Рефераты. Специальные экономические зоны

Практика создания зон в Российской Федерации свидетельствует, что путем принятия положения по каждой зоне можно определить ее территориальные пределы. Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта зона "располагается в административных границах

Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны)". Напомним, что Положение было принято до распада СССР, после которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне в Балтийском море Российской Федерации.

Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо территориальных изменений, передвижения границ как в пределах какого-либо государства, так и вне его.

Могут быть, конечно, особые случаи. В международной практике наиболее известным из них было установление особого международно-правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому миру территория Данцига не входила ни в

состав Германии, ни в состав Польши, гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.

Представляют интерес различные проекты создания совместных СЭЗ, создаваемых двумя или несколькими приграничными странами. К числу таких зон могут быть отнесены российско-китайские экономические зоны в районе Благовещенск-Хэйхе, различные зоны в Причерноморье.

В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана не только е Украиной, но и с Россией. Так, планировалось свободное обращение в зоне российской валюты. Парламент Республики Крым провозгласил создание в этой зоне общего открытого режима. Это подтверждено Указом Президента Украины от 23 июня 1993 г.

Иногда возникают другие проблемы. Так, привнесение политических аспектов может затруднить и во всяком случае замедлить развитие зоны "Янтарь", если рассматривать ее как "Еврорегион Кенигсберг".








                                              2.4 СЭЗ “Янтарь”

 

Есть проблемы и в связи с необходимостью обеспечить деятельность свободной зоны "Янтарь". Как известно, территория входящей в состав России Калининградской области, на которой располагается зона, не имеет общей границы с другими областями Российской Федерации.

Более того, на пути потока людей и товаров из зоны в Россию и обратно установлены две границы. Между правительствами России и Литвы 29 июля 1991 г. заключено соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской

области. Приведем важнейшие положения этого соглашения, которые имеют значение для деятельности свободной экономической зоны.

Стороны намерены установить льготный таможенный режим между Калининградской областью Российской Федерации и Литовской Республикой (ст. 1).

Литовская Республика обязуется беспрепятственно обеспечивать передачу природного газа, поставляемого Российской Федерацией для нужд Калининградской области, по газопроводу, проходящему по территории Литовской Республики (ст. 3).

Стороны обязуются урегулировать отдельным соглашением условия транзита пассажиров — лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, через территорию Литовской Республики, а также транзита лиц, постоянно проживающих в Литовской Республике, через территорию Калининградской области.

Такое соглашение должно основываться на принципах добрососедства, общепризнанных нормах международного права и учитывать  документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ст. 7).

Стороны заключают соглашения об условиях транзита транспортных средств и грузов Российской Федерации по железнодорожным и шоссейным дорогам, воздушным трассам, водным путям, трубопроводам, а также электроэнергии по линиям электропередачи через

территорию Литовской Республики, а также Литовской Республики — через территорию Калининградской области.

Литовская Республика гарантирует транзитные перевозки народнохозяйственных грузов Российской Федерации через территорию Литовской Республики. Российская Федерация гарантирует транзитные перевозки народнохозяйственных грузов Литовской Республики

через территорию Калининградской области так же, как и других районов Российской Федерации, без обложения таможенными пошлинами (ст. 8).

Стороны подтверждают свое стремление сохранять и развивать сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями и предпринимателями Калининградской области и Литовской Республики (ст. 9).

Стороны согласились в том, что в целях развития торгово-экономических связей между Калининградской областью и Литовской Республикой целесообразно создать экономические миссии соответственно в городе Вильнюсе и в городе Калининграде (ст. 12).

22 мая 1992 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации и северовосточных воеводств Польши.

Осуществление планов создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в значительной степени зависит от реализации соглашений России с Литвой и Польшей.

*  Положении о зоне "Янтарь". В нем говорится о том, что иностранные инвестиции пользуются на территории свободной экономической зоны правовой защитой и что их режим не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества отечественных юридических лиц и граждан. В Положении также предусмотрено, что не допускается какая-либо дискриминация предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с другими действующими в СЭЗ предприятиями (п. 6). Говорится и о том, что нс допускается принудительное изъятие иностранных инвестиций: "Не допускается также секвестр инвестированного имущества, за исключением  временного приостановления по решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором своих обязательств" (п. 7). На первый взгляд, включение этих общих положений, повторяющих соответствующие положения российского законодательства (за исключением последнего), представляется излишним. Однако с практической точки зрения включение таких правил в Положение дает иностранному инвестору более полное представление о режиме инвестиций в данной зоне.

Согласно ст. 42 ЗИИ России, в зоне "Янтарь" был максимально упрощен порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В соответствии со ст. 42 ЗИИ предприятие с участием иностранного капитала с объемом до 75 млн. руб., а также филиалы, отделения и представительства предприятий с иностранными инвестициями могут регистрироваться непосредственно в свободной зоне Комитетом по развитию свободной экономической зоны (п.8).

Вопросы создания совместных предприятий должны решаться на месте (п. 9). По данным на май 1994 г., в зоне "Янтарь" было зарегистрировано 771 предприятие с иностранными инвестициями, из них — 565 с долевым участием и 206 — полностью принадлежащих

иностранным инвесторам. Общий объем иностранных инвестиций за 1993 год составил 5 млн.долл. США. В конце 1994 г. в СЭЗ работало уже 866 СП. В зоне "Янтарь" возможны различные формы хозяйственной деятельности иностранных фирм. Так, многие польские и австрийские фирмы выразили интерес к возможностям создания консигнационных складов, что представляет несомненный интерес для государств, не имеющих выхода к морю, а также для таких соседских стран, как Польша. Как и ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы хозяйственного развития, проявляют интерес многочисленные банки, желающие участвовать в создании совместных банков. Такие предложения были сделаны банками Польши, Италии и США.

Хозяйственная деятельность в зоне осуществляется без каких-либо ограничений. Исключение сделано Положением в отношении хозяйственной деятельности, связанной с использованием расположенных на территории зоны месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. В этих случаях применяется действующее в России специальное законодательство.   

Необходимо отметить, что такой особый режим применяется в Российской Федерации в этих случаях по отношению ко всем зонам. В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской федерации" было специально предусмотрено, что условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, определяются соответствующим законодательством и

нормативными актами Российской Федерации.

Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические и бартерные операции, которые производятся в этой зоне с товарами и услугами (п. 10). Экспорт произведенных в зоне товаров, а также импорт не подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые предусмотрены установленным законодательством перечнем.

В отношении подлежащих лицензированию товаров, производимых в зоне, возник вопрос о предоставлении права на их лицензирование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и использованию янтаря получила право выдавать лицензии на разработку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на территории свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п. 19).

Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и импортируемые товары, которые используются для производства продукции или еализации на месте, освобождаются от уплаты таможенной пошлины (п. 21). В первые пять лет функционирования зоны полученная предприятием с иностранными инвестициями валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении, за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и 10% — в фонд социальной защиты населения (п. 27).

Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию свободной экономической зоны.

Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Согласно ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим,он заключается в том,что иностранные инвесторы преприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по сниженным  ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на территории России для этого вида налогоплательщиков. В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все предприятия в зоне освобождаются от уплаты налога на экспорт продукции, производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта не менее 30 % годового объема производства введены налоговые каникулы сроком до 5 лет в отношении уплаты налогов и перевода части прибыли за границу, установлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением части прибыли, переводимой за границу (п. 25).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.