Государственный внешний долг и государственные внешние активы Российской Федерации согласно Закону № 115 – ФЗ от 15 августа 1996 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» классифицируются по трем признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика.
В соответствии с этими признаками внешний государственный долг делится на следующие виды: внешний долг СССР, внешний долг перед СССР, внешний долг перед Российской Федерацией, чистая внешняя задолженность Российской Федерации.
Все внешние долги Российской Федерации и перед Российской Федерации учитываются в разрезе международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, а внешние долги СССР и перед СССР учитываются только правительствами иностранных государств, банков и фирм, так как СССР не имел никаких отношений с международными финансовыми организациями.
Согласно приказу Министерства Финансов Российской Федерации № 1н от 6 января 1998 года «О бюджетной классификации Российской Федерации» государственный внешний долг Российской Федерации с 1 января 1998 года классифицируется по единственному признаку – типу кредитора. В соответствии с этим приказом Министерство Финансов выделяет долги по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций.
Государственный долг, как внешний, так и внутренний, возникает вследствие займов. В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков:
1. По эмитентам – займы, размещаемые федеральными и территориальными органами управления.
2. В зависимости от места размещения – внешние и внутренние займы.
3. В зависимости от обращения на рынке – рыночные и не рыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются, а нерыночные не могут менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке.
4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком до одного года), среднесрочные (со сроком погашения от одного до пяти лет) и долгосрочные ( от пяти лет и выше).
5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные займы. Закладные обеспечиваются конкретным залогом, а беззакладные обеспечиваются всем имуществом государства.
6. По выплачиваемому доходу – выигрышные, процентные, с нулевым купоном.
7. В зависимости от метода определения дохода – займы с твердым и плавающим доходом.
8. В зависимости от соблюдения срока погашения займа – с правом и без права досрочного погашения.
1.3 Управление государственным долгом
Государственный долг является рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг дает возможность законодательным и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы.
Одновременно с этим государственный долг выступает как объект управления.
Управление государственным долгом – это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным долгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
Государство с помощью управления государственным долгом решает следующие задачи:
1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию социально-экономических программ.
2. Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов.
3. Сохранение у Российской Федерации репутации государства всегда отвечающего по своим обязательствам.
4. Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга
5. Контроль за эффективным и целевым использованием заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов.
6. Своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним.
7. Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
8. Координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных обязательств.
9. Решение прочих задач, определенных финансовой политикой Российской Федерации.
Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:
1. Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения
2. Конверсия и консолидация государственного долга – изменение доходности и сроков функционирования выпущенных займов. Часто использовались в советский период и носили принудительный характер
3. Унификация займов – объединение нескольких выпущенных займов в одном новом займе
4. Рефинансирование государственного долга – погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. При рефинансировании при построении графика новых выпусков займов исходят из необходимости увязки сроков их размещения с датами погашения облигаций предшествующих выпусков
5. Погашение займов – выкуп облигаций у инвесторов, проведения тиражей по выигрышным и процентным займам
6. Обмен облигаций по регрессивному соотношению – то есть, несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой облигации
7. Отсрочка погашения займов
8. Аннулирование государственного долга
Страны с рыночной экономикой обычно не используют приведенные выше приемы управления государственным долгом, так как такие методы ведут к падению рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Применение таких методов наблюдалось только в самых тяжелых финансово-бюджетных кризисах.
Обычно используются такие методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.
Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но другие приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клубов разработка программ конверсии внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективными могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, выкуп долгов правительством на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции.
От проведения таких операций Россия не только получит облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению Программы приватизации, дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.
С конца 1998 г. государственный долг функционирует под знаком новации по государственным ценным бумагам. Новация — это замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.
Новация явилась следствием долгового кризиса, который в свою очередь вызван кризисом экономики и финансов России.
Источники погашения внешнего долга
Таблица 1
Варианты
Средства платежа
Источники
1
Наличные денежные средства
Бюджетные доходы, налоговые и неналоговые. Финансирование, реализация госактивов, запасов имущества, собственности (приватизация), государственные займы внутренние, в том числе кредиты ЦБ, внешние.
2
Государственные ценные бумаги
Эмиссия нового государственного долга
3
Корпоративные ценные бумаги
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях
4
Товарные поставки
Государственные закупки
5
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран)
Платежи российских заемщиков
6
Иные государственные активы
Иные государственные права (государственный земельный фонд и др.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12