3. Возможность работать в нескольких организациях одновременно.
Данное положение является весьма актуальным для российского работника, поскольку, работая в одной организации, редко можно иметь необходимый для среднего уровня жизни заработок. В связи с этим для телеработника открывается возможность заключения контрактов с несколькими организациями, что все чаще практикуется в финансовой сфере. К тому же со стороны руководства организации, работающей по международным стандартам, нет возражений относительно удаленной работы своих сотрудников, поскольку на определенных должностных позициях нет постоянного объема работы. Если, к примеру, эксперт в какой-то узкой области нужен организации время от времени, нет смысла держать его в офисе на постоянной зарплате.
4. Возможность самореализации в короткие сроки.
Работая удаленно, сотрудник формально может занимать руководящую должность. Этого достаточно трудно добиться, работая в физически взаимодействующей организационной группе в условиях переходной полубюрократической экономики современной России. Такая возможность будет существенно мотивировать телеработника и поднимет его самооценку, что положительно скажется на его производительности труда.
Систематизируем причины, побудившие руководителей предложить своим специалистам стать телеработниками:
1) экономия на оснащении рабочего места, аренде помещения, коммунальных услугах, обслуживающем персонале;
2) уменьшение стоимости содержания и площади, занятой под парковки и автостоянки;
3) экономия временных ресурсов на заседаниях, конференциях, встречах;
4) повышение производительности труда персонала;
5) частичное решение проблемы управления филиалами компании, находящимися в отдаленных и труднодоступных местах от центрального офиса.
Телезанятость предполагает не менее производительный труд, чем традиционная занятость. Например, выгода телекоммуникационной компании AT&T благодаря телеработникам составила примерно 150 млн долл. в год: 100 млн за счет производительности персонала, 35 млн за счет сокращения затрат на недвижимость и 15 млн за счет того, что телеработники остаются на своих местах значительно дольше обычных [1].
Феномен телеработника касается не только его самого и работодателя. Этот феномен имеет также и различные социальные аспекты. К числу причин, побудивших государственные структуры содействовать процессу увеличения объемов телеработ и телеработников, могут быть отнесены следующие:
1) возможность привлекать к работе больше нетрудоспособного населения и инвалидов;
2) неограниченное территориальное расширение рынка труда;
3) возможность выравнять занятость в регионах без затрат на миграцию;
4) экономия горючего для общественного транспорта и сокращение загрязнения окружающей среды;
5) снижение аварийных ситуаций на дорогах в часы пик.
Согласно подсчетам ученых переход только в Америке на телеработу до 20% работающих позволит ежегодно сэкономить около 23 млрд долл., 1,8 млн тонн загрязнителей не будет выброшено в воздух, более 13 млн тонн горючего не будет сожжено автомобилями, 3 млрд часов не будет проведено в поездках на работу и обратно [7].
Также сыграть положительную роль для отечественной экономики может возможная децентрализация работы, то есть ее перемещение в сельскую местность. Последствия оттока населения из крупных городов в сельскую местность весьма многообещающи. Вероятнее всего, в крупных городах подешевеет недвижимость, и от этого больше других выиграют владельцы недвижимого имущества в ближайших пригородах и живописных сельских уголках. Кроме того, такой отток приведет к оживлению деятельности в регионах с низкой экономической активностью, высоким уровнем безработицы, низким уровнем жизни и большими расстояниями между населенными пунктами.
В мире решаются вопросы, как поддерживать относительно новое начинание - телеработу, как ее регулировать и направлять. Создаются программы, принимаются законы, проводятся исследования, выдаются стартовые деньги для организации бизнеса на дому.
Например, претворяются в жизнь следующие моменты:
- в некоторых штатах США действует закон "О чистом воздухе", по которому фирмы, использующие телеработу, получают налоговые льготы, поскольку их сотрудники не загрязняют окружающую среду, приезжая в офис на автомобиле;
- Всемирная торговая организация (ВТО) приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета;
- выполнена утвержденная Комиссией Европейского союза Пятая "Фрейм-программа по развитию науки и технологии", одной из целей которой было создание благоприятных условий для использования преимуществ интернет-технологий частными лицами и бизнесом в Европе;
- в США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5 - 10% от цены товара [8].
Рассмотрим теперь аргументы "против" внедрения телеработников в организации. В связи с переходом на новую форму занятости работник, работодатель и государство столкнулись со специфическими проблемами как социального, так и юридического характера. Рассмотрим основные трудности, с которыми сталкиваются телеработники.
1. Разобщение сотрудников из-за отсутствия прямых контактов в офисе, непонимание с коллегами по работе и изоляция некоторых работников.
Многие служащие, работающие удаленно, считают себя отстраненными от повседневной офисной жизни. Им кажется, что их работу недооценивают, а коллеги по работе не доверяют им. У телеработников происходит уменьшение социальных связей, грозящее при определенных обстоятельствах перерасти в изоляцию.
Наибольшей проблемой для большинства телеработников является проблема социальной, а также профессиональной изоляции. Некоторые полагают, что социальная изоляция представляет собой главный недостаток надомной работы, и это основная причина выступлений против телеработы. На обычном рабочем месте существует регулярный обмен информацией между коллегами, чего недостает телеработнику. Самостоятельно работающие люди нуждаются в профессиональных контактах, чтобы постоянно пополнять свои знания, они также должны заводить знакомства и предлагать свои профессиональные услуги. Им следует читать много профессиональной литературы и принимать участие в конференциях, чтобы скомпенсировать недостаток традиционных встреч с коллегами по работе. Изоляция может быть минимизирована благодаря регулярной организации встреч, созданию хороших коммуникационных связей с телеработниками и своими коллегами, структурированию своей работы таким образом, чтобы часть ее выполнялась в офисе [4].
2. Затруднения в сравнительной самооценке профессиональных и внешних качеств телеработника.
Традиционно карьера в организации требует, чтобы человек постоянно был на виду и был вовлечен во многие виды деятельности, помимо выполнения собственных обязанностей. Человек не только должен принять правила организации, но и демонстрировать, что он им следует. Сюда входят пунктуальность в посещении встреч, соответствующая форма одежды, своевременные высказывания и т.п. Неформальные контакты и отношения, имеющие место в кафе или в коридоре, могут привести к продвижению по службе вполне определенных работников, а не других. Для традиционных работников выполнение сверхурочной работы является показателем того, что человек стремится к повышению, что зачастую поощряется продвижением по службе.
Поскольку телеработники лишены живого общения с коллегами, благодарного взгляда начальника и прочих положительных эмоций, доступных офисным сотрудникам, работа на дому не приносит им необходимого удовлетворения.
В ответ на возникшую ситуацию руководство некоторых компаний, где работают удаленные сотрудники, помогает им повысить самооценку, используя методы повышения мотивации. Способы повышения эффективности телеработников могут быть следующими: публичное признание высоких результатов работы на итоговом совещании, специальные статьи во внутрикорпоративной прессе, направление наиболее успешных работников на обучающие семинары и тренинги, конференции, выставки, организация групповых экскурсий и поездок, почетные корпоративные знаки отличия [1].
3. Недостаточная четкость формулировки требуемых от телеработника действий.
Телеработники оказываются особенно чувствительны к способностям их руководителей внятно объяснять задания. В обычном офисе, при очных контактах каждый сотрудник имеет возможность бесконечно уточнять, чего от него хотят, в то время как телеработник имеет относительно ограниченные возможности взаимодействия с начальством. Поэтому эффективность его работы напрямую зависит от того, насколько его руководитель способен ясно выражать свои мысли [7].
Однако данное положение говорит о несовершенстве менеджмента, который базируется на управлении по устным распоряжениям. Основным результатом деятельности всех специалистов и менеджеров организации является документ. Объективная реальность заключается в том, что в современных организациях происходит постепенный переход от управления по устным распоряжениям к управлению по документам. В настоящее время имеется множество технических средств для передачи документов на большие расстояния практически мгновенно. Соответственно, четкость формулировки требуемых от телеработника действий и их исполнение будут зависеть от уровня документационной культуры организации.
4. Поддержание профессиональной позиции телеработника в глазах клиентов, коллег и семьи.
Одной из проблем для тех, кто работает дома, является поддержание своей профессиональной позиции в глазах клиентов и коллег и уверенность в том, что семья и друзья с пониманием отнесутся к новому графику работы. Чтобы учесть этот фактор, надомным работникам необходимо скоординировать свою роль в семье и трудовую роль. Между этими двумя сферами, возможно, должна проходить четкая физическая граница, позволяющая снижать их взаимное воздействие. Этого можно достигнуть не только благодаря приобретению офисной мебели и оборудования, но и если отвести для работы изолированную комнату и закрывать дверь во время работы. Одним из путей улучшения профессионального имиджа является использование отдельной телефонной линии для домашнего офиса и покупка автоответчика, что очень удобно в случае, если никого не окажется дома [4].
Отрицательные моменты телеработы затрагивают не только самих телеработников, но и их работодателей. Следующие минусы желательно учитывать до предложения своему сотруднику работать удаленно.
1. Относительная незащищенность информации на удаленных компьютерах, опасность ее утечки.
Некоторые виды дистанционной работы (удаленное администрирование, ведение бухгалтерии, работа с почтой и документацией) могут быть опасны для работодателя. Удаленный компьютер может быть подвергнут хакерской или вирусной атаке, которая может преследовать разные цели, например перехват паролей доступа в сеть работодателя, перехват управления удаленным компьютером, нанесение ему вреда, кража секретной информации и т.д. Удаленный компьютер атаковать проще, так как средства его защиты, как правило, ниже средств защиты локальной сети в офисе.
Страницы: 1, 2, 3