Рефераты. Вертикально-интегрированные нефтяные компании

— совершенствование товара заключается в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых или усовер­шенствованных товаров для существующих рынков.

Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у сферы деятельности компании прочные позиции и/или когда компания может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизон­тали.

Регрессивная интеграция заключается в попытках ком­пании приобрести или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под жесткий контроль систему распределения. Горизонтальная интегра­ция заключается в попытках компании приобрести или поста­вить под более жесткий контроль ряд предприятий-конкурен­тов.

Диверсификационный рост оправдан в тех случаях, ког­да отрасль не дает компании возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами этой отрас­ли значительно привлекательнее. Диверсификация не означа­ет, что компании следует браться за любую подвернувшуюся возможность. Компания должна выявить для себя направле­ния, которые будут содействовать устранению имеющихся у нее недостатков. Существуют три разновидности диверсифи­кации:

— концентрическая диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары компании;

— горизонтальная диверсификация, т.е. пополнение своего ассортимента изделиями, которые не связаны с выпу­скаемой продукцией, но могут вызвать интерес существую­щих потребителей;

— конгломератная диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, не имеющими никакого от­ношения ни к применяемой компанией технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам.

В настоящее время наблюдается тенденция превраще­ния крупных компаний, заинтересованных в своем дальнейшем росте, в транснациональные компании. Из этноцентрических компаний, рассматривающих свои зарубежные операции как нечто второстепенное, они трансформируются в геоцентрические компании, считающие единым рынком весь мир. Рост компании является одним из главных источни­ков увеличения ее эффективности и средством выживания в конкурентной борьбе. Одной из причин, стимулирующих рост компаний, является стремление к экономии на масшта­бе сферы деятельности.

В долгосрочном периоде не существует оптимального размера компании, т.к. ее рост ограничивается только ресур­сами и способностью управляющих приспособиться к новым масштабам организации и сохранить целостность фирмы. Од­нако, чем быстрее рост, тем труднее адаптация управляющей структуры корпорации к изменению внешних условий и тем выше издержки адаптации, противостоящие экономии на ро­сте. С ростом компании должны радикально измениться уп­равленческие функции и организационная структура управ­ления. Только в этом случае она сможет сохранить устойчи­вость и реализовать возможности экономии на росте масшта­бов производства.


Государственное регулирование деятельности ВИНК и увязка государственных интересов с интересами компании

 

Мировой опыт организации и управления предприятия­ми и отраслями топливно-энергетического комплекса свиде­тельствует о необходимости достаточно жесткого регулирова­ния их деятельности со стороны государства. Это обусловлено следующим:

— предприятия комплекса немногочисленны, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значительной степе­ни определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии;

— энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного про­цесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами поли­тическими;

— для энергоотраслей характерны высокая инерцион­ность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплек­сном освоении национальных природных богатств, преимуще­ственно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.

В силу этих причин правительства большинства зарубеж­ных стран предпочитают сохранять многие топливно-энерге­тические отрасли в собственности государства при весьма жес­ткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с функционирова­нием национальной энергетики. В тех случаях, когда конку­ренция в отраслях комплекса ведет к укреплению энергохозяй­ства страны, к лучшему удовлетворению общественной по­требности в определенных энергоносителях, государство допу­скает туда частный и иностранный капитал (обычно это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощ­ностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии и т.д.).

В качестве основных задач государственного регулирова­ния в энергетике можно отметить следующие:

— создание условий добросовестной конкуренции;

— способствование стабильному развитию энергетики;

— защита окружающей среды;

— регулирование нормы прибыли корпорации.

Степень государственного участия в регулировании от­раслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зави­сит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и мас­штаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочета­ние рыночных методов и методов, обусловленных государст­венным регулированием. Существенное значение имеют состо­яние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без го­сударственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического гос­регулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимо­сти от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее го­сударство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

Важнейшим средством госрегулирования конкурентных отношений является антимонопольное законодательство.

В Российской Федерации закон "О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения, огра­ничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условия со­здания и функционирования товарных рынков. Согласно за­кону, компания занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливае­мую ежегодно Государственным комитетом по антимоно­польной политике (ГКАП).

Современное антимонопольное законодательство име­ет два принципиальных направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компания­ми в целях установления цен. Законом также преследуется де­мпинговая практика продаж, когда компания умышленно ус­танавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из от­расли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Правительство обычно предпри­нимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Ис­ключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объе­динение технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответству­ющих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потре­бителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слия­ния (объединение компаний из разных отраслей) обычно раз­решаются, так как в результате таких слияний позиции ком­пании на соответствующих рынках практически не меняются.

Декларированная в официальных документах стратегия раз­вития топливно-энергетического комплекса России позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленнос­ти. Во-первых, предприятия ТЭК рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени. Во-вторых, поддержка това­ропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей. В-третьих, намечается значительный структур­ный сдвиг в потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и транспор­тировку энергоресурсов.

В официальных документах определены также приоритеты, направления и средства новой структурной, региональной и технической политики в области энергоснабжения страны, без которых не может быть сформулирована система целей стратегического развития нефтяных компаний.

Главным приоритетом в документах названо повышение крайне низкой в настоящее время эффективности энергопотребления и энергосбережения. Для ВИНК это означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому, сохранится еще доста­точно долго; действенная политика энергосбережения в сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно, обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.

Следовательно, не противоречащая национальным приорите­там и имеющая своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов стратегия развития вертикально-интегрированной нефтяной компании может быть оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки, вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и замещении конкурирующих видов топли­ва своей продукцией.

В перспективе ожидается рост доли нефти, получаемой, при разработке сравнительно мелких месторождений, и газа как топлива для электроэнергетики. Последнее означает, что потребление мазута в электроэнергетике в Европейской части России снизится примерно в два раза, оставаясь на нынешнем уровне в других регионах страны, и емкость этого рынка будет относительно невелика.

Государственная техническая политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребите­лей; разработку эффективных технологий добычи и переработки уг­леводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.