финансы и кредит. 2001. №16. с. 27 - 28. в которой детально и подробно анализируются реформы С. Ю. Витте на посту министра финансов и их результаты.

В статье А. Дейкина «Вели-кий эконом самодержавия» также дается положительная оценка реформаторской деятельности С. Ю. Витте. Дейкин А. Вели-кий эконом самодержавия. // Новое время. №4. 1997. С. 54.

Глава 1. Витте на посту министра финансов. Реформы и противодействие чиновников

10 марта 1890 г. Витте был назначен директором департамента с про-извод-ством, минуя все ступени чиновничьей иерархии, сразу в чин дейст-вительного стат-ского советника и с доплатой к жалованью из средств Кабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера. Ме-нее чем через год новый начальник департамента был введен представите-лем от министерства финансов в совет ми-нистерства путей сообщения, а 15 февраля 1892 г. он уже назначается МПС. Не прошло и года - и он уже управляющий министерством финансов, а с 1893 г. в свя-зи с болезнью Вышнеградского, министр финансов с производством в чин тайного со-ветника, почетный член императорской Академии наук.

На государственной службе Витте развивает бурную деятельность. При его активном уча-стии был разработан покровительственный та-риф 1891 г., сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший за-щитным барьером для развивающейся отечественной промышленно-сти. Витте входит в различные комиссии - по проблемам торгового мореплава-ния и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т. д.

В качестве директора департамента, а затем и министра Витте про-явил не-дюжинные административные способности и организаторский та-лант. Пользуясь положением царского выдвиженца, он ведет необычную для госаппарата кадровую политику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а прежде всего профессиональной подготовке, знаниям, деловитости, резко меняет стиль работы руководи-мых им подразделений.

У Александра III, который сам был груб и резок, новый министр вы-звал сим-патию. И Витте до конца дней своих с уважением и признательно-стью вспоминал о нем как о настоящем монархе, хотя и не без недостатков и слабостей, но в целом отвечавшем его представлению о но-сителе верховной власти. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах. М., 1960. Т.1.

Министерство финансов, которое возглавил Витте с 1 января 1893 г., пред-ставляло собой конгломерат ведомств. В руках министра сосредото-чивалось управление не только финансами, но и промышленностью, тор-говлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кре-дитом. Под его контролем фактически нахо-дилось министерство путей сообщения.

Оказавшись на столь влиятельном посту, Витте дал волю распиравшей его энер-гии. Правда, вначале у него не было сколько-нибудь четкой экономической про-граммы. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста пер-вой половины XIX в. Ф. Листа, а также наследием своих предшественников Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеград-ского - уче-ных с мировым именем. Дейкин А. Указ. соч. С. 56.

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 млн. руб. Расходные статьи бюджета при ак-тивной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 г. по 1903 г, они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 млн. руб. Муравьева Л. А. Указ. соч. С. 31.

Первое время он носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность такого шага к оздоровле-нию бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рента-бельно-сти промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обло-жения, с ростом прямых и косвенных налогов. Немалую роль в увели-чении статьи доходов сыграло введение с 1894 г. государственной моно-полии на продажу вино - водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну. Витте также сумел увеличить доходы государствен-ных предприятий и имуществ. Ему удалось также существенно понизить долю бюджетных отчислений на армию и флот. Это дало ему возможность направлять в народное хозяйство (глав-ным обра-зом в промышленность и строительство) до 55 % бюджетных ас-сигнований. Там же.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.