Рефераты. Совершенствование структуры управления ОАО «Авиаагрегат». Организационный инжиринг ОАО «Авиаагрегат»...

¨      Масштабы деятельности предприятия и объемы обрабатываемой информации требуют создания единого информационного   пространства для эффективного управления (корпоративная информационно-управляющая система);

¨      Автоматизированы только отдельные подсистемы (бухгалтерский учет, отдельные участки производства, склады);

¨      Отсутствует единая концепция развития информационной системы

    

 На основе проведенного анализа из всего рассмотренного комплекса причин кризисного положения предприятия могут быть выделены  жизненно важные (ключевые) или так называемые стратегические проблемы, которые на 80-90% определяют  перспективы функционирования всего бизнеса.

2. УПРАВЛЕНИЕ   ПРЕДПРИЯТИЕМ  КАК  БИЗНЕС-СИСТЕМОЙ

 

          Роль предприятия как институционального экономического субъекта оценивается с различных позиций.  Некоторые авторы считают, что основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников, другие – что суть предприятия в производстве продукции и удовлетворении материальных и других потребностей общества[2].

                Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является рассмотрение предприятия как своеобразного системного интегратора, объединяющего во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающего различные эффекты путем использования системных мультипликативных эффектов[3]. При этом предприятие представляется сложной производственно-экономической системой или бизнес-системой, представляющей собой комплекс человеческих, материальных и нематериальных активов, обеспечивающих в коммерческих или других целях преобразование исходных ресурсов в продукцию (работы, услуги).


2.1.Системообразующие понятия и факторы развития предприятия

Практический интерес представляет комплексное описание деятельности предприятия, которое дает возможность системно выделить об­щие закономерности и характеристики его функционирования в различных условиях.

Многочисленные исследования, проведенные в разные годы за рубежом[4], а также ряд работ, опубликованных в СССР и России[5], позволяют выделить некоторые базовые понятия, которые имеют основополагающее значение для адекват­ного описания функционирования предприятий (фирм) различного типа.

      В первую очередь, предприятие целесообразно рассматривать как относите­льно независимую социальную и прои­зводственно-экономическую систему, являющуюся основным звеном социально-экономической системы национального и регионального уровней.

       Как следует из анализа рис. 2.1., предприятия в качестве экономических субъектов имеют явно выраженные черты развивающихся сис­тем, для которых характерна устойчивость струк­туры на определенном промежутке  времени, сменяющаяся  после потери устойчивости и разрушения данной структуры  созданием другой относительно устойчивой структуры.

 

2.2.Понятия  бизнес-системы и бизнес-процесса

Современные подходы к повышению эффективности управления предприятием связаны с необходимостью обосновать значение  и научное содержание ключевых элементов понятия  «бизнес-система».

Анализ ключевых элементов понятия «бизнес-система» позволяет дать следующее определение.

            Бизнес-система – это совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию поставленных финансово-хозяйственных и других целей, преимущественно коммерческой направленности.

Отношения между ключевыми элементами понятия «бизнес-система» представлены на рис.2.2. Проведенный анализ понятия «бизнес-система» позволяет отнести ее к классу сложных систем, особенностями которых являются[6] :

1.Уникальность. Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются друг от друга.

           2. Слабая структурированность теоретических и фактических знаний о системе. Так как изучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс накопления и систематизации знаний о них затруднен. Следует отметить  слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческого фактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2.1. Системообразующие  понятия и факторы развития предприятия

 

 

 

             

3. Составной характер системы. Одну из основных черт сложных систем составляет взаимодействие выделенных подсистем (бизнес-процессов). Для обеспечения функционирования всей системы как целого необходимо учитывать  результат воздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с внешней средой.

            4. Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему. Составляющие систему элементы разнородны в самых различных смыслах: физическом, функциональном, информационном, математическом.

            5. Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе. Примерами подобных факторов могут служить погодные условия, паводки, случайные отказы оборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет этих факторов приводит к резкому усложнению задач и увеличивает трудоемкость исследований.

6. Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе. Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается по своим критериям; множественностью показателей (иногда противоречивых), характеризующих работу всей бизнес-системы (например, прибыльность, норма возврата инвестиций и пр.); наличием неформализуемых критериев, используемых при принятии решений (в случае, когда решения основаны, например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).

7.Большая размерность системы. Эта особенность системы обуславливает потребность в специальных способах построения и анализа моделей.

            Анализ функционирования бизнес-системы во времени позволяет отнести ее к классу «систем с дискретными событиями». Понятие «системы с дискретными событиями» определяет специфическую схему причинно-следственных взаимодействий[7] .

      Процесс функционирования такой системы во времени отождествляется с последовательностью событий, возникающих в соответствии с закономерностями ее функционирования. При этом, как отмечает  Д. Хейс, «…причинная связь всегда предполагает пару событий, разделенных в пространстве – времени, причем эта разделенность является в первую очередь временной, а не пространственной»[8]. Таким образом, интерпретация причинно-следственной событийной связи и понятие причинности дополняется хронологическим отношением между причиной и следствием.

     М. Хаммер и Дж. Чампи[9] определяют бизнес-процесс как «…совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».

 

Ц Е Л И

 
 


Бизнес-процесс

 
         

Рис.2.2. Отношения между ключевыми элементами понятия «бизнес-система»

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понятие бизнес-процесса является более естественным, чем понятие иерархической организационной структуры.  «В  то время как иерархическая структура организации обычно представляет собой временной срез распределения ответственности и взаимоотношений по отчетности, структура ее процессов отражает динамический взгляд  на то, как эта организация производит продукцию»[10].

      Исходя из осуществленного выше анализа, можно дать следующее определение бизнес-процесса, наиболее соответствующее задачам управления предприятием  как бизнес-системой.

            Бизнес-процесс – это множество внутренних деятельностей, подчиненных единой цели, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции или услуги, необходимой клиенту.      

         Входом бизнес-процесса будут являться объекты инициирующей деятельности (заявки, материалы, сырье).

       Выходом будут являться результирующие объекты заключительной деятельности в бизнес-процессе, несущие потребительскую ценность для клиента (товары, услуги). 

Исследования бизнес-поцессов применительно к конкретным ситуациям, в которых находятся экономические субъекты, должны базироваться на методах комплексного анализа и моделирования бизнес-системы, позволяющих на основе изучения особенностей ее функционирования и свойств отдельных элементов производственного объекта  решать задачи совершенствования процессов управления предприятием.

 

2.3.Целевое развитие  бизнес-системы

      Понятие целевого развития бизнес-системы непосредственно связано с пониманием развития бизнес-системы во времени. Как правило, под развитием бизнес-системы  понимается последовательное изменение состояний системы по отношению к  некоторому зафиксированному моменту времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.