Рефераты. Спрос и предложение. Процесс координации

Примерами взаимозаменяемых благ являются различные виды транспорта, при снижении тарифов на авиаперевозки происходит снижении спроса на поездки ж/д транспортом. Взаимодополняющим благами являются, например, DVD – проигрыватели и DVD – диски. При увеличении цен на DVD – проигрыватели снижается спрос и на DVD – диски.

Среди неценовых детерминантов также выделяют такой фактор, как ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно.

«Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализа многих других зависимостей, в экономике используется понятие эластичности, отражающее степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равна отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению уровня цен. Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене»[5].

«Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.  Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные»[6]. Важность относительных величин в определении ценовой эластичности несложно проиллюстрировать на примере. Допустим, что цена на шоколад поднялась на 40 рублей, такое изменение цены на данный товар является существенным, его невозможно не заметить, следовательно, оно вызовет значительное изменение величины спроса на шоколад. В то же время, если цена, например, на телевизоры поднимется на ту же величину ( 40 рублей), это изменение не будет столь ощутимым для покупателей и вряд ли существенно повлияет на величину спроса. Именно поэтому изменение цены и величины спроса в формуле выражается не абсолютно, а относительно:

Ed(p)= (∆Q/Q)/(∆P/P)*100% ,

где Ed(p) – эластичность спроса по цене;

∆Q/Q – относительное изменение спроса;

∆P/P – относительное изменение цены.

Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

«Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности»[7].

Спрос называют эластичным, если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции: Ed(p)>1.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос называют неэластичным: Ed(p)<1.

Когда процентное изменение цены и последующее изменение спроса равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью: Ed(p)=1.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то такой спрос является совершенно неэластичным: Ed(p)=0.

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным: Ed(p)=∞.

Рассмотрим взаимосвязь изменения эластичности спроса по цене и общей (совокупной) выручки.

«Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:  TR = P*Q, где TR- совокупная выручка, P – цена, Q – количество проданной продукции.

Если спрос эластичен (Ed(p)>1), уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное утверждение: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

При неэластичном спросе (Ed(p)<1) уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно, если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

При единичной эластичности (Ed(p)=1) увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной»[8].

Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного, неэластичного спроса, а также в условиях единичной совокупности отражено в следующей таблице:


Табл. 1

Величина эластичности спроса по цене

Увеличение цены

Уменьшение цены

Ed(p)<1

TR ↑

TR ↓

Ed(p)=1

TR = const

TR = const

Ed(p)>1

TR ↓

TR ↑


Далее целесообразным представляется рассмотреть неценовые факторы, влияющие на эластичность.

Одним из таких факторов является наличие заменителей или субститутов рассматриваемого экономического блага (товара или услуги). «Чем больше хороших заменителей данного блага предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на экономическое благо зависит от того, насколько узко определены его границы»[9].

Следующим неценовым фактором, влияющим на эластичность, является удельный вес товара или услуги в бюджете потребителя. «Чем больше места занимает товар или услуга в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него»[10].

Другими важными факторами, оказывающими влияние на эластичность, является размер дохода, качество товара и ожидание потребителя (фактор времени). «Как правило, спрос на предметы роскоши является эластичным, в то время как спрос на предметы необходимости обычно мало эластичен или неэластичен». Также следует отметить, что «спрос на товар или услугу эластичнее, в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта»[11].

Поскольку среди факторов, оказывающих влияние на эластичность, был отмечен такие факторы, как наличие заменителей удельный вес экономического блага в бюджете потребителя, то следует также рассмотреть понятие перекрестной эластичности, которое тесно связано с выше упомянутыми факторами.

«Перекрестная эластичность – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

Ed(x, y) = (∆Qx /∆Py)*( Py/Qx)

Если Ed(x, y)>0, то перед нами взаимозаменяемые блага, если Ed(x, y)<0 – взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Ed(x, y)=+∞, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Ed(x, y)=- ∞, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости)»[12].

Нулевая или почти нулевая перекрестная эластичность (Ed(x, y)~0) свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.

Однако стоит заметить, что «данное правило применимо лишь в случаях небольшого изменения цены. Например, значительное снижение цены на хлеб вызовет увеличение спроса не только на хлеб, но и на бутербродное масло и другие дополняющие его товары. В это же время это может привести к повышению спроса на товары, которые непосредственно с хлебом не связаны, например, на мебель. Тогда Ed(x, y)<0 для хлеба и мебели не характеризует их взаимодополняемости, но отражает эффект дохода»[13].

«В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода: Ed(I) = (∆Q/Q)/(∆P/P)*100%

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Ed(I)<0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом.

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Ed(I)<0), благо является нормальным.

Если 0<Ed(I)>1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При Ed(I)>1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши)»[14].

С понятием эластичности спроса по доходу неразрывно связан закон, сформулированный Эрнстом Энгелем, который гласит, что «для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с эластичностью спроса по доходу, большей единицы, для конкретного потребителя»[15].

«Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли»[16].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.