Рефераты. Выработка конкурентоспособных стратегических решений на основе подходов к менеджменту

Координация - центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Это одна из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило, менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.

4.8. Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

В основе административного подхода лежат административные методы менеджмента, которые опираются на:

1)  систему законодательных актов страны и региона;

2)  систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

3)  систему планов, программ, заданий;

4)  систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

В систему законодательных актов страны входят федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории всей страны. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей должны учитываться научные подходы к менеджменту, охватывающие все теоретические и практические аспекты управления. Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества жизни населения, целями первого уровня — обеспечение конкурентоспособности страны, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, развитие макросреды и инфраструктуры всех регионов, применение современных методов экономического регулирования и менеджмента. Далее определяются цели второго третьего и других уровней дерева целей развития страны. Прецедента разработки программы с подобным деревом целей в настоящее время нет. Имеются отдельные, не взаимосвязанные между собой законодательные акты и программы, направленные на решение отдельных проблем.

В систему законодательных актов регионов входят аналогичные федеральным акты, дополняющие и подробнее раскрывающие их, но не противоречащие им. В промышленно развитых странах система региональных законодательных актов, как правиле шире и глубже федеральных (по системе пирамиды: чем ниже уровень, тем больше регламентирующих показателей и актов).

В систему нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы (вышестоящей организации) и действующие только в данной фирме (в структуре вышестоящей организации). По сравнению с вышерассмотренными законодательными актами документы фирмы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов всех подсистем системы менеджмента конкретной фирмы, а также технические (их количество в настоящее время преобладающее) и экономические документы.

Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т.п. подсистемы системы менеджмента), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования! возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Система взаимосвязанных планов, программ и заданий тоже относится к административным методам менеджмента, т.к. их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива. Чтобы меньше было срывов, нужно добиваться высокого качества планов, программ и заданий.

Рассмотренные вкратце три административных метода менеджмента давно применяются, апробированы (правда, качество этих актов и документов желает быть лучшим).

4.9. Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас.

В основе мотивации лежат потребности, матрица которых приведена в табл. 1.

Таблица 1

Матрица потребностей

Признак потребности

Характеристика признака

1. Место в иерархии потребностей

1.1.  Первичные (низшие)

1.1.1.      Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности)

1.1.2.      Безопасность, защищенность

1.2.  Высшие

1.2.1.      Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании)

1.2.2.      Духовные потребности

1.2.3.      Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей

2. Что влияет на потребность

2.1. Национальность

2.2. История

2.3. География

2.4. Природа

2.5. Пол

2.6. Возраст

2.7. Социальное положение

3. Историческое место потребности

3.1. Прошлые

3.2. Настоящие

3.3. Будущие

4. Уровень удовлетворения потребности

4.1. Полностью удовлетворенные

4.2. Частично удовлетворенные

4.3. Неудовлетворенные

5. Степень сопряженности потребности

5.1. Слабо сопряженная с другими потребностями

5.2. Сопряженная

5.3. Сильно сопряженная (автолюбитель и бензин, лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т.п.)

6. Масштаб распространения

6.1. Географический: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по образованию, внутри группы по доходу

7. Частота удовлетворения

7.1. Единично удовлетворяемые

7.2. Периодически удовлетворяемые

7.3. Непрерывно удовлетворяемые

8. Природа возникновения

8.1. Основные

8.2. Вторичные

8.3. Косвенные

9. Применяемость потребности

9.1. В одной области

9.2. В нескольких областях

9.3. Во всех областях

10. Комплектность удовлетворения

10.1. Удовлетворяется одним товаром

10.2. Удовлетворяется несколькими товарами

10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами

11. Отношение общества

11.1. Отрицательной

11.2. Нейтральное

11.3. Положительное

12. Степень эластичности от дохода и возраста

12.1. Слабоэластичные (для удовлетворения физиологических потребностей)

12.2. Эластичные (для удовлетворения высших потребностей)

12.3. Высокоэластичне (предметы роскоши)

13. Способ удовлетворения

13.1. Индивидуальный

13.2. Групповой

13.3. Общественный

4.10. Ситуационный подход

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Данный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:

1.   Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2.   Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3.   Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.   Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. Установление основных переменных, влияющих на результат работы, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.

Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые могут повлиять на ее успех.

4.11. Гендерный подход

Гендерный подход учитывает различия между мужчинами и женщинами в стиле руководства и методов влияния на подчиненных. Мужчины-менеджеры видят свою работу как серию дел с подчиненными: с награждением за оказанные услуги или наказанием за некачественную работу. При этом они чаще пользуются властью, которую дает занимаемая ими должность. Женщины-менеджеры осуществляют руководство таким образом, чтобы подчиненные преобразовывали свои интересы с учетом интересов группы, ставя перед собой более широкие цели. Свою власть женщины связывают с личными качествами — обаянием, контактностью, умением общаться с людьми и интенсивно трудиться, а не с занимаемой должностью. Основной характеристикой такого стиля является активное взаимодействие с подчиненными.

Сравнивая рычаги административного воздействия на трудовой коллектив, можно увидеть, что женщина более склонна считаться с интересами и мнениями других членов коллектива, чем мужчина, и административные решения она более склонна принимать не единолично, как это делают мужчины, а с согласия работников.

Существуют особенности гендерного взаимодействия на работе. Мужские стратегии «адаптации» к взаимодействию с женщинами включают попытки сохранения и защиты собственных способов делового общения и решения деловых и личностных проблем, предполагающие, в частности, установку на игнорирование силы и компетентности женщины-партнера. Это попытки демонстрации силы и компетентности, при удержании представления о себе как о субъекте, вынужденном включиться в деловую игру, существующую помимо индивидуальных желаний. Женская модель обычно включает налаживание климата доверия и приязни при удержании представления о себе как о субъекте, стремящемся получать удовольствие от выбранной деятельности и активизировать деятельность других людей. Женщины, занимающие руководящие посты, признают за собой роль матери в управлении. Они охотнее, чем мужчины продвигают других. Они не боятся конкуренции, а гордятся успехами своих сотрудников.

При отборе на руководящую должность к женщине предъявляется более высокий стандарт, чем к мужчине; здесь действует правило «Женщина должна быть вдвое лучше мужчины». Женщины чаще назначаются на руководящие роли среднего звена (благодаря хорошим социальным навыкам), в то время как мужчинам предпочитают отдавать позиции первого уровня.

Общими и существенными чертами являются следующие психологические характеристики: высокая коммуникабельность и смелость в установлении социальных контактов, "нежесткое" лидерство, ориентация на мнение референтной группы, эмоциональная устойчивость, практическая направленность мышления, умеренный радикализм: стремление сочетать традиции с инновациями.

Итак, мы закончили рассмотрение теории и практики применения к менеджменту 11 научных подходов, которые не дублируют друг друга, а раскрывают разные аспекты менеджмента - сложного инструмента выживания на рынке в условиях жесткой конкуренции.



ЛИТЕРАТУРА:

1.   Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. С. 441-447

2.   Ломакина С. Национальная специфика и социально-психологические особенности русских бизнес-леди. // Управл. персоналом, № 7, 2002. С. 59-60

3.   Минигалиева М.Р. Взрослый в семье и на работе: гендерный контекст проблемы. // Психология зрелости и старения, № 3, 2001. С. 5-19

4.   Психология менеджмента. Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб, 2000. С. 351-389

5.   Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: - М., 1998. С. 122-125

6.   Фатхутдинов Р. А. – Стратегический менеджмент, М.:99


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.