Рефераты. Политика украинизации

Политика украинизации

В начале XX века советским правительством проводилась политика украинизации, которая вызвала в свое время очень активное обсуждение. Активная дискуссия по этому вопросу продолжается и в наши дни не только потому, что этот вопрос интересует ученых-историков, но и потому, что эта тема очень актуальна в наши дни. И в настоящее время проводится политика украинизации. Осуществление этой политики проводит украинское правительство. В нашей стране закрываются русскоязычные школы, большая часть телекомпаний переводится на украинский язык. Проходит попытка внедрить украинский язык во все сферы жизни общества. В садиках, школах, университетах вводятся, как обязательные предметы, украинский язык, история Украины, украинская литература. Учителя большинства школ обязаны преподавать свой предмет на украинском языке. Даже в больницах проводится переаттестация врачей, где основным критерием является знание врачебных терминов на украинском языке. К сожалению, профессионализм не имеет особого значения. C 1 января 2001 г. лекарства могут продаваться только с маркировкой и инструкциями на украинском языке. Вся документация должна вестись на украинском языке. Происходит попытка ввести украинский язык в обществе и сделать так, чтобы все говорили именно на украинском. Но, как в советские времена, эта политика не имеет очень сильного успеха. Как и в прошлом, она проводится таким образом, что вызывает много протестов со стороны русскоязычного населения нашей страны.

Одним из факторов, определяющих особенности языковой ситуации в Украине, является национальный состав населения. Согласно переписи населения (1989 г.), на территории республики проживает 72,7% украинцев, 22,1% русских, 5,2% других национальностей.

Сегодня этносоциологи выделяют несколько регионов Украины, которые отличаются друг от друга по национальному составу, языку и даже по типу культуры. Что касается языка, то по данному критерию выделяются два преимущественно украинских региона: запад и центр страны, в которых проживает 24 млн. человек, и два преимущественно русскоязычных региона - юг и восток - 27,6 млн. человек.

Русскоязычное население сосредоточено больше в городах и на востоке страны. Специфика их поселения состоит в том, что около трех четвертей русских сосредоточены в пяти наиболее индустриально развитых областях (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская, Харьковская), где они составляют более трети населения, и в Крыму, где русское население преобладает.

Здесь же следует подчеркнуть, что русская культура занимает огромный сектор в духовном пространстве украинского общества. Значительная часть этнических украинцев сориентированы в своих выборах и предпочтениях на русскую культуру. Всеукраинские социологические опросы устойчиво показывают, что украиноязычных украинцев в составе населения страны - только 40%, русскоязычных украинцев - 33-34%. Да плюс еще 22,1% русскоязычных русских. Это многомиллионная русскоязычная социокультурная общность в многонациональном государстве.

Тема политики украинизации очень актуальна и в наши дни и была актуальна в советские времена. В связи с этим количество литературы по данной теме довольно велико. Существует много источников, из которых возможно узнать ситуацию по данной проблеме. Это и учебники по истории Украины, и монографии современников данного события. Из разных источников можно узнать различные факты политики украинизации. Из одних источников видны только плюсы такой политики, из других только минусы, но в любом случае основные черты упоминаются во всех источниках.

Основной задачей моей работы является рассмотрение достижений, трудностей и причин сворачивания политики украинизации.

Причины и содержание украинизации

Либерализация советского общества во времена нэпа, стабилизация национально- государственного процесса путем образо-вания Союза ССР сопровождалась самоуправством большевиков в национальной политике. Взбудораженное в годы революции украинское национально-освободительное движение оставалось реальным фактором, с существованием которого должна была считаться коммунистическая власть.

Большевики видели естественных союзников среди так называемых "угнетенных наций". Ленин неоднократно подчеркивал, что "необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой".

Партия большевиков с самого начала считала главной опасностью в национальном вопросе так называемый "великодержавный русский шовинизм" и старалась привлечь на свою сторону национальные меньшинства. Для этого, сразу после образования СССР главной линией национальной политики стала политика "коренизации". В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) объявил "коренизацию" официальным курсом партии в национальном вопросе, предусматривавшую вовлечение представителей коренных национальностей в партийный аппарат и государственные органы, применение национальных языков в партийной, хозяйственной работе, образовании, прессе, издательской сфере. На этом съезде были осуждены "великороссийский шовинизм и колонизаторские тенденции". В том же месяце VII конференция КП(б)У заявила о политике "украинизации", что украинские ЦИК и Совнарком сразу же оформили декретами.

В Украине политика коренизации сводилась к украинизации общественно-политической жизни. Сущность ее была в следующем:

ь украинский язык начал широко использоваться в публичных выступлениях, государственной и партийной деятельности, внешних атрибутах власти (в том числе в различных надписях, вывесках, печатях)

ь на украинский язык также были переведены судопроизводство, общеобразовательные и высшие учебные заведения, театры, периодическая пресса

ь для служащих был установлен срок (в пределах одного года) для перехода на украинский язык, появилась даже сеть государственных курсов по его изучению

ь произошла украинизация отдельных воинских частей

ь появилась Украинская Автокефальная Церковь

Большую роль в проведении украинизации сыграли Всеукраинская Центральная комиссия при СНК УССР и наркомат образования, который возглавлял Скрыпник. Его поддерживали большинство местной творческой и научной интеллигенции.

Сначала украинизация фактически касалась лишь культурной сферы. Лидеры КП(б)У очень тяжело воспринимали её. Многим, как Дмитрию Лебедю, казалось, что стать на сторону украинского села перед культурно более развитым русским городом -- это шаг назад 42.

Большевики всячески стремились доказать, что главной целью новой национальной политики является содействие развитию культур и языков бывших угнетенных народов. Но на первый план государственной власти выступило расширение социальной базы больше-виков за счет местного коренного населения. Так, в 1922 г. украинцы составляли только 23% членов КП(б)У. Удельный вес украинцев в составе государственного аппарата не превышал 35%. Чтобы обеспечить себе благосклонное отношение местного населения, необходимо было придать партийным и государственным струк-турам УССР более национальный характер.

Однако партийно-государственный аппарат, состоявший из неукраинской или русифицированной верхушки, активно противодействовал политике украинизации, всячески тормозил внедрение ук-раинского языка. Так, секретарь ЦК КП(б)У Д. Лебедь выступил одним из основателей теории "борьбы двух культур", по которой "передовая пролетарская российская культура" должна была побе-дить "отсталую, связанную с крестьянством украинскую". Впро-чем, подобные шовинистические идеи, маскировавшиеся под ло-зунгами "пролетарского интернационализма" и разделявшиеся многими партийными функционерами, политически были преж-девременными.

Было принято решение об украинизации госструктур и предприятий, которую планировалось закончить до 1 января 1926 года. Однако тогдашнее руководство УССР не проявило особого рвения, а в апреле 1925 г. Эммануил Квиринг был смещен с поста первого секретаря ЦК КПУ, а на его место был назначен верный сталинец - Лазарь Каганович. Началась форсированная украинизация. Каганович назначил наркомом просвещения УССР бывшего украинского эсера Александра Шумского. Новый нарком, плохо говоривший по-украински, начал фанатично проводить решения партии и правительства в жизнь.

Началась тотальная украинизация. Украинизировали все: прессу, школы, вузы, театры, учреждения, делопроизводство, штампы, вывески и т. д. Например, в Одессе, где учащиеся-украинцы составляли менее трети, были украинизированы все школы. На Украине был практически уничтожен русский театр. В 1930 г. на Украине оставалось только 3 большие русскоязычные газеты (по одной в Одессе, Сталино и Мариуполе).

Отныне прием в вузы, аспирантуру, защита ученых степеней, продвижение по служебной лестнице зависело не только от классового происхождения, но и от национальности.
     Украинизация была также не меньшим насилием и над украинским народом и языком. Никто не спрашивал у украинцев, хотят ли они отказываться от русской культуры и языка, и считают ли они их для себя чужими. Политика украинизации в народе поддержки не имела.

Только в 1938 г. русскоязычное население вздохнуло несколько свободнее. Русский язык был введен как обязательный в школах, а в Киеве появилась единственная общеукраинская русскоязычная газета "Правда Украины".    

Не только в школах и других учебных заведениях, но и в учреждениях и в быту украинский язык вводился методами насильственно-революционными и темпами стахановскими. Были годы, когда в Киеве были запрещены все издания на русском языке, а из учреждений немилосердно изгонялись старые служащие за недостаточное знание украинского языка, даже украинцы по рождению и происхождению, свободно владевшие разговорным украинским языком. Украинская "сознательность" была главным и единственным критерием при занятии разных должностей.

Украинизация должна была заставить чекистов, учителей, профессоров и пропагандистов перейти на украинский язык. После установления советской власти на Украине было объявлено о равноправии русского и украинского языков.

Украинизации отныне подлежали служащие всех учреждений и предприятий, вплоть до уборщиц и дворников. Нежелающие украинизироваться или не сдавшие экзамены по украинскому языку, увольнялись без права получения пособия по безработице и с волчьим билетом.

Курсы по украинскому языку и культуре проводились 2 часа в день после работы, причем отстающие сами оплачивали обучение, эти курсы были 5-месячными для тех, кто не знал украинского языка и 3-месячными для тех, кому было нужно улучшить знания языка и культуры.
     Проверку на предприятиях принимала комиссия из представителей власти, профсоюзных и партийных органов, отделов Укрликбеза и преподавателей украинского языка.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.