Стандарты должны быть основаны на мировых достижениях науки и техники, учитывать практический опыт; они предназначены для оптимального удовлетворения потребностей, как отдельных потребителей, так и общества в целом без нанесения ущерба окружающей среде.
Различают международную, региональную, национальную и государственную системы стандартизации, выделяя при этом область, объект и нормативные документы стандартизации.
Важным элементом является унификация объектов стандартизации.
Под унификацией продукции понимают выбор оптимального количества разновидностей продукции, значений их параметров и размеров.
Основные цели стандартизации продукции:
· реализация единой технической политики в сфере стандартизации продукции;
· защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды;
· обеспечение качества продукции в соответствии с достижениями науки и техники;
· обеспечение унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции, её надёжности;
· рациональное использование всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;
· создание нормативной базы функционирования системы стандартизации и сертификации продукции;
· устранение технических и терминологических препятствий для создания конкурентоспособной продукции и её выхода на мировой рынок;
· внедрение и применение современных производственных и информационных технологий.
Стандартизация строится на таких принципах:
· гармонизация нормативных документов;
· обеспечение соответствия требований нормативных документов (стандартов) государственным законодательным актам;
· обеспечение взаимосвязи стандартов, их пригодности и открытости;
· применение информационных компьютерных систем и технологий.
II.2. Сертификация продукции.
Сертификация продукции – это деятельность, направленная на установление и подтверждение соответствия продукции стандартам и другим нормативным актам.
В некоторых странах продукция подлежит сертификации по её экологическим свойствам и безопасности для человека. Для повышения конкурентоспособности товаров, особенно в области внешней торговли, некоторые поставщики (производители) принимают решение о добровольной сертификации.
ü повышать конкурентоспособность своей продукции на рынке;
ü расширять объём продаж;
ü снижать издержки производства;
ü повышать прибыль.
ü получать гарантии в стабильности характеристик качества продукции;
ü отказаться от сплошного входного контроля сертифицированной продукции и проведения повторных испытаний.
В Украине основными организациями в области стандартизации, метрологии и сертификации являются Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерство строительства и архитектуры.
На международном уровне функционируют различные системы, объединения и соглашения стран и организаций (соглашения Европейской экономической комиссии ООН в области стандартизации, Генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ), Комитет ИСО, Институт стандартов США (ANSI), Ассоциация научного образования (ASE), Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) и др.).
II.3. Качество продукции.
Создание потребительских свойств и формирование конкурентоспособности в значительной степени зависят от качества товаров. При стандартизации и сертификации продукции основополагающими являются её качественные характеристики.
Поскольку деятельность по стандартизации и сертификации многогранна, качество также является сложной категорией и трактуется с разных точек зрения.
Качество продукции – это совокупность её свойств и степень полезности, удовлетворяющие определённые потребности в соответствии с её назначением.
Как правило, потребности выражаются через определённые характеристики на основе установленных критериев и требований. В настоящее время эти требования к изготовителям продукции более жёстки и зависят не только от качества выпускаемой продукции, но и от условий её производства, влияния отходов производства на окружающую среду.
Классификация показателей качества приведена на рис.3.
Рис.3.Классификация показателей качества.
Свойства товара (продукции) объективно проявляются при их создании, оценке, хранении, переработке, транспортировке, обработке, потреблении и эксплуатации.
К основным свойствам продукции относят:
· физические (плотность, объёмность, масса, пористость, температура плавления и др.);
· химические (стойкость к кислотам и щелочам);
· механические (прочность, пластичность, твёрдость, хрупкость, истираемость и др.);
· технологические (обрабатываемость, свариваемость и др.).
Существуют и другие свойства товаров: простые (цвет, срок службы и др.) и сложные, состоящие из нескольких простых (надёжность, безопасность и др.).
Выделяют потребительские свойства, которые проявляются в товарах (продукции) в процессе эксплуатации:
· природные;
· функциональные;
· эргонометрические;
· экологические;
· эстетические;
· экономичные;
· гигиенические;
· биологические.
Набор характерных свойств товаров используется для определения признаков, в соответствии с которыми проводится классификация, а показатели качества – для оценки их способности удовлетворять потребности.
Если предположить, что различные группы товаров имеют определенное назначение и применение, то эти классификационные признаки будут характерны для групп товаров, которым присуща способность удовлетворять потребности. Для определения и оценки свойств материалов и изделий применяются различные методы испытания (химические, физические, механические, технологические и др.).
Важным условием повышения эффективности общественного производства является улучшение качества продукции.
III.Средства товарной информации.
III.1. Штрих-коды производителей.
Имеющиеся в продаже товары снабжены упаковкой, на которой имеется штриховой код, с помощью которого зашифрована информация о товаре, находящемся в упаковке.
В качестве примера приведём цифровой (штриховой) код 5449000000996. Первые две цифры (54) указывают на страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта («флаг» страны), следующие пять (49000) – предприятие-изготовитель, ещё пять (00099) – наименование товара, его потребительские свойства, размеры, цвет. Последняя цифра (6) – контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Приложение 1. Таблица штрих-кодов стран-производителей.
00-13 США и Канада
20-29 Внутренние коды
30-37 Франция
380 Болгария
383 Словения
385 Хорватия
387 Босния-Герцеговина
400-440 Германия
45+49 Япония
460-469 Россия
471 Тайвань
474 Эстония
475 Латвия
477 Литва
479 Шри-Ланка
480 Филиппины
481 Белоруссия
482 Украина
484 Молдова
485 Армения
486 Грузия
487 Казахстан
489 Гонконг
50 Великобритания
520 Греция
528 Ливан
529 Кипр
531 Македония
535 Мальта
539 Ирландия
54 Бельгия и Люксембург
560 Португалия
569 Исландия
57 Дания
590 Польша
594 Румыния
599 Венгрия
869 Турция
87 Нидерланды
880 Южная Корея
885 Таиланд
888 Сингапур
890 Индия
893 Вьетнам
899 Индонезия
90-91 Австрия
93 Австралия
600-601 ЮАР
609 Маврикий
611 Марокко
613 Алжир
619 Тунис
622 Египет
625 Иордания
626 Иран
62 Финляндия
690-692 Китай
70 Норвегия
73 Швеция
740 Гватемала
741 Сальвадор
742+744 Коста-Рика, Гондурас
743 Никарагуа
745 Панама
746 Доминиканская Республика
750 Мексика
759 Венесуэла
76 Швейцария
770 Колумбия
773 Уругвай
775 Перу
777 Боливия
779 Аргентина
780 Чили
784 Парагвай
786 Эквадор
789 Бразилия
80-83 Италия
84 Испания
850 Куба
858 Словакия
859 Чехия
860 Югославия
94 Новая Зеландия
955 Малайзия
977 Периодические издания (ISBN)
978 Книги (ISBN)
979 Книги (ISBN) или печатные ноты (ISMN)
980 Обратные квитанции
99 Купоны
III.2. Транспортная этикетка.
Транспортная этикетка EAN даёт возможность представлять информацию о товаре и его перемещениях в оптимальной форме. Состоит из трёх частей:
· верхняя – для информации произвольной формы, которую поставщик считает нужным представить (название фирмы, её логотип и т.д.);
· средняя – содержит визуально-читаемую информацию – расшифровку штрихового кода из нижней части;
· нижняя – информация в форме штрихового кода UCC/EAN для автоматизированной обработки и визуально-читаемая информация.
В транспортной этикетке с помощью штрихового кода UCC/EAN можно закодировать любую информацию о поставляемом товаре, об отправителе и получателе этого товара, о посредниках поставки и т.д. Данные, которые необходимо отразить в транспортной этикетке, за исключением обязательных данных, представляемых в транспортной этикетке, отправитель выбирает сам, договариваясь при этом с клиентами и перевозчиками товара.
Транспортная этикетка EAN
Отправитель: Получатель:
АТ «Укримпекс» «ЕАН-Украина»
252054 Киев, 254053 Киев,
ул.Воровского,22 ул.Сичевых Стрельцов,26
номер транспортной накладной почтовый индекс места назначения
0123456789 254053
номер товара в системе EAN номер партии
04821234567895 4512ХА
порядковый номер транспортного контейнера: минимальный срок использования
348212345671234566 31.12.98
III.3. Порядок и место расположения маркировки на таре и ярлыках.
Список использованной литературы:
1. А.А. Болотников «Товароведение» ч.1, МАУП, Киев, 2001.
2. А.А.Болотников «Товароведение» ч.2, МАУП, Киев, 2002.
Страницы: 1, 2, 3