|
|
Рис 2. Блок схема выбора оптимального варианта производственной программе
В состав валовой продукции входит товарная продукция (с учетом стоимости материалов заказчика, поступивших в переработку) и изменение (плюс - прирост, минус - уменьшение) остатка полуфабрикатов собственного производства, а для машиностроения, металлообработки и ремонтных заводов - и изменение остатка незавершенного производства, а также инструментов, моделей, приспособлений и т. п. своего производства.
Изменение остатка незавершенного производства надлежит планировать и учитывать в составе валовой продукции при наличии следующих условий: значительной (свыше двух месяцев) длительности производственного цикла изготовления продукции, резкого изменения объема производства в плановом периоде по сравнению с текущим; освоения производства новых видов продукции, требующего создания соответствующего задела; передачи производства отдельных видов продукции с одного завода на другой для создания задела на новом предприятии.
Планирование и учет валовой продукции производится в сопоставимых оптовых ценах предприятий (без налога' с оборота), введенных в действие на определенную дату.
Измерение объема производства по показателю валовой продукции имеет ряд недостатков. Основные из них обусловлены влиянием перенесенной стоимости (т. е. стоимости потребленных при изготовлении продукции сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т. п.) и остатков незавершенного производства на
обьем и ассортимент продукции. Эти дефекты в методике планирования приводят к искажению показателей динамики объема производства (и связанного с ним показателя динамики выработки продукции на одного работающего), к нарушению планового ассортимента продукции.
Указанные недостатки показателя валовой продукции как измерителя объема производства привели к тому, что в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС основным измерителем и оценочным показателем работы предприятий и объединений принят объем реализованной продукции.
Расчет объема товарной и валовой продукции производственных объединений представляет в настоящее время трудности. Это объясняется тем, что в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2/111-1973 г. № 139 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему -совершенствованию управления промышленностью» содержится указание о том, что па предприятия, вошедшие в состав объединений, не распространяется действие «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии» и они становятся производственными единицами1. Определение методики расчета товарной и валовой продукции объединений предоставлено соответствующим министерствам. При разработке этой методики следует иметь в виду, что возможны три варианта решения этого вопроса: расчет объема валовой и товарной продукции объединений по заводскому методу (сущность которого изложена выше), с определением итога по объединению, как суммы соответствующих итогов входящих производственных единиц; расчет валовой и товарной продукции объединений по трестовскому методу, т. е. е исключением из суммы валовой и товарной продукции входящих производственных единиц объема внутри- . объединенческого оборота, т. е. суммы стоимости поставок продукции и услуг промышленного характера производственных единиц объединения друг другу, с последующим суммированием итогов по объединению; расчет валовой и товарной продукции •объединений по смешанному методу, при котором объем валовой н товарной продукции производственных единиц рассчитывается по заводскому методу; объем валовой и товарной продукции по объединению рассчитывается по трестовскому методу, т. е. с исключением из суммы итогов валовой и товарной продукции производственных единиц суммы внутриобъединенческого оборота. При рассмотрении указанных трех .вариантов представляется целесообразным отдать предпочтение третьему, поскольку эта методика позволяет: сохранить преемственность статистического учета объема валовой и товарной продукции по кругу (составу) промышленных предприятий, имевшему место до включения части их в объединения; определить действительный объем валовой и товарной продукции объединений в целом как единой производственно-хозяйственной единицы.
К числу ценностных измерителей объема производства относится также показатель чистой продукции. В настоящее время на 106 предприятиях проводится экономический эксперимент по применению для измерения объема производства и в других целях показателя чистой продукции.
Объем чистой продукции на предприятиях, переведенных на условия эксперимента, исчисляется на основе действующих оптовых цен, путем вычитания из них материальных затрат. В объем нормативной чистой продукции должны включаться все составные части товарной (валовой) продукции - готовые изделия, реализуемые на сторону полуфабрикаты, работы промышленного характера на сторону, капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, которые оцениваются по соответствующим стабильным нормативным оценкам.
Оценка чистой продукции и показателей, исчисляемых на ее основе, должна быть сопоставима в динамике (за базисный год и все годы проведения эксперимента).
Нормативы чистой продукции устанавливаются на основе оптовых цен предприятий с учетом надбавок (скидок), действующих на 1 января 1973 г., и являются постоянными на период проведения эксперимента. Если продукция реализуется по ценам, исключающим надбавки (за повышение качества и другие), то эти надбавки учитываются при определении норматива чистой продукции (соответственно в затратах учитываются дополнительные расходы на производство этой продукции).
На новые виды изделий, освоение производства которых осуществляется после 1 января 1973 г., нормативы чистой продукции устанавливаются на основе цен и надбавок к ним первого года их серийного изготовления'.
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
Направления анализа выполнения производственной про-граммы.
Прежде чем приступить к разработке плана производства, проводится анализ выполнения производственной программы за предшествующий период. Это необходимо для определения исходного уровня производства и выявления резервов.
Анализ начинается с проверки выполнения производственной программы по объему и составу. Каждое предприятие обязано выполнять план выпуска продукции в заданной номенклатуре. Невы- • полнение плана по номенклатуре может означать задержку или даже срыв выполнения плана других предприятий или несвоевременное удовлетворение нужд потребителей. Поэтому продукция, изготовленная не по плановому ассортименту и не по плановым договорам поставки, при анализе выполнения плана не засчиты-вается. Для оценки выполнения плана по ассортименту в отчет о выполнении плана засчитывается фактический выпуск изделий по каждому наименованию, но в пределах не выше !00% планового задания.
Затем анализируется выполнение задания по освоению производства новой продукции. Выявление степени выполнения этого задания имеет большое значение для оценки осуществления технического прогресса в промышленности, улучшения удовлетворения растущих потребностей социалистического общества и, кроме того, для установления размера отчислений от прибыли в фонд материального поощрения, полагающегося коллективу предприятия в зависимости от удельного веса новой продукции в общем ее выпуске.
Одним из важных элементов анализа выполнения плана по выпуску продукции является проверка выполнения задания по соблюдению производственного профиля предприятия. Значение этого раздела анализа заключается в том, что приближение выпускаемой продукции к производственному профилю завода способствует, как правило, увеличению выпуска продукции, улучшению ее качества, снижению себестоимости и т. п., т. е. улучшению количественных и качественных показателей работы предприятия.
Необходимым элементом анализа выполнения плана по выпуску продукции является также изучение равномерности выпуска продукции .
Определение объема выпуска продукции.
При разработке плана производства продукции устанавливают номенклатуру продукции и ее количество по каждому виду, которая может быть изготовлена предприятием исходя из потребностей народного хозяйства, рациональной специализации предприятия и имеющихся производственных мощностей. При этом учитываются централизованные задания, систематизированные плановые заявки и портфель заказов предприятия, обязывающие его поставить в установленные сроки определенное количество продукции различным потребителям - заказчикам этой продукции. В объем производства включается также стоимость работ по оказанию услуг па сторону, по производству изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и т, д.
Товарная продукция в натуральном выражении служит, основой для определения уровня специализации предприятия и расчетов себестоимости, рентабельности, размера накоплений и других финансовых показателей деятельности предприятия.
Планирование товарной продукции заключается в определении размеров планового выпуска товарной продукции в натуральном выражении и действующих оптовых ценах предприятия (без налога с оборота.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.