Рефераты. Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

По Постановлению ВЦИК СССР в 1932 году было организовано управление народнохозяйственного учета Алматинской области со структу­рой в двенадцать секторов (Облнархозучет).

В 1941 году облнархозучет был переименован в статистическое управле­ние Алматинской области с функциями проведения на территории области учета по отраслям народного хозяйства, а также с осуществлением руководства горинспектурой и пятнадцатью районными инспектурами.

В 1960 году Статистическое управление было разделено на основной аппа­рат и аппарат машиносчетной станции при статуправлении, которая в связи с оснащением новых ЭВМ М - 5000 была преобразована в Вычислительный центр статуправления.

В 1983 году с созданием Казахского Республиканского объединения ЦСУ Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Казахмашинформ), создано Алматинское областное объединение статистического управле­ния Алматинской области Каз.ССР по информационно - вычислительному обслу­живанию (Алматыобпмашинформ) на хозрасчетной основе со следующей структурой: ВЦ и четырнадцать районных информационно - вычислительных станций.

Во второй половине 1987 года статистическое управление Алматинской обла­сти, Алматымашинформ и ВЦ были упразднены, и на их базе было создано Алматинское областное управление статистики.

С октября 1987 года районные информационно-вычислительные станции были преобразованы в районные отделы статистики в составе Алматинского об­ластного управления статистики.

С марта 1991 года Алматинское областное управление статистики преобра­зовано в Алматинское областное управление по статистике и анализу.

В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике» управ­ление разделено на: управление статистики (являющейся государственным органом) и информационно - статистический центр, основной функцией кото­рого является выполнение работ по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению.

Все эти изменения организационной структуры органов государственной статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое госу­дарственное значение.

Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций, вы­числительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной техники открыли возможность расширения программы разработки, совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило органам государствен­ной статистики провести весьма сложные и крупные статистические работы,

Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки ка­захского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школь­ная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину состояния животноводства в республике.

В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на свою по­стоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие.

В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения.

Большую работу статистические органы республики проводили по изданию для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по отдельным темам.

В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена государственная программа по перестройке статистики первичного и бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была сформирована на­чальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства,

Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационного пространства государственного управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика [4].





 2.2 Реформирование и планирование статистической деятельности в Казахстане


Реформирование государственной статистики началось с принятия в конце 1992 года Государ­ственной программы по перестройке статистики и первичного бухгалтерского учета.

В рамках данной программы в 1993-1996 годах были сделаны первые шаги по формированию на­циональной статистики в реальном секторе эконо­мики, финансовой и банковской сферах. Был осу­ществлен комплекс мероприятий, заложивших ос­нову для перехода на систему национальных сче­тов СНС, для создания новых для республики раз­делов статистики: внешнеэкономической деятель­ности, платежного баланса, цен (таблица 1).

Это позволило начать расчеты валового внутрен­него продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса рес­публики, создать сеть по регистрации цен и тари­фов для развития статистики цен. Начались регу­лярные наблюдения за деятельностью малых пред­приятий и других новых рыночных структур, В этот же период был сформирован государственный ре­гистр хозяйствующих субъектов как инструмент ста­тистики рыночной экономики. Осуществлен пере­ход с больших ЭВМ на персональные компьютеры.

В результате реализации программы была сфор­мирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. В целях дальнейшего совершенствования госу­дарственной статистики на основе внедрения при­знанных международной практикой методов и ме­тодологии, а также современных информационных технологических средств обработки данных и пуб­ликаций, в 1996 году в соответствии с программой действий Правительства по углублению реформ была принята Программа совершенствования государ­ственной статистики на 1996-1998 годы.




Таблица 1 - Основные итоги реформирования статистики


1992-1996

1996-1998

1999-2000

Заложены основы новых

отраслей статистики:

СНС, внешнеэконо­мической       деятельности, платежного баланса, цен. Сформирован регистр хозяйствующих субъектов. Начато международное сотрудничество. Осуществлен переход с больших ЭВМ на ПК.

В основном завершено формирование СНС.

Улучшена система показателей во всех отраслях статистики. Осуществлен переход на централизованную обработку первичных отчетов. Начат процесс использования международных классификаторов. Использование телекоммуникационных каналов, включая Интернет.

Внедрены три государ­ственных классификатора (ОКЭД, КПВЭД, ОКПО). Начался переход  на статистику предприятий в отраслях статистики реального сектора. Начало реформ в социальной статистике. Завершен первый этап технического перевооружения, созданы региональные ЛВС, обработка данных «клиент – сервер», начато создание сети передачи данных «район – область».

­


На втором этапе реформирования статистики завершилось в основном создание системы нацио­нального счетоводства и началось реформирова­ние отраслевых статистик на методологической основе СНС. С этой цепью осуществлен переход с отраслевых каталогов на единый Регистр хозяй­ствующих субъектов. При этом значительным ша­гом вперед стало использование современных международных классификаций видов экономичес­кой деятельности и продукции и услуг вместо уста­ревших общесоюзных классификаций.

Началось внедрение выборочных методов ста­тистического наблюдения малых предприятий, как основного метода обследования, используемого в условиях рыночной экономики.

Проведена работа по техническому переосна­щению органов статистики современными средства­ми вычислительной техники и телекоммуникаций, включая Интернет.

Большое значение приобрело сотрудничество с международными организациями: Евростатом, Статотделом ООН, МВФ, Всемирным банком организа­ции экономического сотрудничества и развития ОСР со статистическими службами Германии, Нидерландов, Франции и других. Главной целью такого сотрудничества является содействие статистичес­ким органам Казахстана по переходу на междуна­родные стандарты, обучение специалистов.

О казахстанской статистике узнали в других стра­нах. Ежегодно направляется в адрес всех между­народных организаций информация о социально-экономическом положении страны по более чем 40 вопросникам. Результатом этой работы являет­ся включение статистических данных республики в такие международные публикации, как демографи­ческий ежегодник, международная финансовая ста­тистика, международный справочник по промыш­ленности и так далее.

Третий этап реформирования осуществляется в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казах­стан на 1999-2005 годы. В отличие от первых пре­дыдущих двух программ Правительством утвержде­ны более долгосрочные задачи - на семилетний период.

С начала реализации третьей программы со­вершенствования статистики разработаны и утвер­ждены в Госстандарте три новых государственных стандарта. Это общий классификатор видов эконо­мической деятельности (ОКЭД), который является национальной версией международной классифи­кации всех видов экономической деятельности Европейского сообщества. Второй стандарт - это классификатор продукций и услуг по видам эконо­мической деятельности КП ВЭД, который представ­ляет собой аутентичный перевод классификации продукции и услуг Европейского сообщества. Тре­тий - это общий классификатор предприятий и орга­низаций (ОКПО), который представляет собой уни­кальные идентификационные коды для каждого юридического лица, филиала и представительства.

Постановление Правительства «О внедрении классификатора предприятий и организаций в государственных органах» позволит уже в этом году завершить внедрение классификатора ОКПО в ос­новные государственные регистры и реестры юри­дических лиц. Это значительно повысит качество информации о количестве и структуре предприятий в экономике, упростит обмен информацией между государственными органами, станет важным ша­гом на пути формирования единого информацион­ного пространства в республике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.