Рефераты. Сущность национальной психологии в экономике

Сущность национальной психологии в экономике

Институт

Калининградская Высшая Школа Управления

Факультет высшего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Сущность национальной психологии в экономике

 

Предмет: Социально-экономическая политика государства

 

 

                                                    Выполнил: Москаленко Артём Александрович

                                                                         Группа 00-ВГ-2

 

                                                    Проверила: Блюер Надежда Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2001 г.

 

 

Оглавление

 

 

Введение                                                                                          2

 

1. Из истории экономической психологии                                   3

 

2. Экономическое сознание и экономическое поведение

    современного общества                                                               4

 

3. Экономико-психологическая адаптация                                    7

 

4. Национальная психология на мировом рынке труда                8

 

5. Национальная психология в деловых отношениях

    ( Тактика переговоров)                                                               10

 

Заключение                                                                                      12

 

Ссылки                                                                                             13

 

Список использованной литературы                                            14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Вопрос о том, как мы отражаем экономическую составляющую нашей жизни, кажется на первый взгляд банальным, а механизм внутренней регуляции экономического поведения представляется удивительно естественным. С раннего детства мы вступаем в отношения обмена и постоянно осуществляем свой выбор. Жизнь учит покупать, тратить, накапливать, запасаться, обменивать рабочую силу на материальное и нематериальное вознаграждение, выбирать более полезное, выгодное, нужное. Взвешиваются альтернативы и  просчитываются польза и потери от нашего выбора, соотносятся вклады (усилия, время, способности, деньги) и отдачи (заработная плата, доходы, прибыль), а также степень удовлетворённости всех своих потребностей соотносится с затратами. Несмотря на кажущуюся простоту, эти процессы сложны, скрыты и требуют последовательного изучения.

 

Экономика- наука об отношениях людей по поводу хозяйствования, но поскольку она описывает эти отношения прагматично, рационально – упрощенно, на языке вещей и цифр, возникла необходимость в её содружестве с психологией. Как результат интеграции научного знания на стыке политической экономии и частных экономических наук, с одной стороны, и социальной психологии, с другой стороны, возникла новая дисциплина - экономическая психология.

 

Предметом экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.

 

Таким образом, экономическая психология- это психология хозяйствующего субъекта. Им может быть один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии, может быть представлен на разных уровнях- микро -, мезо- и макроэкономическом. Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и чисто экономические методы, например, метод логико-теоретического анализа или метод экономического моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.

 

За годы, прошедшие с начала социально- экономических трансформаций России, трудно назвать какую-либо науку, которая могла бы считаться столь же актуальной, как экономическая психология. Это объясняется рядом причин, в том числе, возникновением множества вопросов, ответы на которые ожидались практиками- экономистами (прежде всего, менеджерами) от специалистов именно этой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Из истории экономической психологии.

 

Что касается истории экономической психологии, то её истоки можно, прежде всего, найти в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита (1723-1790), признанного основателем экономики как самостоятельной науки, Альфреда Маршалла (1824-1924), создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса (1883-1946), автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Идея  «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии, принимая всё новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

 

Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология начала формироваться в начале XX века. Развитие ветви экономической психологии производства связывают с именем Г. Мюнстербурга, а получившая преимущественное развитие в западной психологии маркетинговое ветвь была заложена Г. Тардом. Она охватывает психологические проблемы обмена, распределения и потребления. Одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии стал американский психолог Дж. Катона.

 

Основы отечественной экономической психологии заложили в 80-е  годы работы А. И. Китова, В.П. Попова, А.В. Филиппова. Но интерес учёных в основном был сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни- производства и потребления, являются заработная плата и цена, налоги и прибыли, и другие чисто экономические категории, которые, тем не менее, имеют психологический смысл, психологическую составляющую.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.