Рефераты. Внешнеторговая деятельность фирмы: основные особенности

       контракта определяют конкретную схему взаимодействия торговых парт-

       неров, то есть, с одной стороны - движения товара, с другой стороны -

       движения денег. Основой этой схемы является механизм международных

       расчетов, регулирующий сам процесс торговли.

         В связи с этим, рассмотрение различных условий и форм международных

       расчетов  поднимает  вопрос  определения  наиболее  выгодных условий

       с точки зрения фирмы.


         III. ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ.


         Международные расчеты можно рассматривать, как механизм регулирова-

       ния платежей по обязательствам, возникающим в результате экономическо-

       го взаимодействия фирм различных государств. Расчеты производятся без-

       наличным путем на счетах банков, которые играют важнейшую роль в си-

       стеме международных расчетов.

         Во время заключения торгового контракта экспортер и импортер опреде-

       ляют условия расчетов, а именно средства платежа и способ платежа.

         В качестве средств платежа на сегодня можно выделить:

         - чеки (в российской практике международных расчетов по торговым

           сделкам не используются);

         - тратты (переводные векселя);

         - банковские телексные переводы;

         - инструкции системы SWIFT (только в банках, являющихся участниками

           системы).

         Основные способы платежа:

         1. Авансовый платеж;

         2. Оплата после отгрузки;

         3. Оплата после получения товара (торговля по открытому счету);

         4. Документарный аккредитив;

         5. Документарное инкассо.

         Выбор способа платежа - важная задача, поскольку он определяет схему

       движения денежных средств и товара. Каждый из способов платежа имеет

       свои преимущества и может быть наиболее выгоден кому-либо из партнеров.


         1. Авансовый платеж.


         Получение полной оплаты авансом перед отгрузкой является наиболее

       безопасным вариантом для экспортера. В этом случае экспортер не под-

       вержен риску отказа иностранного покупателя от платежа за товар.

       Авансовый платеж означает также, что экспортер, не предоставляя поку-

       пателю товарного кредита, не должен сам финансировать эту продажу, то

       есть вкладывать денежные средства в оборотный капитал для экспортной

       торговли.

         Очевидным же недостатком авансового платежа для покупателя является

       опасность того, что экспортер не выполнит доставку товара или они по-

       ступят не в надлежащем состоянии и не в соответствии с требованиями

       спецификаций. Производя авансовый платеж, покупатель финансирут прода-

       жу за некоторое время до поступления товара в его распоряжение. В том

       случае, если экспортер не выполнит своей части обязательств по кон-

       тракту, импортер сможет применить лишь юридическое воздействие через

       суд, если это оправдает его затраты времени усилий и денег, ведь су-

       дебный орган может, в том числе, находиться в стране экспортера или

       в третьей стране.

         В международной торговле широко используется частична предоплата,

       при которой вторая часть цены товара оплачивается при помощи иного

       метода. Этот вариант получил распространение несмотря на то, что по

       отношению к остатку платежа экспортер должен согласиться на один из

       менее безопасных с его точки зрения способов платежа.


         2. Оплата после отгрузки.


         В этом случае согласно контракту продавец оплачивает товар только

       после того, как будет произведена отгрузка. По этой схеме экспортер

       должен послать телеграмму или телекс покупателю, извещая его об от-

       грузке, и указать все подробности отгрузки. После этого продавец ожи-

       дает немедленного выполнение платежа покупателем. Если импортер не

       выполнит платеж после отгрузки, то экспортер все еще имеет право

       собственности на товар, поскольку держит у себя документы на право

       собственности.

         Для импортера данный способ несколько безопаснее авансового платежа.

       Для экспортера же возникает вопрос о том, что делать на месте назначе-

       ния с товаром в случае отказа от оплаты, ведь товар уже в пути.


         3. Оплата после получения товара (торговля по открытому счету).


         Данный способ представляет собой продажу в кредит, при которой у

       экспортера нет никакой гарантии, что покупатель рассчитается со своим

       долгом в предусмотренные сроки.

         Экспортер отправляет товар покупателю вместе с отгрузочными докумен-

       тами, следовательно, он теряет контроль над товаром, а также свое юри-

       дическое право собственности на него. При этом импортер, давая согласие

       оплатить товары в оговоренный срок в будущем, может распоряжаться то-

       варами по своему усмотрению.

         В отличие от авансового платежа, оплата после получения товаров обе-

       спечивает экспортеру наименьшую степень безопасности, импортеру же на-

       оборот - наибольшую степень свободы.

         Данный способ расчетов предполагает большое доверие к импортеру, ко-

       торое возникает, как правило, в процессе регулярных деловых отношений

       между торговыми партнерами.

         Следующие два способа платежа, предусматривающие использавание спе-

       циальных банковских процедур, - документарный аккредитив и документар-

       ное инкассо. Эти способы имеют особое значение в плане безопасности

       международных  расчетов, как гарантии получения платежа за товар,

       а также получения товара.


         4. Документарный аккредитив.


         Доля аккредитивной формы в международных расчетах значительно скром-

       нее по сравнению с другими формами, однако, именно аккредитив наиболее

       полно обеспечивает своевременность получения экспортной выручки, то

       есть максимально отвечает интересам экспортера.

         Использование аккредитивов в международных расчетах регулируется

       специальным документом - "Унифицированные правила и обычаи для доку-

       ментарных аккредитивов", который разработан Международной Торговой Па-

       латой (ICC). Эти правила периодически дополняются и изменяются исходя

       из тенденций развития международной торговли и расчетов. В настоящее

       время действуе редакция Правил от 1993 г.

         Документарный аккредитив представляет собой денежное обязательство

       банка, выставляемое на основании поручения его клиента - импортера,

       в пользу экспортера. Банк, выдающий обязательство, должен произвести

       платеж экспортеру или обеспечить осуществление платежа другим банком.

       (Тратта - документ, содержащий приказ продавца (экспортера) покупателю

       (импортеру) произвести платеж определенной суммы в указанный срок).

       Обязательство банка является условным, так как его реализация связана

       с выполнением экспортером определенного требования - предъявления в

       банк предусмотренных аккредитивом документов, подтверждающих выполне-

       ние всех условий аккредитива.

         Согласно Унифицированным правилам, в каждом аккредитиве должен быть

       четко оговорен способ его исполнения путем: платежа по предъявлении

       документов; путем платежа с рассрочкой по предъявлении документов;

       негоциации (покупки) тратт бенефициара (получателя платежа).

         Во всех инструкциях в контракте по открытию аккредитива или измене-

       нию его условий должен быть указан четкий перечень документов, против

       которых производится платеж с аккредитива.

         От бенифициара (экспортера) по условиям аккредитива может требовать-

       ся предоставление таких документов:


         1) Коммерческий счет. Обязательный к составлению документ, содержа-

       щий информацию об условиях аккредитива, о порядке отгрузки и о самом

       товаре.

         2) Транспортные документы. Они выписываются грузоперевозчиком в удо-

       стоверение того, что товар принят им к перевозке. В качестве транс-

       портных документов выступают: при железнодорожных перевозках - желез-

       нодорожная накладная; при авиаперевозках - авианакладная; при автодо-

       рожных - автодорожная накладная; при морских - коносамент.

         3) Коммерческие документы. К их числу относятся документы, дающие

       качественную и количественную характеристику товара. Коммерческими

       документами являются: спецификация, упаковочный лист, сертификат ка-

       чества, свидетельство происхождения, страховой полис и некоторые дру-

       гие документы.

         Существуют различные виды аккредитивов, например:

         - отзывный и безотзывный;

         - подтвержденный и неподтвержденный;

         - револьверный (возобновляемый);

         - покрытый и непокрытый.

         Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком - эми-

       тентом в любой момент без предварительного уведомления бенефициара.

       В связи с этим, в международных расчетах применяется только безотзывный

       аккредитив, который, соответственно, не может быть аннулирован или из-

       менен без согласия всех заинтересованных сторон.

         Подтверждение аккредитива подразумевает дополнительную гарантию пла-

       тежа со стороны другого банка, не являющегося банком - эмитентом.

       В некоторых случаях открытие иностранными банками (например, из Вос-

       точной Европы) аккредитивов в пользу российских фирм, не дает бенефи-

       циарам полной гарантии платежа. Поэтому, целесообразно добиваться

       подтверждения таких экспортных аккредитивов третьими банками - круп-

       ными иностранными банками корреспондентами.

         В расчетах по импорту подтверждение по аккредитивам российских бан-

       ков со стороны иностранных банков не только желательно, но и подчас

       неизбежно, поскольку часто только с помощью первоклассного зарубежно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.