Рефераты. Западное инвестирование в экономику России

рядом  нормативных  документов  Госимущества  России  по процедуре

приобретения иностранцами приватизируемых предприятий.

    Трудности участия  иностранных инвесторов  можно показать  на

конкретном примере.  В августе  1993 г.  во Владимирской  области

сгорел цех акционерного предприятия "Мещералес', у которого 44  %

акций еще не были проданы Фондом имущества. Дирекция  предприятия

обратилась к итальянской  фирме "Интертранспортс центр  С.п.А." с

предложением восстановить цех с внедрением там новых технологий в

обмен на приобретение нереализованных акций. Но для осуществления

этой сделки итальянской фирме потребовалось прежде всего согласие

местных органов  власти на  продажу ей  44 %  акций. Кроме того ,

областной  фонд  имущества  потребовал  от иностранного инвестора

заключение  международного  аудита  о состоятельности итальянской

фирмы (хотя все необходимые документы, подтверждающие ее  статус.

были  представлены),  разрешение  Министерства  Финансов  РФ   на

приобретение приватизационных чеков,  и еще пять  требований. Все

это заставило итальянскую фирму отказаться от участия в торгах  и

искать другие, менее легитимные, но  вполне нормальные с  точки

зрения здравого смысла пути  участия в приватизации. В  результате

указанный  пакет  акций  по  просьбе  иностранного  инвестора был

приобретен  российской   посреднической  организацией   под   его

финансовые гарантии.  Это позволило  инвестору избежать  излишних

формальностей и  неоправданных платежей  и к  удовлетворению всех

заинтересованных  сторон  быстро  решить  возникшие  проблемы  по

участию иностранного капитала в восстановлению цеха.

     После  выполнения    инвестиционной  программы   итальянской

фирмой "Мещералес"  стала называться  "Интермещералес" и  приняла

решение об  увеличении размера  уставного капитала.  Казалось бы,

операция простая и не  требует особых затрат и  усилий инвестора.

Но на деле  получилось не так.  Для официальных регистраций  всех

изменений  в   Уставе  "Интермещералес"   и  получения   прав  на

беспошлинный ввоз технологического оборудования в счет  уставного

капитала, потребовалось 19 видов различных документов.  Документы

не  рассматриваются  параллельно,  а  только последовательно, что

затягивает     процедуру     на     три-пять     месяцев.   Такая

заформализованность препятствует  расширению участия  иностранных

инвесторов в экономической деятельности.

    Но  не  смотря  на   проблемы,  связанные  с   приватизацией,

иностранные  инвесторы   с  пристальным   вниманием  следят    за

перипетиями  приватизации,  всеми  ее  падениями  и взлетами.  До

осени  1994  г.  рынок  ценных   бумаг  в  России  был на большом

подъеме.   В Госкомимущества  любовались на  новые фондовые пики,

строили дальнейшие планы  разгосударствления  и   акционирования,

рассчитывая  пустить   в  продажу   акции  и   госпакетов  акций,

закрепленных  в  госсобственности  в  нефтяных и других отраслях.

Именно под влиянием этой эйфории возникла уверенность,  что можно

перечислить в бюджет 9 трлн. руб. от приватизации.

    Планов было много. Им не суждено было сбыться. В конце  осени

фондовый рынок неожиданно рухнул.   И не сумел подняться даже  на

треть от прежних показателей до июня 1995 г. Тяжелейшая стагнация

воцарилась в первом полугодии.   Оно было потрачено на то,  чтобы

хотя бы  устоять на  ногах, подготовиться   к   лучшим  временам.

Попыткам ГКИ  приблизить их  мешал парламент,   который  выступал

резко против реализации ценных бумаг нефтяных АО.

    То  была  не  единственная   причина  неудач в прогнозах.   В

конце  1994  г.  все  международные  новые рынки потряс мощнейший

непредвиденный  кризис  в  финансовом  секторе Мексики. Оказалась

втянутой   и   Россия.   Напуганные   мексиканскими     событиями

зарубежные  инвесторы не только не пошли в российскую  экономику.

Они   начали   в   массовом   порядке     сбрасывать   "вэбовки",

"еврооблигации",  другие  бумаги  Минфина.  Страхов добавил также

"фактор  Полеванова",    потребовавшего  национализировать  (   и

поддержанного в парламенте ) ряд приватизированных отраслей,  что

тут  же  вызвало  сброс,  но  уже  акций многих российских АО. Не

прибавила  оптимизма  война   в   Чечне,   вызвавшая  сомнения  в

способности российских властей отвечать по своим обязательствам.

    Однако " план 9 трлн.   " оставался, и ГКИ нужно было  срочно

что - то сделать для его выполнения.   В мае 1995 г.  вышел  указ

президента, который потребовал  от правительства резко  сократить

госдолю в смешанных АО,  чтобы стало возможным продать на рынке

больше акций, чем намечалось ранее.

    Радикально была  снижена выкупная  цена на  землю, занимаемую

предприятиями. До мая она  в 200 раз превышала  годовой земельный

налог. У производств просто не было таких средств.  Президентским

указом  цену уменьшили до  10-кратной.  Процесс  выкупа  участков

сразу пошел очень интенсивно.  Около 1,5 тыс.   предприятий стали

землевладельцами.   Особенно малые  и средние.   Крупным  трудней

мобилизовать необходимую  сумму. То  есть удалось  добиться того,

чего не сумели  в  1992-1994  гг.  Правда, и  сегодня  приходится

преодолевать ожесточенное сопротивление в Госдуме,  где готовится

Земельный кодекс,  прямо  запрещающий  куплю-продажу земли.

    В дополнение к этим двум источникам поступлений от

приватизации в федеральный бюджет  Госкомимущества сумел в апреле

собрать с регионов их  планы-графики продаж акций, согласовать  и

утвердить со всеми субъектами  Федерации. Речь идет о  примерно 6

тыс. предприятий, 80% из которых уже проданы.

    В отличие  от  реализации земли под производствами,   которую

указ   запустил   немедленно,     для   раскрепления   госпакетов

требовалось      специальное   постановление       правительства.

Категорически   против  выступали  ряд  отраслевых  комитетов   и

ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо июля завершился  лишь

в сентябре.

    Средства  от  продажи  земли  остаются  в  основном в местных

бюджетах, что уменьшило   поступления  в   федеральную казну.   В

августе   ситуация    стала   просто    критической   для    ГКИ:

запланированных доходов  от приватизации  не набиралось.   Ни  от

реализации участков,  ни 6 тыс. предприятий, ни госдолей в АО.

    В августе  начался некоторый  подъем на  рынке ценных  бумаг,

который быстро  угас из-за  полной непредсказуемости  результатов

парламентских выборов. Чтобы переломить ситуацию, в ГКИ вернулись

к идее  консорциума коммерческих  банков,   предложивших в  марте

прокредитовать   правительство  под  залог  акций.  Схема  теперь

видоизменилась (что отразилось в указе президента от 31.08.95.  о

раскреплении и продаже ценных  бумаг). Сформировался новый  спрос

инвесторов,  в  том числе иностранных,  которого прежде не  было.

Если у участника нет  конкретной  кредитной схемы, он выбывает из

игры.  Сохраняются  и  другие  ограничения.  По  ст.9  Закона   о

приватизации   запрещено   участвовать   в   торгах   юридическим

лицам, где  госдоля   свыше  25%.   Сильно  лимитирован  доступ на

аукционы по  залогу самих  эмитентов, чьи  акции выставляются  на

тендер.  Купить  можно  не  более  10%  и держать их разрешено не

дольше одного года.

    Другой  проект   Госкомимущества  состоит   в   отборе    136

эффективных  АО,  чьи   акции  ГКИ  намерен  продавать  под своим

жестким  контролем,   не  доверяя  регионам.   Это  ряд    лесных

холдингов,  пользующихся  больших спросом у инвесторов,  нефтяных

компаний  (существующих  и  вновь  создаваемых),  транспортных (в

частности,   речных)   предприятий.   Графики   реализации    уже

опубликованы.

    Третий план Госкомимущества:  совместно с Российским  центром

приватизации организовать продажу 49%  акций Связьинвеста.  После

переговоров  с   крупными  банками   и  финансовыми    компаниями

оказалось,   однако, что  сразу реализовать  такой большой  пакет

нереально. Решено в  1995 г.   остановиться на 25%,  а в 1996  г.

разместить 24%. По правилам Мирового банка был  проведен  тендер.

Победил  консорциум,   который  возглавляет  банк  " Ротшильд энд

Санс" уже  заключивший с  ГКИ контракт  и приступивший  к работе.

Первый вице-премьер А.Чубайс встречался с другими стратегическими

инвесторами, готовыми приобрести вторую часть пакета.

    Начались аукционы  по  залогу.  Планируется выставить  на них

акции еще ряда предприятий -  ЮКОСа,  Сибнефти,  Братского  ЛПК и

др. В итоге всех этих программ ГКИ надеется выполнить задания  по

приватизации. От продажи земли и региональных аукционов собрать в

федеральный   бюджет  500-700  млрд.   руб.   От  реализации  136

предприятий - 1-1,5 трлн.  руб.  От схемы  по залогу - 2-3  трлн.

руб.   От  продажи  бумаг  Связьинвеста  -  1,5  трлн.  руб. Т.е.

Госкомимущества выходит на выполнение правительственного задания.

    В 1996 г.  заканчиваются сроки закрепления  госпакетов многих

АО. В т.ч. ЮКОСа,  ЛУКойла, Сургутнефтегаза, что тоже дает шанс на

получение средств  в федеральный  бюджет.   Предполагается полная

приватизация  финансовых  институтов  с  большой долей в уставных

капиталах   -    Сбербанка,    Внешторгбанка,    совзагранбанков,

Ингосстраха,    Росгосстраха  и   др.    Их  бумаги   планируется

реализовывать по индивидуальным схемам для  формирования  лучшего

спроса.   ГКИ  намерен   и  дальше  заниматься   административным

пробиванием новых эффективных вариантов подготовки предприятий  к

приватизации,   продажи их  акций.   На 1996  г. запланированы 11

трлн.  руб., что с учетом дефлятора сохраняет прежнее задание в 9

трлн. руб.  Реализуемость этих планов решается сейчас.  Все ждут,

получит ли Госкомимущество намеченные суммы.



              2. Законодательно-правовые нормы об

                иностранных инвестициях в России


    Основные   проблемы   переходного   этапа   нашей   экономики

связанны  с   отсутствием  достаточно   понятных  ,   корректных,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.