Рефераты. Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность

3. Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной Беларуси

Как было отмечено выше, 28 февраля 1920 года Антон Луцкевич подал в отставку и стал частным лицом. Но это еще не говорит, что он полностью отошел от политической деятельности. Тем не менее, он в большей степени стал заниматься культурно-просветительской работой, нежели политической борьбой, хотя от последней он не мог откреститься.

Говоря о 20-х годах прошлого столетия, следует отметить, что это был особенный период в истории Беларуси. Были они особенными и в жизни А.Луцкевича, в которой произошли изменения, в том числе и личной. На 37 году жизни он женится, (такие поздние браки были в обычаях того времени). Общественно-политическая и литературная деятельность А.Луцкевича в это время достигла своего расцвета. А.Луцкевич становится идеологом национального движения в Беларуси [74,с.295]. И все же это случилось с А.Луцкевичем, что изменилось его поведение и в целом деятельность? На этот вопрос ответ надо искать в самом Антоне, в его личности. До нас дошла одна из характеристик личности Луцкевича, которая была дана Ю.Витан-Дубеновской: «Антон был спокойный редко выражал свое недовольство был мягкого характера и легко поддавался влиянию … к сожалению не имел руководящих способностей и предвидения в политической обстановке, что особенно проявилось во время болезни и после смерти брата Ивана. Он старался заменить брата» [50,с.45]. Вот ответ на поставленный вопрос, потеряв поддержку брата А.Луцкевич имевший выдающиеся способности и изложении своих мыслей, не имел организаторских способностей то чем владел его брат Иван. Антон Луцкевич в этот период разочаровался в политической борьбе путем революции решив, что парламентский путь будет куда более эффективным и безопасным [51,с.48].

Там в Вильно с марта по сентябрь 1920г., под его редакцией выходят два политических издания. Сборник - «Наша Ніва» и «Памяти Ивана Луцкевича» и брошюра «Польская оккупация на Беларуси» [72,с.10]. Название брошюры говорит о ее содержании, поляки пришли на Беларусь как оккупанты и вовсе не помышляют о признании ее права на государственность. Эта работа выражает мнение Луцкевича к сложившейся в 1920 г. ситуации. Работа имеет с одной стороны разоблачительно осуждающий характер, с другой ярко показывает как польские власти постепенно уничтожают все достижения белорусского национального движения. Ярким примером является случай с паном Скульшем. Как известно все польские общественные и политические круги твердо стояли на мнении разделения Белоруссии и признании ее независимости. Приводится пример как Иван Луцкевич имеющий цель взбаламутить весь политический мир позволил себе сделать в Соймовой комиссии заграничных дел на заседании 22 апреля 1920 года сознательно фальшивое заявление [71,с.5] содержание которой сводилось к тому, что представители белорусского народа за некоторые уступки национального характера согласились на самоуправление Беларуси в границах Польского государства на что Радой БНР был дан ответ, что: «Белорусский народ и его организация стоят за государственную независимость и неделимость Беларуси. Никакое «самоуправление» без государственной независимости, белорусский народ не устроит» [71,с.5]. Это всего лишь один из примеров приведенных в брошюре, там же отмечается разгон белорусских школ, отмечу лишь то, что поляки нашли хороший способ избавится от белорусских национальных школ без крови и лишних арестов, они просто «отказались платить из краевого бюджета деньги учителям» [71,с.13].

Из Вильно А.Луцкевич наблюдал за событиями на советско-польском фронте, за деятельностью Наивысшей Рады и Народной Рады БНР.

Польша занимала территорию Беларуси по линии Западная Двина - Полоцк - Лепель - Борисов - Рогачев - Жлобин. На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Если Наивысшая Рада и Белорусская социал-демократическая партия слишком понадеялись на легальную борьбу, на мирную конфедерацию, на деятельность Пилсудского, в чем и была их историческая ошибка, то Народная Рада и Белорусская партия социалистов революционеров сделала ставку на вооруженное сопротивление оккупантам [71,с.15]. 1 февраля 1921 года вышел первый номер «Советской Беларуси». В разное время этот орган возглавляли бывшие члены коммунистической организации Степан Булат, основавший в 1921 году газету «Белорусская весна», В.Игнатовский, М.Куделька, З.Жилунович [72,с.20]. Авторитет Белорусской коммунистической организации был весом.

Пилсудский и его окружение не могли не видеть, что белорусское движение радикализируется, что доверие к нему и его словам падает. Каковы бы не были отношения между Наивысшей Радой и Народной Радой, арест В.Ластовского и его единомышленников не поднимал авторитет польских властей. Освобождение Ластовского позволило польскому правительству начать в марте 1920 года переговоры с Наивысшей Радой, переговоры ничего не дали. Пилсудский наложил арест на деньги, получаемые Антоном Луцкевичем на формирование белорусской школы из Германии. Но во время личной встречи Пилсудского с Луцкевичем белорусской школы, культурной и общественной жизни, но вместо обещанных 30 млн. марок выделила на эти цели 10,7 млн. В марте начала работу Белорусская войсковая комиссия, о создании которой Луцкевич договорился с Пилсудским в октябре 1919 г. [80.с.45]. В комиссию входили П.Аленсюк (председатель), А.Прушинский (Алесь Гордич), А.Овсянин (зам.пред), С.Раи-Михайловский и др. В мае Наивысшая Рада предложила заключить договор, по которому возродилась бы модель Речи Посполитой: Польша и Белоруссия, каждая, сохраняя свое правительство, свое законодательство, свое войско, финансы, состоят в государственном союзе, имеют общий сейм. Но поляки пропустили это предложение мимо ушей. В июне Наивысшая Рада уже требовала признать независимость БНР и до созыва Учредительного Сейма установить на территории Беларуси протекторат Лиги Наций [74,с.82].

Для того, чтобы убедить западных политиков в необходимости такого шага, А.Луцкевич, являвшийся председателем Белорусского национального комитета в Вильно, собирается выехать в Париж. Он полагал, что даже намек на признание БНР странами Запада вынудит и Польшу признать ее. Только Польша, считал он, может оказать в этот момент реальную помощь. Выехать в Париж не удалось. Тем временем советские войска пошли в наступление. В период от июля до августа 1920 г., когда Вильно заняла Красная армия, Луцкевич находился под арестом в большевистской тюрьме [75,с.376].

Так как ЛитБел ССР больше не существовала, фактом было существование Литовской Демократической Республики.

Антон Луцкевич советско-литовский мирный договор воспринял негативно. В письме к Левону Дубейковскому от 3 июня 1921 года он дал волю своим эмоциям: назвал В.Ластовского бандитом, а литовцев - заклятыми врагами.

А.Луцкевич помнил, как большевики арестовали Б.Тарашкевича и В.Ивановского в начале 1919 г., как были закрыты белорусские газеты и учебные заведения, созданные во время немецкой оккупации.

18 марта 1921 года был подписан Рижский мирный договор. Западная граница БССР с Польшей проходила с севера на юг: с северной стороны населенного пункта Ушачи на восток от Пасвиля на Докшици, около Радошкович Несвижа, западней Красной Слободы, Старобина, восточней Микашевич западнее Турова. Территория которая отошла к Польше, составляла 106 тыс. км2 с населением свыше 4 млн. человек. На территории 6 паветов ССРБ (Минский, Борисовский, Игуменский и Слуцкий) проживало 1 млн. 634 тыс. человек. Антон Луцкевич выразил крайнее недовольство Рижским миром заключенным между Россией и Польшей без участия белорусской делегации. Этот договор национальный лидер называет вторым Брест-Литовским договором [5,с.22].

А.Луцкевич все же был в стороне от бурных событий этих дней. Этот год для А.Луцкевича, как в принципе и предыдущий был годом относительного покоя, годом творчества. Почему А.Луцкевич не был сторонником вооруженной партизанской борьбы на Беларуси? Во-первых, он хорошо понимал, что за Польшей стоят Франция, Великобритания и США, что польские власти, объявив всех партизан большевистской агентурой, получают поддержку со стороны великих держав. Во-вторых, целью повстанцев была «неделимая Беларусь», но как можно было объединится с ССРБ если Россия от ее имени подписала рижский договор. Разделив Беларусь на две половины, в данных условиях необходимо было вести войну на два фронта. Россия не могла пойти на такой рискованный шаг в сложившейся ситуации на Восточном фронте [65,с.38]. Луцкевич понимал, что эсеры, возглавившие эту борьбу, переоценили свои силы, и не добьются успеха, он был прав. В том же 1921 году он был избран старшиной Виленского комитета координационно-представительского органа белорусских национально-демократических партий и организаций в Польше [19,с.51]. В этом же году основал «Белорусскую школьную раду» [75,с.376], которая впоследствии слилась с ГБШ. Издал для белорусских гимназий «Элементарную алгебру» Киселева, делая тем самым вклад в разработку математической терминологии в белорусском языке. Позже русско-белорусский словарь математических терминов. Много внимания А.Луцкевич уделял и развитию белорусской литературы. Не только как редактор. Его рецензии на книгу Янки Купалы, “Шляхам жыцця”, на “Вянок” Максима Багдановича и сейчас представляют несомненный интерес. Еще в 1918г. А.Луцкевичем была издана книга «Нашы песняры», “Літаратурна-сацыяльныя нарысы” [12,с.53].

В этом же 1921 г. была издана книга “Пуцяводные ідэі беларускай літаратуры” и опубликована работа «Еврейский вопрос в белорусской литературе» [62,с.32].

Так же его усилиями был открыт белорусский музей имени Ивана Луцкевича. Как уже отмечалось, польское правительство вело линию на фактическое уничтожение белорусских школ, то в 1924 их осталось около 40 [5,с.59]. Были ограничены права гимназий. В июле того же года, были приняты так называемые языковые законы. Остававшиеся белорусские школы превратились в двуязычные. А если учесть, что отныне учителя приглашались из Польши, то белорусская школа была обречена на гибель.

Из дневника Антона Луцкевича известно, что у него было больное сердце, что не характерно для его возраста. Незавидное было и материальное положение Луцкевича, у которого было двое детей и безработная жена. В 1922 году Луцкевич возглавляет Белорусский центральный избирательный комитет. После того как он же разработал общую для национальных партий избирательную платформу на выборах в сейм, и сенат Польской республики в результате от Беларуси было избрано 11 кандидатов которые, - были избраны послами в сейм, а 3-е сенаторами [19,с.51].

Но все же внутри Луцкевича происходила борьба, он даже хотел навсегда выехать из Вильно, но не уехал. Почему неизвестно. 1923 год считается фактически поворотным в мировоззрении Антона Луцкевича особенно после так называемого белостокского судебного процесса над 45-ю белорусами. Этот судебный процесс показал, что польское правительство не допустит даже возможности самой идеи не только независимости, но и автономии Беларуси. В сборнике Белорусского научного общества «Западная Беларусь» (1923 г.) Луцкевич печатает свою статью «Кризис идеи или кризис общества?». В ней он показывает, что кризис белорусской идеи вызван: равнодушием Европы к Белорусской национальной проблеме [76,с.37-38]. Что касается большевиков, то к ним Луцкевич относится настороженно. В своем дневнике он пишет: “Все же этот большевизм - сила: он еще не скоро развалится, когда же ему суждено, когда же ему суждено развалится” [77,с.175]. Прежде чем останавливаться на факте восприятия Луцкевичем большевизма, нужно рассмотреть его деятельность в ГБШ. Следует отметить, что он же участвовал в организации ГБШ, все же являлся активным ее членом, а так же основным ее родоначальником (Белорусская Школьная Рада) основной целью ГБШ было: увеличить и усилить образование в белорусском национальном социальном и духовном духе развития белорусских школ и образования вообще [78,с.33]. Работы Луцкевича на этом поприще актуальны до сих пор и являются примером идеологической деятельности. В книге А.Луцкевича «Как учить в новой школе?» Замечаниям учителям белорусских средних школ, которая была издана 13 марта 1923 года, в частности говорится: не отдаляй от себя учеников холодом, не стремись показать свое превосходство или власть ними [78,с.40-41]. По сути, это было начало педагогического течения в обучении детей в белорусских школах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.