Рефераты. Учет денежных средств на расчетном счете и в кассе

 

1.2 Учет кассовых операций   

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе ор­ганизации используется активный счет 50 «Касса», по дебету ко­торого отражается остаток денежных средств и денежных доку­ментов в кассе, а также все суммы поступления наличных денеж­ных средств и денежных документов в кассу, а по кредиту — сум­мы выданных наличных денежных средств и денежных докумен­тов.

Счет 50 «Касса» имеет следующие субсчета: 1 «Касса органи­зации», 2 «Операционная касса», 3 «Денежные документы».

Для учета иностранной валюты в кассе организации открыва­ются дополнительные субсчета к счету 50 «Касса» с целью полу­чения обособленных данных о движении валюты по каждому ее виду (субсчет 4 «Касса в иностранной валюте»).

Выделение субсчетов к счету 50 «Касса» объясняется необхо­димостью формирования информации об обороте наличных де­нежных средств в зависимости от специфики функционирования организации.

Субсчет 1 «Касса организации» применяется для учета движе­ния денежных средств в кассе.

Субсчет 2 «Операционная касса» используется организация­ми, в составе которых имеются территориально обособленные структурные подразделения (почтовые отделения, железнодо­рожные кассы, пристани, и др.). Эти подразделения осуществляют наличные денежные расчеты за выполненные работы и услуги с физическими и юридически­ми лицами по счетам, квитанциям и другим расчетным докумен­там. Оприходова­ние выручки главной кассой организации отражается в кассовом отчете. Этот субсчет применяется и торговыми организациями, ко­торые осуществляют расчеты с населением за проданные товары с применением кассовых аппаратов. В этих случаях получение денежных средств фиксируется в книге кассира-операциониста, открываемой на каждую контрольно-кассовую машину. В ней отражаются показания счетчика и сумма, сданная старшему касси­ру в конце дня, обе эти величины должны быть одинаковыми. Оприходова­ние выручки главной кассой организации отражается в кассовом отчете.

 Субсчет 3 «Денежные документы» используется для учета оп­лаченных денежных документов — авиабилетов, санаторных пу­тевок, почтовых марок, вексельных марок и марок государствен­ной пошлины. Денежные документы оформляются аналогично денежным средствам в кассе организации по приходным кассо­вым и расходным кассовым ордерам, на основе которых состав­ляется отчет об их движении. В этом отчете указывается, сколько и каких денежных документов поступило, их стоимость, а также какие и кому выданы денежные документы и на какую сумму.

Субсчет 4 «Касса в иностранной валюте» В кассе организации в соответствии с действующим законо­дательством может храниться иностранная валюта (только на оплату командировоч­ных расходов за пределами Российской Федерации). Получение валюты оформляется заявкой в уполномоченный банк, состав­ленной на основании приказа о служебной командировке работ­ника организации и распоряжения ее руководителя о норме су­точных. Иностранная валюта выдается банком не ранее чем за 10 рабочих дней до даты выбытия сотрудника в команди­ровку. Получение и выдача иностранной валюты оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, в которых ука­зывается сумма в валюте платежа (долларах, евро и т. д.).

В кассовой книге движение иностранной валюты отражается в двух суммах: в рублях и в валюте расчетов. При этом согласно ПБУ 3/2000 иностранная валюта, находящаяся в кассе, подлежит пересчету в рубли по официальному курсу ЦБ РФ. Такой пересчет осуществляется на дату совершения операции с иностранной валютой (ее оприходования или выдачи), на дату составления бухгалтерской отчетности.

В результате изменения курса иностранных валют по отношению к рублю за период нахождения валюты в кассе возникают курсовые разницы. Если имеют место положительные их значения, то оформляется бухгалтерская запись:

Д-т счета 50 «Касса», субсчет «Касса в иностранной валюте»

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

 при отрицательном значении курсовых разниц:

Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы»

 К-т счета 50 «Касса», субсчет «Касса в иностранной валюте».

В целях контроля за использованием иностранной валюты в кассе организации ведется аналитический учет по каждому ее виду в карточках, ведомостях и др. Поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации отражается по дебету счета 50 «Касса» в кор­респонденции с кредитом разных счетов. Выдача и поступление денежных средств и денежных документов из кассы организации отражает­ся по счету 50 «Касса» в корреспонденции с дебетом раз­личными счетами (Приложение 1).


1.3 Контроль за ведением кассовых операций

В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины не реже одного раза в месяц проводится инвентаризация кассы. На день инвентаризации кассир должен оформить все приходные и расходные денежные документы и сдать их в бухгалтерию, подтверждая это подписью в расписке, форма которой приведена в Акте инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15). Комиссия сверяет сальдо по ведомости № 1 с данными Кассовой книги и фактической кассовой наличностью. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах, которые подписываются членами комиссии и кассиром. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у кассира. Информацию о результатах инвентаризации комиссия доводит до руководителя, который принимает соответствующее решение. Выявленный излишек кассовой наличности приходуется:
        Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

Обнаруженная сумма недостачи предъявляется кассиру при установлении его вины:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

К-т сч. 50 «Касса».       Одновременно:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»: субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

К-т сч. 94 «недостачи и потери от порчи ценностей».

Если вина кассира не установлена, то сумма недостачи списывается на финансовые результаты организации как внереализационные расходы:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».



Раздел 2  Учет денежных средств на расчетных счетах

организации.

Свободные денежные средства сверх лимита, согласованного с банком, организация, выступающая в качестве юридического лица и имеющая самостоятельный баланс, обязана хранить на расчетном счете.


2.1 Порядок открытия расчетного счета.

 Расчетные счета в кредитных организаци­ях открываются на основании документов, перечень которых ус­тановлен действующим законодательством. К таким документам относятся: свидетельство о регистрации, выданное регистраци­онным органом; копии устава и учредительного договора органи­зации, заверенные нотариально; свидетельства о постановке ор­ганизации на учет в налоговой инспекции, а также в Пенсионном фонде РФ и других внебюджетных фондах; заявление на откры­тие расчетного счета; протокол собрания учредителей об избра­нии руководителя организации; приказ о назначении главного бухгалтера (копия в одном экземпляре); карточка с образцами подписей руководителя и его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя; договор на банковское обслуживание, именуе­мый в ГК РФ как договор банковского счета. Все документы остаются в банке.

Информация об открытии счета в пятидневный срок передается банком в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете данная организация. Обслуживание организации в банке осуществляется согласно договору банковского счета

Затраты организации на расчетно-кассовое обслуживание со­гласно договору банковского счета в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» являются прочими расходами; отража­ются бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие рас­ходы»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

на сумму перечислений с расчетного счета за услуги, оказыва­емые кредитными организациями, —

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 51 «Расчетные счета».

При переоформлении счета в связи с реорганизацией пред­приятия в банк представляются те же документы, как и при от­крытии счета, но не позднее месяца со дня переименования или изменения под­чиненности. Закрываются расчетные счета по решению собст­венника имущества организации или по ре­шению суда.

В настоящее время действующим законодательством органи­зациям разрешается открывать расчетные счета в количестве, не­обходимом для осуществления расчетных операций. Однако в соответствии с действующими нормативными актами погашение задолженнос­ти по страховым взносам в государственные внебюджетные фон­ды осуществляется только с одного расчетного счета, который организация указывает по собственному усмотрению.

На расчетных счетах накапливаются свободные денежные средства, поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся практически все платежи, включая платежи поставщикам за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, погашение задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.

Взаимоотношения между организацией и банком оформляются договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон.


2.2 Документальное оформление операций на расчетном счете.

Операции по расчетным счетам оформляются в соответствии с Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П. Для документального оформления этих операций предусматриваются следующие рас­четные документы: платежные поручения, чеки, платежные тре­бования, инкассовые поручения.

В расчетных документах должны содержаться реквизиты: наименование расчетного документа, его номер, чис­ло, месяц и год его выписки; вид платежа; наименование пла­тельщика, номер его счета, идентификационный номер налого­плательщика (ИНН); наименование и место нахождения банка плательщика (БИК), номер корреспондентского счета или суб­счета; наименование получателя средств, номер его счета, иден­тификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименова­ние и место нахождения банка получателя (БИК), номер коррес­пондентского счета или субсчета; назначение платежа с выделе­нием отдельной строкой налога, подлежащего уплате, либо с ука­занием того, что налог не уплачивается; сумма платежа, обозна­ченная прописью и цифрами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.