ВЫХОД ИЗ СОЗДАВЩЕЙСЯ СИТУАЦИИ
Что касается минимальной заработной платы, то теоретически и практически данная проблема не нова и не трудно разрешима. Очевидно, просто «наверху» не осознают ее истинную роль в экономике, а «низы» не добиваются соблюдения своих элементарных социальных и экономических прав, голос же научной общественности по этому поводу практически не слышен. Но актуальность проблемы, тем не менее, не снижается , а наоборот усиливается, что требует незамедлительного принятия социально и экономически справедливого закона о минимальной заработной плате.
Он необходим по многим причинам. Во-первых, введение социально гарантированного минимума заработной платы устанавливает низшую границу эффективности труда, вынуждает работодателей всех форм собственности повышать квалификацию работников, их образовательный и профессиональный уровень с целью улучшения качества и увеличения производительности труда, ограничивает в какой-то мере приток в экономику неквалифицированной рабочей силы , что способствует улучшению ее качественного состава, а это особенно важно в условиях полного научно-технического прогресса.
Во-вторых, установление нормального уровня минимальной заработной платы окажет опосредованное влияние на заработную плату средне- и высококвалифицированных работников, так как будет препятствовать производительному понижению цены их труда. Это обстоятельство также очень важно для России, ибо заработная плата этих категорий работников намного ниже, чем в развитых и даже средне развитых странах. Но есть еще один аспект проблемы - взаимодействие заработной платы и эффективности на микро хозяйственном уровне. Хорошо известен опыт решений данной проблемы в процветающих корпорациях мира. Например, известный капиталист К.Татеиси в своей работе «Вечный дух предпринимательства» писал, что расхожее мнение, в соответствии с которым только от повышения эффективности и зависит рост заработной платы, никогда не станет источником трудового энтузиазма. Он утверждал, что успех делу принесет обратное, а именно - в начале увеличение заработной платы, а затем - рост эффективности труда.
В-третьих, принятие социально справедливого закона о минимальной заработной плате позволит уменьшить чрезмерную дифференциацию доходов , которая провоцирует социальную нестабильность и раскручивание инфляционной спирали.
В-четвертых, установление обоснованного уровня минимальной заработной платы необходимо для смягчения проблемы массовой бедности и нищеты. Это позволит уменьшить экономические предпосылки роста преступности, которая уже становится угрозой для национальной безопасности страны. Совершенно очевидно, что чрезвычайно низкие средняя и минимальная заработные платы, безработица, мизерные пособия, несправедливый разрыв в доходах богатых и бедных - питательная среда для роста преступности. И было бы намного эффективнее использовать средства для стимулирования труда работающих людей, чем вкладывать их в расширение правоохранительной системы.
В-пятых, закон о минимальной заработной плате необходимо для установления отношений социального сотрудничества между работниками всех форм собственности и хозяйствования. В настоящее время предприниматели, включая и государство, не учитывают потерь, связанных с отсутствием таких отношений и заинтересованности в общем успехе. А без решения проблем заработной платы потери эти будут огромны.
В-шестых, без такого закона нельзя реализовать на деле конституционные права граждан и общепризнанные нормы международного права. Справедливая заработная плата - необходимая предпосылка осуществления прав человека на жизнь, свободу от голода и недоедания, достаточное питание, одежду, жилище, охрану здоровья, отдых, досуг, передвижение, информацию и прочее. Реальное их осуществление не возможно, если не будет обеспечено в первую очередь провозглашенное во Всеобщей декларации прав человека ( ООН, 1947 год) «право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование».
В Декларации социального прогресса и развития ( ООН, 1969 год ) главными целями политики социального прогресса и развития, которую обязаны проводить все государства и правительства, являются : Обеспечение без какой-либо дискриминации справедливого вознаграждения за труд ; установление минимального уровня заработной платы, достаточно высокого для обеспечения удовлетворительного уровня жизни ; ликвидация голода и недоедания и гарантия права на надлежащее питание ; ликвидация нищеты ; обеспечение неуклонного повышения уровня жизни, а также справедливого и равномерного распределения доходов. Несмотря на то, что в российской Конституции закреплен приоритет международного права, ни одна из таких целей не реализуется в настоящее время, более того, проводимая политика в области доходов нарушает и конституционные права граждан.
Федеральный статус закона о минимальной заработной плате сделает обязательным его исполнение предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности и всеми работодателями, включая иностранных, а также всеми субъектами Российской Федерации и местными органами власти. Вместе с тем принцип государственного регулирования должен демократично сочетаться с принципом самостоятельности ( самоуправления ) хозяйственных и властных субъектов. Поэтому общефедеральный уровень минимальной заработной платы, являясь базовым и обязательным не исключает возможность увеличения ее с учетом местных условий.
Таблица 1
Январь 1992 г.
Февраль 1996 г.
Рост разы
Средняя заработная плата. Руб.
1438
677000
471
Минимальная заработная плата. Руб.
342
63250
185
Индекс потребительских цен.
1944
Таблица 2
Октябрь 1992 г.
Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ЕТС, руб.
1350
80000*
59
Тарифная ставка (оклад) 18-го разряда ЕТС, руб.
13594.5
604200
44
Индекс потребительских цен
138
* С надбавкой в 20 тыс. Руб.
Таблица 3 (отношение размеров зарплат)
Отрасли народного хозяйства
отраслевой и среднероссийской
отраслевой и минимальной
отраслевой и в газовой промышленности
Промышленность в целом
1,2
11,9
0,3
Электроэнергетика
2,0
21,1
0,5
Нефтедобывающая
2,9
30,2
0,7
Нефтеперерабатывающая
2,2
22,3
Газовая
4,3
44,2
1,0
Угольная
1,9
19,8
Черная металлургия
1,4
14,7
Цветная металлургия
20,9
Химическая и нефтехимическая
10,4
0,2
Машиностроение
0,8
8,1
Лесная
10,2
Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
Производство строительных материалов
9,4
Стекольная и фарфорофаянсовая
8,7
Легкая
5,4
0,1
Пищевая
1,1
11,8
Полиграфическая
12,2
Сельское хозяйство
0,4
4,0
Строительство
12,9
Транспорт
1,5
15,8
Здравоохранение
8,5
Образование
7,7
Культура и искусство
7,4
Таблица 4
1992г.
1993г.
1994г.
1995г.
Оплата труда в денежных доходах населения
73,2
60,5
46,6
39,5
Доходы от предпринимательской деятельности, собственности и пр.
11,3
24,4
38,0
43,8
Список литературы:
1. Kемпбелл Р.Макконел, Стэнли Л.Бpю - "Экономикс", 2 т., М.: Республика, 1992.
2. "Экономика труда" под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова M.: Экономика, 1991
3. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская "Социология труда" M.: Высшая школа, 1989
Страницы: 1, 2