Рефераты. Таможенный контроль

            Федеральный закон  “Об оружии” от 13.11.96 г.1 ,  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.07.96 г.  раскрывает  понятие  огнестрельного  оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ.  В соответствии с содержанием в этом постановлении разъяснениями под огнестрельным оружием понимаются все  виды  боевого, служебного,  гражданского оружия, в том числе, самодельного изготовления, конструктивно предназначенного для поражения  цели  на  расстоянии  снарядом, получающем направление за счёт энергии заряда.  К ним относятся артиллерийские снаряды и мины,  гранаты, снаряды, боевые ракеты, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления.

Под взрывчатыми веществами понимается химическое соединение и механические смеси веществ,  способные к взрыву.  К ним относятся тротил, аммонит, пластиты, дымный и бездымный порох, твёрдое ракетное топливо и т.д.2

            Не могут  быть  отнесены  к  предметам  контрабанды (при отсутствии признака крупного размера)  газовые,  сигнальные,  стартовые,  строительно-монтажные пистолеты и револьверы,  патроны (например,  сигнальные холостые),  не предназначенные для поражения цели.  Они не относятся к  огнестрельному  оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам.

Международными нормами к оружию  массового  уничтожения  (поражения) относится такое, которые действует путём взрыва или при помощи радиоактивных материалов.  Смертоносное химическое и  бактериологическое  оружие  и любое иное оружие,  которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия.  К  оружию  массового поражения относятся  химическое,  биологическое и ядерное оружие. Установлен запрет на провоз контрабандным способом стратегически важных сырьевых  товаров, независимо от их стоимости.  Постановлением Правительства РФ от 26.06.92г. №434 утверждён Перечень стратегически  важных  сырьевых  товаров,  экспорт которых осуществляется  предприятиями и организациями,  зарегистрированными МВЭС РФ.

            Предметом контрабанды могут быть культурные ценности,  в отношении которых действуют специальные правила.  Порядок их перемещения  через  таможенную границу  определён Федеральным Законом РФ от 15.04.93 года “О ввозе и вывозе культурных ценностей”1 .  Под действие этого закона попадают  исторические ценности, предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок художественные ценности. В том числе картины, скульптуры, художественные композиции,   гравюры,  произведения  декоративно-прикладного  искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов, редкие рукописи, архивы, включая фото-, кино-, видеоархивы.

            Рассмотрим вопрос,  является ли контрабандой провоз или попытка про- воза через таможенную границу иностранной валюты,  если она не декларирована или в декларации указана сумма меньшая, чем вывозимая.

Из диспозиции статьи 188 части 1 УК РФ следует,  что вывоз иностранной валюты данным способом не является преступлением при условии,  что  провоз валюты осуществляется не в крупном размере .

            Контрабанда относится к так называемым формальным  преступлениям, закон считает  такие преступления оконченными после совершения опасного деяния (бездействия),  независимо от наступления последствий.  Состав контрабанды налицо после совершения перемещения товаров через таможенную границу.  В остальных случаях имеет место покушение на контрабанду. Статья 18 Таможенного Кодекса связывает  момент  окончания  преступления с тем,  ввозятся товары на таможенную территорию или вывозятся с неё.  При ввозе товаров на таможенную территорию с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ,  происходит фактическое пересечение таможенной границы,  и,  следовательно, контрабанда с этого момента считается оконченной.  При вывозе с таможенной территории РФ и при ввозе  товаров с  остальной  части  таможенной  территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещение через таможенную  границу совпадает с  подачей  таможенной  декларации  или совершением иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения,  соответственно вывезти, либо ввезти товары.  Например,  если лицо, намереваясь вывезти за рубеж валюту в крупном размере,  при заполнении таможенной декларации не  указал  её или указано  неверно  и  это  было  выявлено при таможенном досмотре,  налицо окончательный состав контрабанды.

            Предметом контрабанды  часто  являются наркотики.  Необходимо более внимательно рассмотреть этот вопрос.  Статья 288 часть 5 УК РФ  устанавливает уголовную ответственность за нарушения правил перевозки, пересылки, ввозе, вывозе наркотических средств  или  психотропных  веществ.  Часто  перечисленные действия образуют  самостоятельный  состав преступления.  Чтобы избежать различных подходов к квалификации таких действий,  если они связаны с  пересечением таможенной границы.  Пленум Верховного Суда РФ,  в одном из постановлений указал,  что незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих и  ядовитых  веществ через таможенную территорию Российской Федерации, подлежит дополнительной квалификации по статье,  предусматривающей  ответственность за контрабанду.

При контрабандной перевозке наркотиков,  сильнодействующих и  ядовитых веществ,  точно  также как и других веществ и предметов,  изъятых из гражданского оборота,  их стоимость не имеет значения при квалификации преступления, но  весьма  важно  при  определении  общественной  опасности  конкретного преступления и для индивидуализации наказания.  Определяя их  стоимость,  суд исходит не только из количества, но и свойств наркотических средств по степени их воздействия на организм.

Перевозка или пересылка контрабандным способом природных драгоценных камней и жемчуга,  боеприпасов и взрывчатых веществ и устройств квалифицируется по  совокупности преступлений,  если в действиях лица имеется состав преступления, предусмотрено статьями 191, 220, 222, 234 УК РФ.     

Имеются примеры,  когда  отъезжающих за границу просят передать посылку для родственников или друзей, проживающих в странах, куда отправляются отбывающие из  России.  О том,  что находится в посылке,  сообщается устно,  но фактически, до момента таможенного контроля,  её  содержание  остаётся  неизвестным. Не  исключено,  что  в посылке находятся предметы,  изъятые из гражданского оборота,  или требующего специального разрешения на ввоз  или  подлежащие обязательному  декларированию.  В таких случаях возбуждается уголовное дело, проводится расследование,  задачей которого установить, был ли умысел на незаконный провоз  таких  предметов без должного оформления.  Если умысел не установлен, нет основания для привлечения к уголовной ответственности.

Повышенную опасность  представляет  контрабанда,  совершённая  неоднократно, либо должностными лицами,  либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Если совершение “простой” контрабанды наказывается лишением  свободы на срок до пяти лет, контрабанда предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота предусматривает лишение свободы на срок от трёх до семи лет с конфискацией имущества или без неё,  то в случае контрабанды,  совершённой неоднократно или должностным  лицом,  санкция  существенно  повышена.  Виновный может быть осуждён к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет. Возможно применение конфискации имущества.

            Наиболее опасной  является  контрабанда,  совершаемая  организованной группой.

            Преступление признаётся  совершённым  организованной  группой,  если оно совершено устойчивой группой лиц,  заранее объединившихся для  совершения одного или нескольких преступлений,  часть 45,  статья 35 УК РФ.  Лица, объединившиеся в организованную группу,  совершают наиболее  дерзкие  преступления, контрабанду наркотиков,  антиквариата.  Организованный  характер  приобретает контрабанда культурных ценностей с привлечением криминальных структур международного масштаба.

Следующим преступлением, которое можно отнести к сфере таможенного контроля,  относится незаконный экспорт технологий,  научно-технической информации и услуг,  которые могут быть использованы при создании оружия  массового поражения,  средств его доставки,  вооружения и военной техники, и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Ответственность за эти преступления предусмотрена статьёй 189 УК РФ. Виновный в его совершении может быть оштрафован в размере от 700  до  1000  минимальных  размеров оплаты труда,  либо  может быть осуждён к лишению свободы на срок от трёх до семи лет.  Установление уголовной ответственности за указанное выше  действия обусловлены международными  обязательствами  нашей страны по нераспространению оружия массового поражения. Обязательным признаком этого преступления является нарушение требований специального экспортного контроля.

Преступление признаётся оконченным с момента фактического  перемещения через границу технологий, научно-технической информации, либо с момента оказания услуг,  которые могут быть использованы при создании оружия  массового поражения, вооружения  и  военной  техники.  Определённые  требования предъявляются к лицу,  которое может быть привлечено к уголовной  ответственности. Это  может  быть  только  то  должностное лицо - руководитель государственного предприятия,   организации,   либо   руководитель   негосударственного предприятия, организации,   которые  на  основе  лицензии  осуществляют  военно-техническое сотрудничество с иностранными партнёрами.



§2. Административная ответственность.


            Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти,  в нашем случае таможенными органами,  мер административного воздействия к виновным лицам1

Таможенные правонарушения  относятся  к  административным правонарушениям. До принятия Таможенного Кодекса РФ  рассматривались  по  правилам, установленным Кодексом  РСФСР  об административных правонарушениях (КоАП) . Этим же Кодексом определялись составы нарушений таможенных  правил.  Таможенный Кодекс РФ значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил,  определил процедуру их рассмотрения и заложил  основы  таможенно-правовой ответственности,  которые  включают положение различных отраслей права, но в тоже время существенно от них отличаются.

            Статья 230  ТК  РФ раскрывает понятие нарушений таможенных правил. Таковыми признаются действия или бездействия  лица,  посягающие  на  установленный законодательством порядок перемещения,  таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств,  перемещаемых  через  таможенную границу РФ, на порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими,  за  которые  Кодексом предусмотрена ответственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.