Рефераты. Учебное пособие по экономической теории

 







На цену влияют:

1) стоимость самого товара,

2) стоимость денег,

3) спрос и предложение. При этом если спрос больше предложения, то цена выше стоимости, если спрос меньше предложения, то цена меньше стоимости, и если спрос равен предложению, то цена равна стоимости

Все отклонения цены и стоимости укладываются в правило: в масштабе общества сумма цен равна сумме стоимостей

Общее между школами: функции закона стоимости (Маркс) совпадают с функциями рынка (неоклассики):

-     обеспечивает сбалансированность, пропорциональность экономики,

-     обеспечивает стихийный процесс роста производительности труда (развития производительных сил),

-     обеспечивает дифференциацию производителей (санацию производства).

Если Маркс отвечает на вопрос, как спрос и предложение действуют на цену (например, если спрос больше предложения, то цена больше стоимости), то полный анализ требует ответа на вопрос, как цена влияет на спрос и предложение. Ответ на этот вопрос в традиции неоклассической школы исходит из следующих предпосылок анализа: 1) оценка блага дается в отвлечении от производства, т.е. от  затрат труда. Перед нами не стоит и проблема измерения полезности (в «экономикс» найдены такие методы анализа, при которых отпадает необходимость количественного измерения полезности); 2) речь идет о рынке отдельного вида блага, например, рынке зерна, автомобилей, 3) рынок является «совершенным», т.е. имеется значительное количество как производителей (продавцов товара), так и его покупателей. Их так много, что каждый из них в отдельности не может повлиять на цену товара.


2.3 ЦЕНА И СПРОС

Главным субъектом оценки блага выступает потребитель. Потребитель уже имеет блага. Сегодня он решает, стоит ли наращивать потребление или сокращать его. Кривая спроса обозначается символом D (demant), которая зависит от ряда факторов, но сегодня нас интересует прежде всего зависимость величины спроса от цены. Кривая, показывающая, какое количество блага при прочих неизменных условиях готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный период времени имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене (рис. 1), если от всех остальных факторов абстрагироваться. Другими словами: здесь наблюдается обратная зависимость: чем выше цена, тем ниже объем спроса. Косвенно кривая спроса отражает конкуренцию покупателей.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы, например, изменение доходов потребителя, их вкусов и предпочтений, распределение дохода между потребителями, цена товара, взаимосвязанного с рассматриваемым товаром. Факторный анализ предполагает выявления влияние каждого из факторов, а затем оценкой их общего результата. В лекции мы зафиксируем конечный вывод: под влиянием ценовых факторов происходит движение вдоль кривой спроса, что отражает изменение величины спроса. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг (влево или вправо) всей кривой спроса.

Р

 
 




Рис.Зависимость величины спроса от цены и от других, неценовых факторов


Из индивидуальных кривых спроса формируется рыночный спрос (путем суммирования по горизонтали по данной цене величины спроса нескольких потребителей, затем счет идет по другой цене и т.д.), аналогичная логика присутствует в формировании рыночного предложения.

2.4 ЦЕНА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Кривая предложения – кривая, показывающая, какое количество блага при прочих равных условиях готовы продать производители по разным ценам в данный период времени. Кривая предложения обозначается S (supply). Она имеет положительный наклон – прямую зависимость, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене (рис. 2). Это подталкивает к расширению производства.

На предложение блага влияют не только цены на единицу блага, но и цены ресурсов, характер применяемой технологии,  налоги и субсидии, ожидаемая прибыль. Под влиянием цены блага происходит движение вдоль кривой предложения, что говорит об изменении величины предложения. Под влиянием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево или вправо вся кривая предложения.

 







Рис.2  Зависимость величины предложения от цены

 Равновесная цена. Дефицит и избыток

Интересы продавцов и покупателей диаметрально противоположны, однако в результате действия конкурентных сил происходит взаимодействие спроса и предложения, что приводит рынок в состояние равновесия, устанавливается равновесная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения Qe = Qd = Qs.

Равновесный метод анализа в микроэкономике предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального покоя». Здесь нет стимулов к изменению своего экономического поведения, в точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия – уровень цен, технология, доходы и предпочтения и т.д. Так рассуждает Экономикс.

Вмешательство государства в рыночный процесс ценообразования путем установления нижнего или верхнего предела цен приводит к дефициту или избытку товаров.


S

 
Избыток





Равновесная цена и вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования


 
     P


D

 
 




Q              QE              Q

Q

 
 



На сколько может быть велик дефицит? Это зависит от крутизны наклона кривых Д-Д и S-S.  Угол наклона определяется соотношением ΔQ и ΔP, = показателем эластичности спроса и предложения. Числовое значение коэффициента эластичности спроса по цене можно определить по следующей формуле:

                 %  изменение объема спроса товаров

    Э  =  ------------------------------------------------------

                                  %  изменения в цене

но размерность этого показателя столь неудобна, что используют безразмерный показатель (ΔQ / Q) : (ΔP / P). Коэффициент эластичности отвечает на вопрос, насколько изменяется спрос при изменении цены на один процент.

Возможны три варианта расположения кривой спроса ΔQ и ΔP (рис.), когда


ΔQ > ΔP                              ΔQ = ΔP                           ΔQ < ΔP

 





Э > 1                                    Э = 1                               Э < 1


В данном случае мы сопоставляем абсолютные приросты, дающие разные углы наклона кривой спроса, а надо бы сравнивать относительные величины, т.к. внешний вид графика (угол наклона) не может служить надежным ориентиром для суждения об эластичности (на одной и той же кривой могут участки с разными значениями эластичности).

Обратимся к оценке эластичности с учетом динамики общей выручки. Рисунок 3 и таблица к нему объясняют значение показателя эластичности спроса по цене в реальной практике хозяйствования.

Р

Q

Э

Р*Q

22,5

10

9,01

225

20

20

4

400

15

40

1,5

600

12,5

50

1

625

10

60

0,67

600

5

80

0,25

400

2,5

90

0,17

225

1

96

0,04

96

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.