Рефераты. Современное состояние рынка труда ФРГ

Лишь около 1,9% промышленных предприятий - это крупные фирмы, насчитывающие свыше 1000 работников, 100 и менее сотрудников имеют свыше 3/4 предприятий. Таким образом, промышленность Германии состоит в основном из малых и средних предприятий. Тем не менее, около 40% (2,6 млн.) всех занятых в промышленности работают на крупных фирмах, насчитывающих более 1000 человек. В то же время крупные предприятия - это важные заказчики для множества мелких и средних предприятий-смежников. В целом на крупные фирмы приходится почти 51% общего оборота промышленности.[5]

После второй мировой войны промышленность Германии внесла решающий вклад в восстановление экономики. При этом одним из самых существенных факторов был осуществленный в 1948 году переход к рыночному хозяйству. Конкуренция между предприятиями, по мнению правительства Германии, является наилучшим средством для того, чтобы обеспечить на мировых рынках конкурентоспособность германской экономики. Конкуренция на рынке поддерживается благодаря большому количеству мелких и средних предприятий. Поэтому правительство заинтересовано в улучшении условий для деятельности мелких предприятий и для создания новых фирм.

Около 43% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится почти пятая часть совокупного экспорта оборудования западных промышленных государств.


Отрасли промышленности:


Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Федеративная Республика - третий по величине производитель автомобилей в мире. Из почти 6 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2000 году, около 65% пошли на экспорт. [6]


Машиностроение и производство промышленного оборудования - отрасль с наибольшим числом предприятий в германской промышленности. В целом здесь насчитывается около 6.500 заводов и фабрик. По традиции в отрасли преобладают малые и средние предприятия, и благодаря своей гибкости и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире. Лишь около 5,5% предприятий насчитывают свыше 500 работников. В основном это фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупных технических сооружений и возводят их. Около 83% машиностроительных фирм - это мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Эта отрасль играет важную роль в экономике в целом, ведь она оснащает оборудованием другие промышленные отрасли. Ассортимент продукции уникален по мировым меркам и охватывает свыше 20.000 видов изделий. В 2000 году в машиностроении (в обеих частях Германии), где заняты более 800.000 человек, - оно является крупнейшим работодателем в германской промышленности - было произведено продукции примерно на 210 млрд. марок.[7]


Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют многочисленные средние фирмы. В 1997 году оборот химической промышленности, где занято около 501 000 работников, составил примерно 189 млрд. марок, причем на долю экспорта пришлось 63%. Большие традиции у химической промышленности и в новых землях. Ее реструктуризация и приватизация почти завершены. Цель политических усилий здесь - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в 1997 году в ней были заняты примерно 32000 человек. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.[8]


Электротехническая и электронная промышленность, имевшая в 1999 года оборот в 250 млрд. марок и насчитывавшая около 850.000 работников, также является одной из ведущих промышленных отраслей.[9]


Оборот пищевой промышленности в 2000 году составил около 250 млрд. марок, в ней 6ыло занято более 500.000 человек.[10]


Заметную роль по-прежнему играют текстильная и швейная промышленность (включая кожевенную промышленность), насчитывающие более 250.000 работников и имеющие оборот более 55 млрд. марок.[11]


Оборот металлургической и металлообрабатывающей промышленности в 2000 году составил около 240 млрд. марок.[12]


Горнодобывающая промышленность(включая добычу камня и пород) в 1997 году достигала о6орота в 26 млрд. марок и насчитывала 148.000 работников. Но в последние годы началось свертывание этой отрасли.[13]


Оборот точномеханической и оптической промышленности, включая производство регулировочной техники, электромедицинских приборов и часов, превысил в 2000 году 50 млрд. марок. На почти 2.000 предприятиях этой отрасли, в основном средних, трудились свыше 200.000 человек. Во многих секторах эти предприятия занимают сильные международные позиции.[14]


Авиационная и космическая промышленность предъявляет самые высокие требования к поставщикам оборудованпя и субпоставщикам и во многих областях выступает в роли первооткрывателя современных технологий. Благодаря крупнейшим европейским программам кооперации (например, по производству самолетов типа “Аэробус” или ракеты-носителя “Ариадна”), она служит движущей силой сотрудничества между европейскими промышленными концернами. Германия славится своими экологически чистыми технологиями. В 2000 году на долю германских предприятий в этой сфере приходилось 17% мировой торговли. По этому показателю Германия занимала второе место после США.

Рис.1. Распределение трудящегося населения ФРГ по отраслям промышленности (основные отрасли экономики ФРГ)

 


Глава 3.Рынок рабочей силы в ФРГ

 

3.1. Основные проблемы на рынке труда ФРГ

 

Действующая в ФРГ система поддержки безработных оказывает им довольно щедрую помощь. Тот, кто за последние три года не работал как минимум 12 месяцев, получает в течение года пособие по безработице в размере не более 67% зарплаты за вычетом налогов. После этого выплачивается, как правило, неограниченное время помощь в размере до 57% чистого дохода.[15]

В других промышленно развитых странах условия помощи безработным более строгие. Так, исследователи из Канады, которые провели в 2001 году исследование систем помощи безработным в 58 странах мира, расценили немецкую систему как самую плохую (по соответствующему рейтингу Германия заняла последнее место)[16]. Прежде всего, негативные оценки касались страхования по безработице и системы коллективных договоров. И это притом, что канцлер Г. Шредер предупреждал безработных, что "тот, кто может работать, но не хочет, не может рассчитывать на солидарность"[17]. Теперь федеральное правительство намерено обязать биржи труда применять санкции в отношении "социальных нахлебников", как это уже давно практикуется в других государствах. В соответствии с законопроектом, разработанным министерством труда, биржи должны в будущем обязать молодых безработных через шесть месяцев, а взрослых - самое позднее через год после постановки на учет представлять индивидуальные планы возвращения на рынок труда. Учитывая вялую рыночную конъюнктуру, канцлер понимает, что под угрозой может оказаться конечная цель его политики - сокращение числа безработных до уровня ниже 3,5 миллиона до проведения очередных выборов в бундестаг. Эта ситуация оживила дебаты об отношении общества к людям, которые живут на трансфертные платежи (социальные выплаты, государственные дотации и пр.). В 1997 году Институт немецкой экономики, проанализировав структуру безработицы в Дюссельдорфе, пришел к выводу, что из 49 000 зарегистрированных безработных треть не нуждалась в помощи, а 6 000 человек были "целевыми безработными", которые только получали социальные пособия, но не искали работу. Схожий результат дали исследования торговой палаты Гамбурга: треть безработных не прилагала существенных усилий к поиску работы.[18]

Между тем уже сегодня есть возможность применения санкций против тех, кто отказывается от предлагаемой работы или прекращает профессиональное обучение: биржа труда может прекратить выплату пособия на 12 недель. С 1997 года число случаев применения этой меры увеличилось вдвое - с 47 660 до почти 90 000.[19] И все-таки на международном фоне действия немецких бирж труда выглядят весьма мягкими. Одной из наиболее сложных проблем при попытке сократить число "социальных нахлебников" является законодательство. Для решения данной проблемы эксперты по рынку рабочей силы предлагают "ассистированное посредничество": в проблемных случаях сотрудники биржи должны беседовать с претендентом и обязать безработных проявлять больше инициативы. Так, в США, Нидерландах и Дании безработные должны регулярно доказывать, что они активно ищут новое рабочее место. В Германии же соответствующие предписания сформулированы весьма расплывчато. Критики существующей системы помощи безработным предлагают также ограничить срок их поддержки одним годом, так как исследования показали, что безработные гораздо активнее ищут новое место, если знают, что помощь заканчивается. В необходимости реформ убежден президент Немецкого института экономических исследований (DIW) К. Циммерман. Напоминая, что этот "благодатный инструмент" помощи безработным создавался в 60-е гг., период благоприятного развития экономики, Циммерман указывает, что в период массовой безработицы он утрачивает эффективность. "Мы поощряем тех, кто не хочет работать, и не поощряем тех, кто это делает. Мы позволяем безработным длительное время заниматься поиском рабочего места, точно соответствующего их квалификации. Во время массовой безработицы это бессмысленно".[20] Для исправления ошибок нужно срочно усилить контроль, снова сделать обязательным подачу заявок на работу, раз в месяц вызывать безработных на биржу труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.