Во многих хозяйственных структурах, учитывая их системную сложность, создать всеобъемлющую информационно-коммуникационную сеть предприятия практически невозможно. Однако, если первоначально нельзя достичь полной интеграции, то возможно создать локальные субсистемы (например, по центрам ответственности), которые формируются в отдельности, а в дальнейшем могут быть объединены в замкнутую информационную сеть, где получают большое количество информации и проводят машинную подготовку принимаемых прогнозных решений. В связи с этим функциональные связи между субсистемами должны быть учтены уже на первой фазе реализации, и должна существовать единая концепция создания глобальной системы. Внедрение такой системы позволит упорядочить документооборот, исключить несогласованность документов, ускорить процесс их формирования, улучшить качество принимаемых решений.
Работоспособность информационной системы во многом будет зависеть от характера данных, поступающих из различных подразделений предприятия. Новый подход к прогнозированию (прежде всего краткосрочному) приведет к увеличению информационных потребностей и расширению перечня исходных данных, необходимых для осуществления прогноза.
В результате формируется новая информация о доходности и рентабельности подразделений предприятий и видов продукции, составляются модели трендов объемных показателей, сметные уравнения ожидаемых затрат по центрам ответственности, информация о минимально необходимых выплатах из прибыли, о портфеле заказов по поставщикам, подрядчикам, покупателям и заказчикам и т.д.
Вся перечисленная информация, включая традиционные учетные данные, содержащиеся в официальной статистической и финансовой отчетности, составляют банк базовых данных, являющихся входной информацией для банка моделей. Для получения на основе этих данных управленческой информации их следует подвергнуть обработке специальными программами обобщения данных, и тогда они уже в обобщенном виде послужат материалом для управления на различных ступенях иерархии.
При создании интегрированной УИС устраняется негативное воздействие искусственных границ между подразделениями. Информационные потоки в интегрированной системе становятся естественным отражением действительных взаимосвязей всех процессов в рамках предприятия и позволяют создать имитационную модель сложной хозяйственной структуры.
Используя имитационные и оптимизационные модели из банка управленческих моделей (например, балансовые модели, экстраполяционные модели, сметные уравнения), можно определить воздействие изменений в производственной программе и потенциале предприятия или влияние изменения стоимостных параметров на высшие конкретные (стоимостные) цели предприятия, что может служить основой для принятия необходимых решений руководством предприятия.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ
Организация работ по прогнозированию представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозированию являются:
• сбор и систематизация необходимой для прогнозирования информации;
• подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;
• формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.
Рациональная организация работ по прогнозированию должна обеспечивать оперативное получение вариантов качественных характеристик изучаемого объекта, тенденций его изменения, также сокращение средств и трудозатрат на проведение прогнозирования. Выполнение этих требований возможно при соблюдении определенных принципов организации работ по прогнозированию, представленных в табл. 5.1.
Для реализации всех перечисленных принципов в хозяйственной структуре должно существовать специализированное подразделение, работу в котором должен координировать и возглавлять один из высших руководителей, так как в противном случае эта работа «затухает» и оказывается недостаточно эффективной.
При решении организационных вопросов необходимо установить, будет ли весь прогнозный расчет выполняться штатными сотрудниками или будет принято решение по привлечению специализированной консалтинговой организации.
При разработке долгосрочных и среднесрочных стратегических прогнозов в ряде случаев целесообразно привлекать внешних консультантов. Для такого привлечения существует ряд аргументов:
1. Прогнозирование требует профессионализма: специалист лучше владеет сложной методологией исследования, включающей разнообразные методы.
2. Выполняя прогнозные работы в различных областях деятельности, консультант лучше ощущает связи между элементами целого, поэтому он может лучше реализовать системный подход как основу прогнозирования.
Не являясь штатным сотрудником, внешний консультант больше заинтересован в объективности и эффективности прогноза и более объективен, так как не зависит от мнений других членов и руководителей хозяйственной структуры (с чем вынужден считаться штатный сотрудник).
Таблица 5.1.
Принципы организации работ по прогнозированию
Адресность
Выполнение прогнозов для строго определенного заказчика
Параллельность
Использование для сокращения времени сбора и обработки информации и выполнения прогнозирования
Непрерывность
Систематический сбор и обработка поступающей информации и внесение корректив в прогноз
Прямоточность
Строго целесообразная передача информации от одного исполнителя к другому по кратчайшему пути
Автоматичность
Сокращение времени и затрат на сбор и обработку исходных данных и выполнение прогнозирования
Адекватность
Оценка вероятности реализации выявленной тенденции
Управляемость
Применение количественных оценок показателей качества и затрат, экономико-математических методов н моделей
Альтернативность
Вероятностный характер прогнозирования, формирование альтернатив развития в зависимость от поставленных целей
Адаптивность
Изучение и максимальное использование факторов внешней и внутренней среды объекта прогнозирования, приспособление методов и параметров прогнозирования к этим факторам, к конкретной ситуации
Привлечение консультантов-экспертов при разработке прогнозов обосновано на стадии сценарного прогнозирования, где требуется большое число экспертных оценок, аналитических расчетов.
Если же принято решение о прогнозировании силами штатных сотрудников, то руководитель должен определить:
- перечень и характер участия подразделений в этой работе;
- методику, формы, сроки выполнения работы;
- ответственных за выполнение различных операций;
- порядок принятия и реализации прогноза.
Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью комплексных целевых программ. При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы (см. п.п. 1.1, 1.3): сбор, анализ и корректировка материалов по прогнозированию; анализ сложившихся тенденций и проблем повышения качества продукции; разработку прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.
Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабатывается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.
Рис. 5.1. Вариант структурной схемы цикла прогнозировании
Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на практике означает разработку научно обоснованного, оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.
Таким образом, на практике имеет место прогнозный цикл (рис. 5.1) [8], включающий осознание проблемы, определение цели прогнозирования, критериев оценки прогноза, прогнозирование и принятие решений на
основе прогноза, распределение ресурсов, мотивацию участников процесса, практическую реализацию прогноза, контроль и оценку результатов.
Общая логическая последовательность важнейших операций разработки прогноза сводится к следующим основным этапам:
• предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды обоснования и упреждения и т.д. Формулирование общей цели, декомпозиция целей;
• анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов показателей;
• разработка сценария развития среды и определение прогнозного горизонта;
• разработка типового представления объекта прогнозирования;
• построение серии гипотетических (предварительных) поисковых или нормативных моделей прогнозируемого объекта;
• проведение прогнозного моделирования;
• оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19