Рефераты. Древнерусские слова с корнем "бел"

Развитие лексической системы русского языка изучается в нескольких направлениях: исследуется лексика отдельных па-мятников, прослеживается история определенных групп слов, дается описание временных (синхронных) срезов. Перечислен-ные аспекты изучения словарных богатств дополняют друг Дру-га, способствуют накоплению сведений по исторической лекси-кологии, которые помогут создать общую картину формирования лексики русского языка.

В каком бы из названных аспектов ни изучалась лексиче-ская система языка, важным звеном в описании словарного ма-териала являются тематические группы слов. Однако вопрос о статусе тематической группы как объекта лингвисти-ческого анализа не решается однозначно. Одни исследователи считают целесообразным анализировать названные группы слов, другие выражают к их описанию скептическое отношение, мотивируя это тем, что они представляют собой объединения слов логического порядка, ибо в них реализуются экстралингвистические связи и отношения между предметами и явлениям действительности. Так, А. А. Уфимцева отмечает, что «изучение подобных групп ограничивается своеобразной инвентаризацией по типу: «предметы домашнего 'обихода», «части тела», «постройки» и т.п. и даже не ставит своей задачей вскрыть внутренние семантические связи слов»[7,103] По мнению этих исследователей, при описании лексической системы языка должны приниматься во внимание только языковые (семантиче-ские) отношения между лексемами, и их не следует подменять экстралингвистическими отношениями между реалиями.

Между тем лексический состав языка непосредственно отра-жает внеязыковую действительность; в словаре проявляются не только собственно языковые факторы, обусловленные отношени-ем лексем друг к другу, но и внеязыковые условия, которые оп-ределяют содержание и функционирование слов. Как справед-ливо отмечает Д. Н. Шмелев, «внеязыковые» моменты во мно-гом оказываются тесно переплетенными с «собственно языковы-ми» и изолированное рассмотрение последних по существу не-возможно»[6,90].

Необходимо также учитывать, что языковые единицы неод-нородны в плане соотношения их лексического значения с объ-ективной действительностью. По характеру семантики резко противопоставляются два класса слов -- конкретные существи-тельные и глаголы. В значении конкретных существительных превалирует денотативное содержание, соотносимое с предме-тами материального мира. Поэтому основанием для классифи-кации и описания конкретных существительных является отне-сенность слов к определенной предметной области, тематической сфере, т.е. экстралингвистические факторы. Значения конкрет-ных существительных, выступающих в качестве «экземплирующих членов» того или иного объединения слов, относительно ав-тономны, независимы от других членов класса лексем. Катего-риальное же значение глаголов имеет релятивный и более аб-страктный характер, так как глаголы обозначают отношения между предметами. Поэтому при описании системы глаголь-ных лексем возрастает роль внутриязыковых факторов. «Слож-ность природы лексического значения предопределяет возмож-ность объединения слов как по экстралингвистическим призна-кам, отражающим связь значений с внешним миром, так и по чисто языковым, в основе которых лежат внутриязыковые свя-зи»[7,69].

Полное представление о предметной лексике может дать описание разнообразных тематических групп.

По каким же основаниям определенные лексические элемен-ты объединяются в тематические группы слов?

Тематические группы -- это объединения лексем, обозначающих определенную предметную сферу. Выделение этих групп основано на внеязыковых критериях, поэтому, как правило, у членов рассматриваемых рядов нет общих семанти-ческих признаков. Ф. П. Филин справедливо указывает на «ней-тральные» или «нулевые» связи между словами, входящими в тематические группы[9,84].

Чаще всего в составе тематических групп реализуются ро-до-видовые связи денотатов (например, растение--дере-во, кустарник, цветок и т.д.; мебель --шкаф, стол, стул и т.д.). Между родовым и видовым понятиями существуют инклюзив-ные отношения, т. е. отношения включения: «происходит вклю-чение более низкого класса в более высокий класс классов, т. е. категорию». Поэтому в значении членов тематической группы имплицитно содержатся два семантических признака: обобщаю-щий. интегрирующий (например, «мебель») и дифференцирую-щий, который отграничивает один экземплирующий член ряда от другого.

Нередко в качестве интегрирующего компонента значения выступает общая функция членов тематической группы. На-пример, существительные изба, хата, дом, юрта объединяются по общей функции -- они обозначают жилище человека. В по-добных случаях можно говорить о функциональных группах как особой разновидности тематических групп .

Элементы тематических групп могут быть связаны как це-лое и его ч а с т и (например, платье--рукав, воротник, пу-говицы и т. д.).

В силу того, что выделение тематических групп происходит по экстралингвистическим критериям, сами эти группы могут быть более широкими и более узкими. К тематическим группам можно отнести и «классы слов, которые объединяются одной и той же типовой ситуацией»[12,75], т. е. ситуативные ряды слов (например, все слова, связанные с темой «магазин», «спорт» и т. д.).

К ситуативным рядам слов близки ассоциативные группы, в которых слово-стимул объединяет группу определенных ассоциатов (например, корова, коза -- молоко, трава, ферма, мясо).

Общий элемент (лексему), вокруг которого объединяются все члены тематической группы, называют «архилексемой», «классемой» (Э. Косериу), тематической доминантой (В. Мор-ковкин), семантической темой (Д. Н. Шмелев), опорным, клю-чевым словом.

Таким образом, тематические группы--объединения слов логического порядка. «Изучение подобных группировок слов по-могает вскрыть, как, в каких лексических единицах идет опредмечивание материального мира, как членится при помощи лек-сики опыт данного народа»[12,90].

Как правило, тематическая классификация лексики допол-няется рассмотрением внутриязыковых связей и отношений между единицами тематических групп. В составе тематических разрядов слов выделяются лексико-семантические группы -- классы слов, объединенных хотя бы одним общим се-мантическим признаком.

Две классификации лексического материала (тематическая, экстралингвистическая и лексико-семантическая, лингвистиче-ская) не противоречат друг другу. Они дают возможность пол-нее описать определенные пласты лексики (прежде всего кон-кретной) и проследить их развитие.

Представляя словарный состав русского языка ХI-ХШв. как сложившуюся систему , авторы «Словаря русского языка XI-ХШ» собрали из разных памятников письменности слова с данным корнем., их насчитывается около 109 слов, чтобы объединить их в тематическую группу, необходимо выяснить значение корня «бел».

В общеиндоевропейском языке существовал корень «вhе», который имел значение «сиять», «блестеть».

С этим корнем появились слова и создали тематическую группу, зафиксированную в «Словаре русского языка XI - XVII вв.». Эти слова имеют несколько лексических значений и, следовательно, распадаются на несколько групп. Первая группа имеет общее для всех слов значение с элементом цвета: «белый, светлый, осветленный, белесый, неокрашенный».

Так белена - растение, названо так за свои беловатые листья

БЂлка - это животное получило имя по цвету меха белой очень редкой дорогой породы.

БЂлило - белая краска;

БЂлодушка - животное с белом мехом на передней части шеи;

БЂлок - яичный белок;

БЂлуга - рыба с белым мясом;

БЂль - белизна, белый цвет;

БЂлье - отбеленный холст полотно;

БЂльце - сорт яблок.

Являясь неотъемлемым компонентом природного окружения века, цвет постоянно оказывает на него влияние. Цвет уко-рен в культуре, он выступает эстетическим эталоном, являет-ся важным критерием качества при оценке окружающего мира. Таким образом, выступает как самостоятельное явление культуры, как элемент стиля, образа жизни.

Исследователи с давних пор обращали внимание на то, что в разных странах, в разных языковых сообществах прослеживается предпочтительность одних цветов другим.

В современной науке теория символа рассматривается с точки зрения различных наук.

В рамках логики символ - это "условный, чувственно восп-ринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею. мысль), предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства (подобия) с тем предметом, ко-торый символ представляет, на который символ указывает" [3. с.533].

Более точное определение символа мы находим в литерату-роведении: "Символ - это предметный или словесный знак, ус-ловно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, который и определяет самый характер качества символа. Символом могут служить предметы, животные, признаки предметов, действия. Так. хлеб-соль - символ гостеприимства, змея - символ мудрости, голубой цвет - символ надеж-да В основе своей символ всегда имеет переносное значение.

Данные определения символа выявляют в нем такие важные стороны нашего исследования свойства, как отсутствие в нем формального сходства с обозначаемым предметом или явлением, и в же время указывают на присутствие в символе скрытого сравнения, которое связано с культурой и историей народа.

В лингвистическом аспекте наиболее глубоко природу слов-символов исследовал А.А.Потебня. Известно его мнение, « язык вообще по своей сути явление символическое. В ре-зультате исследования славянской народной поэзии А.А.Потебня установил, что за определенными словами кроме их основного назначения закрепилось значение определенного символа. Он пишет:"Слово выражает не все содержание понятия, а один из признаков, именно тот. который представляется народному возз-рению важнейшим" [12, с.285].

Отмечая тот факт, что "вместе с лексическим ростом языка затемнялось его первоначальное впечатление" [152, с.285]. А.А.Потебня видит одну из причин образования в языке символов в "потребности восстановлять забываемое собственное значение слов" [12. с.2].

В.Виноградов также отмечал существование слов-симво-лов. Так, характеризуя слово "капля", он писал, что "это сло-во означает не только воду или жидкость вообще, но меру, ко-личество всего текучего, того. что лишено твердых очертаний. Слово "капля" становится символом минимального количества че-го-нибудь" [3, с.119].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.