По итогам 2008 года на предприятия внешней сборки поставлено 112 158 шт. машинокомплектов и силовых агрегатов.
Кроме поставок комплектов на внутренний рынок, ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет поставки автокомплектов в такие страны, как Украина, Казахстан и Египет.
Это позволяет сохранить выпуск остающихся востребованными рынком моделей LADA и в тоже время освободить мощности для производства новых семейств. Принимая решение по организации внешней сборки, ОАО «АВТОВАЗ» учитывает целый ряд экономических и социальных факторов в странах.
В 2008 году поставлено на предприятия внешней сборки в страны дальнего зарубежья и СНГ в общей сложности 70 160 единиц сборочных комплектов. По сравнению с 2007 годом объем поставок снизился на 19%. Из них:
- отгружено на сборочные заводы Украины – 63 078 шт. (LADA 2104, 2107, LADA Samara, LADA 110, LADA 4х4).
- на сборочный завод в Казахстане – 3 770 шт. (LADA Samara, LADA 4х4).
- на сборочный завод в Египте – 3 312 шт. (LADA 2107, LADA 110).
В целом проведенный анализ хозяйственной деятельности показал удовлетворительное состояние предприятия.
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
в ОАО «АВТОВАЗ» на примере ремонтного цеха 48/3
Анализ использования трудовых ресурсов в цехе 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ».
Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов. Для этого проведем анализ использования фонда рабочего времени, производительности и рентабельности персонала на примере структурного подразделения предприятия, а именно, цеха 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ».
Полное фирменное наименование анализируемого подразделения:
Цех 48/3 сборочно-кузовного производства ОАО «АВТОВАЗ».
Сборочно кузовное производство является структурным подразделением ОАО «АВТОВАЗ». Сборочно-кузовное производство – самое крупное подразделение предприятия. В цехах СКП отдельные узлы собираются в единое целое, и плод работы коллектива предприятия – новый автомобиль – сходит с конвейера. Сегодня в сборочно-кузовном производстве осуществляется сварка, окраска и сборка моделей. Приоритетное направление в деятельности СКП – работа над качеством. Сегодня в технологии сборки используется новая система контроля качества.
Цех 48/3 является инструментальным цехом. В этом цехе происходит изготовление оснастки. Большинство механических деталей серийного автомобиля изготавливается путем литья или штамповки с помощью так называемой оснастки - прессформ, матриц, пуансонов и т. п. Когда оснастка есть, не составляет труда создать нужное количество копий деталей. Однако само производство оснастки представляет собой достаточно сложный процесс, выполняемый в инструментальных цехах и функциональных отделах. При изготовлении оснастки используются станки с ЧПУ, выполняющие токарные, фрезерные, а также электроэрозионные операции - в сущности, это универсальные комбайны, способные сделать любую деталь.
Организационная структура цеха 48/3 представлена на рис. 2.4.
Рис. 2.4 Организационная структура цеха 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ»
Для анализа фонда рабочего времени воспользуемся таблицей 2.9, в которой приводятся данные плановых значений показателей и фактические значения работы цеха 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ» в 2008 году.
Таблица 2.9 - Использование трудовых ресурсов цеха 48/3 в 2008 году
Показатель
Значение показателя, 2008 г.
Изменение (+,-)
план
факт
1
2
3
4
Среднегодовая численность рабочих (ЧР)
201
197
- 4
Отработано дней одним рабочим за год (Д)
214
203
-11
Отработано часов одним рабочим за год (Ч)
1716
1619
-97
Средняя продолжительность рабочего дня (П), ч
8.00
7,97
-0,03
Общий фонд рабочего времени (ФВР) , чел-ч
344916
318943
-25973
Как показывает таблица 2.9 в цехе 48/3 СКП фонд рабочего времени за отчетный 2008 год меньше планового на 25 973 ч, в том числе за счет изменения:
а) численности рабочих
ФВР чр = (ЧР1-ЧР0) Д0 П0 = (201-197) × 214 × 8 = -6848 ч;
б) количества отработанных дней одним рабочим:
ФВР д = ЧР1 × (Д1 - Д0) × П0 = 201 × (203-214) × 8 = -17 688 ч;
в) продолжительности рабочего дня
ФРВ п = ЧР1 × Д1 × (П1 – П0) = 201 × 203 × (7,97-8) = -1224 ч.
Как следует из расчетов, в цехе 48/3 имеющиеся трудовые ресурсы используются недостаточно полно. В 2008г. было отработано 203 дня вместо нормативных 214, в силу чего целодневные потери рабочего времени на одного рабочего увеличились на 11 дней.
Довольно несущественны внутрисменные потери рабочего времени (за один день они составили 0,03 часа, а за все отработанные дни всеми рабочими – 201×203×0,03 = 1224 часа) и средняя продолжительность рабочего времени максимально приближена к нормативной (8 ч).
Общие потери рабочего времени –18912ч (17 688 +1224), или 0,05%, что в сравнении с общим фондом рабочего времени небольшое значение.
Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени сопоставляют данные фактического и планового баланса рабочего времени (таблица 2.10).
Таблица 2.10 - Показатели использования фонда рабочего времени в цехе
48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ»
ед. изм.
На одного рабочего
Изменение
На одного
рабочего
На всех рабочих
5
6
1. Календарный фонд времени
дн
365
-
2. Нерабочие дни - всего
107
В том числе: праздничные
12
выходные
95
3. Номинальный фонд времени, в т.ч. целодневные простои
258
4. Невыхода всего
32
55
23
4531
В т.ч. ежегодные отпуска
кдн
18
35
17
3349
отпуска по учебе
разрешенные законом
-1
-197
болезни
9
15
1182
с разрешения администрации
394
прогулы
0
5. Полезный фонд времени 1 рабочего в днях (3-4)
220
-17
-3349
6. Продолжительность дня номинальная
час
8,00
7. Номинальный фонд времени 1 рабочего (5*6)
1 760
1 624
-136
-26 792
8. Сокращение номинального фонда 1 рабочего - всего
25
30
985
в т.ч. предпраздничные дни
20
работа с неп. раб. днем
льготное время для подростков
8
591
по вредности
ночные смены
9. Полезный фонд времени 1 рабочего (7-8)
1735
1594
-141
-27777
10. Сред. продолжительность рабочего дня
-5,91
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28