Рефераты. Торгово-экономические отношения со странами СНГ (на примере Республики Казахстан)

Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 годах как в России, так и в Казахстане, между нашими двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах. Но в нашем двустороннем сотрудничестве ряд вопросов решается трудно. До сих пор российская сторона не ратифицировала Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории Казахстана, подписанные в марте 1994 г. Не ратифицированы пока и важные документы по гражданству. Вместе с тем, в России положительно оценивается активная поддержка Казахстаном проекта Концепции охраны внешних границ СНГ и согласованная пограничная политика с Россией. В интересах стимулирования двустороннего товарообмена подписано казахстанско-российское Соглашение о единстве управления Таможенными службами.[10]

1.3. Обзор современной торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном.

Россия и Казахстан с точки зрения юридических норм, зафиксированных в двусторонних и многосторонних документах, подписанных обеими сторонами, являются союзниками.[11] Россия и Казахстан входят в СНГ и не ставят под сомнение необходимость данной региональной организации. Они – члены Евразийского экономического сообщества. Обе страны активно сотрудничают в сфере обороны и безопасности в рамках Договора о коллективной безопасности. Экономические отношения между странами строятся на основе Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг., Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и перечня Мероприятий к Программе. Важнейшее значение для взаимодействия России и Казахстана в области ТЭК имеют следующие документы : Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и развитии топливно-энергети­ческих комплексов от 25 декабря 1993 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях от 25 февраля 1997 года, Меморандумом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и развитии в области топливно-энергетического комплекса от 9 октября 2000 года. План сотрудничества в этой сфере на 2001 г. прописан в протоколе к Соглашению между правительством РФ и Правительством РК о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов от 22 декабря 2000 года.

Среди республик бывшего СССР, вставших на путь самостоятельного развития, Казахстан играет особую геостратегическую роль. Он занимает второе после России место в СНГ по площади (5-е в мире) и запасам полезных ископаемых, имеет наиболее протяженную с ней границу и располагается на перекрестке важнейших международных торговых путей, культур, традиций и верований и поэтому играет особую роль в системе стратегических приоритетов России.

Казахстан остается самым крупным производителем металла в СНГ (уступая России только в производстве алюминия и никеля). Он занимает лидирующие позиции в мире по запасам цинка, свинца и меди. На его долю приходится 97% запасов и 95% производства хрома в СНГ и соответственно 35 и 61% свинца. В целом Казахстан добывает 32 вида стратегически важных природных ресурсов, вклю­чая олово, алюминий, никель, молибден, кобальт, магний, висмут, кадмий, рений, бериллий, титан, марганец, уран, серебро и золото. Республика выступает крупным продуцентом ферросплавов. В Казахстане производятся также вольфрам, мышьяк, асбест, фосфаты. В коммерческих масштабах Казахстан обладает природными запасами 3-х черных металлов, 29 цветных, 2-х драгоценных, 84-х видов промышленных минералов.

С 1999 г. в Казахстане наблюдается рост производства на предприятиях металлургического цикла. Горно-металлургический комплекс сегодня обеспечивает примерно четверть всего объема промышленной продукции в стране. Черные и цветные металлы дает столько же, сколько и нефть. Значительная часть продукции предназначена на экспорт. Так, 100% титановой губки, производимой Усть-Каменогорским титано-магниевым комбинатом, продается за рубеж.

Производство в этой группе составляет (1999 г.): глинозем – 1,152 млн. т, бокситы – 3,607 млн. т, бериллий – 221 т, висмут – 55 т., кадмий – 1.,061 тыс. т, хромит – 2,406 млн. т, кобальт – 300 т, медь (добыча) – 3,74 млн. т, золото (добыча) – 20 т, чугун – 3,438 млн. т, феррохром – 732 тыс. т, сталь – 4,071 млн. т, свинец (добыча) – 34 тыс. т, магний – 9 тыс. т, молибден – 100 т, никель – 7 тыс. т, серебро (добыча) – 904 т, титан – 12 т, ванадий – 1,0 млн. т, цинк (добыча) – 288 тыс. т, уран – 1,4 т. [12]

Однако и здесь имеются традиционные для стран СНГ проблемы. Так, более 90% от всех инвестиций направляется на добычу и лишь менее 10% – на разведку новых месторождений. Развитие этого сектора экономики осложняется и тем, что разведанная сырьевая база Казахстана в качественном отношении не всегда конкурентоспособна из-за более низкого содержания полезных компонентов и наличия вредных примесей в рудах.

По оценкам, запасов бокситов в Казахстане при современном уровне производства хватит на 90 лет. Крупнейшими месторождениями бокситов являются Белинское, Коктальское, Краснооктябрьское, Туянсорское, Восточно-Аятское, на которых сосредоточено 76% всех казахстанских запасов бокситов.

Казахстан – крупный продуцент глинозема. Это сырье производится на Павлодарском заводе по выпуску рафинированного глинозема (предприятие также выпускает большие партии попутно извлекаемого галлия). В 1999 г. здесь выпущено 1,15 млн. т глинозема. Производство контролирует компания «Алюминий Казахстана», помимо завода ей принадлежат «Краснооктябрьский» и «Тургайский» бокситные рудники. Большая часть глинозема идет на российские заводы.

Однако в планах компании – строительство собственного предприятия по выплавке алюминия мощностью 215 тыс. т. Завод предполагают построить в Павлодаре, непосредственно подключив к предприятию по производству глинозема. Сейчас идут споры с экологами, настаиваюшими на строительстве завода за пределами города, что увеличивает стоимость проекта на 100 млн. долл. Есть план строительства, разработанный санкт-петербург­ским Всероссийским институтом алюминия и магния по французской технологии.

Необходимо отметить, что Казахстан экспортирует практически весь объем выпускаемой меди и медных сплавов. Крупные месторождения меди расположены в Джезказганском, Семипалатинском и Павлодарском регионах. Значительные запасы меди есть также в Рудноалтайском, Талдыкурганском, Джамбульском и Актюбинском регионах. Все продуценты в медной промышленности объединены в компанию «Kazakhmys», контролирующую горно-добывающие, обогатительные, плавильные и рафинировочные предприятия. Реальный контроль за казахстанской медью принадлежит корейской компании «Самсунг» (75% акций).

Крупнейшим месторождением свинца является Шалкия (28% всех запасов), цинка – Джайрем (34% всех запасов). Началось освоение Малеевского месторождения, и планируется начало освоения Артемьевского месторождения на востоке Казахстана. Пока экспорт цинка не достиг объемов дореформенного периода. Компания «Казцинк» контролирует крупные свинцовые и цинковые горно-металлургические предприятия, Лениногорский полиметалический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод, Зыряновский завод по выплавке свинца, рудники в Восточно-Казахстанской области, Телекинский комбинат и Телекинскую электростанцию в Алма-Атинской области. 62,4% акций компании принадлежат швейцарской компании «Glencore». Правительство Казахстана владеет 15% акций компании «Казцинк».

Существуют планы строительства новых рудников и модернизации плавильных заводов. Ожидается, что в следующем году производство цинка повысится до 280 тыс. т, а свинца – до 130 тыс. т. В прошлом году в Казахстане наблюдался резкий рост добычи железной руды.

Запасы урана в Казахстане оцениваются в 439 тыс. т. Для сравнения: в России – 240 тыс. т, Австралии – 662, Канаде – 331, ЮАР – 218, США – 110 тыс. т.

В настоящее время взаимодействие с Казахстаном обретает новое звучание, учитывая тот факт, что казахстанская экономика получила дополнительный импульс благодаря благоприятной мировой конъюнктуре цен на нефть. В 2002 г. темпы прироста ВВП РК достигли почти 13%. Как отмечал во время встречи с представителями германского бизнеса министр экономики и торговли РК Жаксыбек Кулекеев рост промышленности в 2002 г. составил более 15%, а в машиностроении более 50%

Согласно данным Международного энергетического агентства, добыча нефти в Казахстане в последние годы стабильно возрастала. В 1998 г. в день добывалось 476 тыс. барр., в 2001 г. – 534, в 2003 г. – 599 тыс. барр. При этом если в первом квартале 2003 г. среднесуточная добыча равнялась 561 тыс. барр, то в четвертом – 658 тыс. барр.

Положительное сальдо торгового баланса Казахстана в 2003 г. достигло 4 млрд. долл. Происходило последовательное снижение ставки рефинансирования Национального банка. Правительство проводило политику импортозамещения.

В 2003 г. удалось привлечь прямых иностранных инвестиций на сумму 2,7 млрд. долл. В 2004 г. по итогам первого квартала бюджет был уточнен в сторону увеличения. Появились возможности для снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Планируется с 1 июля 2005 г. снизить ставку НДС с 20 до 16%, социального налога с 26 до 21%. В 2002 г. предполагается ввести новый Налоговый кодекс, в разработке которого принимают участие международные эксперты.

В основе бюджета 2005 г. прогнозируется 7-процентный рост. По мнению министра экономики Казахстана, в последующие 5 лет этот показатель не будет снижаться ниже 5%.[13]

Глава II. Анализ торгово-экономических отношений Казахстана и России.

2.1. Процесс демократизации торгово-экономических отношений России и Казахстана.

Сегодня, спустя 13 лет после распада СССР, вполне очевидно, что Россия и страны-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) являются друг для друга важнейшими стратегическими партнерами. Желание этих государств объединиться видится совершенно естественным, поскольку они имеют длительную совместную историю и очень тесно связаны экономически. Более того, для стран СНГ интеграция осталась едва ли не единственным способом защитить внутреннее пространство от гораздо более сильных конкурентов, приостановить распространение на него международных "правил игры", отвечающих исключительно интересам лидеров. Поэтому усиление и развитие экономической интеграции в рамках СНГ определено как важнейшая цель внешней, в частности внешнеэкономической политики России.
    Тем не менее, страны-участницы СНГ продолжают все больше удаляться друг от друга, инерция дезинтеграции, взявшая начало в 1991 г., продолжает действовать. Содружество переживает кризис невыполнения основных решений, документов, соглашений. Наблюдается снижение объемов взаимной торговли и переориентация на взаимодействие с третьими странами. Почему же бывшие республики Советского Союза предпочитают оставаться замкнутыми, а не бросить все силы на ускорение объединительных процессов? Что мешает демократизации отношений между участниками Содружества?
    Существует ряд определенных причин политического и экономического характера. Первая, проявившаяся ранее всех, - это существование националистических взглядов определенных политических кругов. Длительное время после распада СССР руководители республик считали, что отрыв от России позволит им вступить на путь скорейшего экономического процветания, поскольку она является властным эксплуататором и использует их потенциал в своих интересах, не давая возможности проявиться на благо своих народов.
    Вторая причина заключается в том, что интеграционные процессы в Содружестве протекают на фоне глубокого экономического кризиса всех стран-участников интеграции. В экономике всех стран бывшего Советского Союза долгое время наблюдался спад, снижение основных макроэкономических показателей, инфляционные процессы, обвальное сокращение объемов производства в большинстве отраслей промышленности, резкое снижение кооперации и рост удельного веса добывающих отраслей. Например, доля торгового оборота России со странами СНГ в общем обороте ее внешней торговли снизилась с 57 % в 1990 г. до 18 % в 2001 г. Кроме того, во всех странах-участницах СНГ остро стоит проблема внешнего долга.[14]
    Третья причина, затрудняющая интеграцию и демократизацию на постсоветском пространстве, связана с большим различием ресурсного и природного потенциала участников объединительного процесса, что определяет различие их интересов в области как экономики, так и политики.
    Несовершенство нормативно-правовой базы, недостатки механизма принятия решений, их исполнения и контроля за их исполнением - все это в совокупности составляет четвертую причину для усиления дезинтеграции.[15]
    Существует точка зрения, связанная с влиянием внешних сил, не заинтересованных в интеграции на пространстве бывшего Союза. Ее сторонники полагают, что политика западных стран, в частности Международного Валютного Фонда, в области кредитования бывших республик СССР имела под собой четкую цель - ослабление возможных конкурентов, избавление от них, пока они еще не поднялись с колен. Известно, что долги Советского Союза зарубежным странам значительно меньше долгов зарубежных стран Советскому Союзу. Фактически, выделенные России кредиты идут на оплату процентов по внешним долгам. В то время как о должниках СССР и его преемницы-России никто не вспоминает. Это бремя и разрушило потенциал Содружества.
    С одной стороны, экономической интеграции СНГ нет альтернативы. С другой - наличие вышеперечисленных проблем и явное несовпадение интересов на сегодняшний день затрудняют ее развитие. Большинство экономистов полагают, что России необходимо взять на себя роль лидера и локомотива в сложившейся ситуации. У нее есть для этого силы и возможности. В большей степени развитие экономической интеграции на постсоветском пространстве зависит именно от нее.
    Но даже в этом случае действия по усилению демократизации и объединения стран Содружества должны быть последовательными, поэтапными. Постепенно распутывая клубок накопившихся проблем - совершенствуя нормативно-правовую базу, улучшая экономическое положение государств, способствуя развитию кооперации производства, финансовых рынков, финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций - страны с течением времени логически подойдут к новому этапу в своих отношениях.[16]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.