Рефераты. Составление производственной программы

Товарная продукция самостоятельных предприятий планируется и учитывается по заводскому методу. В состав ее входят готовая комплектная продукция и полуфабрикаты, производимые в плано­вом периоде и предназначенные к отпуску на сторону, а также услуги и работы промышленного характера на сторону1. Для увязки объема производства промышленной продукции с издерж­ками производства и финансовыми показателями планированиеи учет товарной продукции производятся в действующих оптовых ценах предприятия (без налога с оборота). Новые виды продукции и изделия, планируемые по разовым заказам и на договорных на­чалах, при отсутствии прейскурантных цен включаются в товарную (и валовую) продукцию по действующим на момент составления плана временным или договорным ценам.

Валовая  продукция  самостоятельных   предприятий,   которая, как и товарная продукция, исчисляется   по   заводскому   методу, определяет в денежном выражении объем производства в плано­вом периоде и является базой для расчета общей динамики произ­водства


Исходные данные




 

 


Рис 2. Блок схема выбора оптимального варианта производственной программе


 В состав валовой продукции входит товарная продукция (с учетом стоимости материалов заказчика, поступивших в пере­работку)    и   изменение    (плюс - прирост,   минус - уменьшение) остатка полуфабрикатов собственного производства, а для маши­ностроения, металлообработки и ремонтных заводов - и измене­ние остатка незавершенного производства, а также инструментов, моделей, приспособлений и т. п. своего производства.

Изменение остатка незавершенного производства надлежит планировать и учитывать в составе валовой продукции при наличии следующих условий: значительной (свыше двух месяцев) длитель­ности производственного цикла изготовления продукции, резкого изменения объема производства в плановом периоде по сравнению с текущим; освоения производства новых видов продукции, тре­бующего создания соответствующего задела; передачи производ­ства отдельных видов продукции с одного завода на другой для создания задела на новом предприятии.

Планирование и учет валовой продукции производится в сопо­ставимых оптовых ценах предприятий (без налога' с оборота), введенных в действие на определенную дату.

Измерение объема производства по показателю валовой про­дукции имеет ряд недостатков. Основные из них обусловлены влиянием перенесенной стоимости (т. е. стоимости потребленных при изготовлении продукции сырья, материалов, покупных полу­фабрикатов и т. п.) и остатков незавершенного производства на

обьем и ассортимент продукции. Эти дефекты в методике планиро­вания приводят к искажению показателей динамики объема произ­водства (и связанного с ним показателя динамики выработки продукции на одного работающего), к нарушению планового ас­сортимента продукции.

Указанные недостатки показателя валовой продукции как изме­рителя объема производства привели к тому, что в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС основным измерителем и оценочным показателем работы предприятий и объе­динений принят объем реализованной продукции.

Расчет объема товарной и валовой продукции производствен­ных объединений представляет в настоящее время трудности. Это объясняется тем, что в постановлении ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 2/111-1973 г. № 139 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему -совершенствованию управления промышленностью» содержится указание о том, что па предприятия, вошедшие в со­став объединений, не распространяется   действие   «Положения   о социалистическом   государственном   производственном   предприя­тии» и они становятся производственными единицами1. Определе­ние методики расчета товарной и валовой   продукции   объедине­ний предоставлено соответствующим министерствам. При разра­ботке этой методики следует иметь   в   виду,   что   возможны   три варианта решения этого вопроса: расчет объема валовой и товар­ной продукции объединений по заводскому методу (сущность кото­рого изложена выше), с определением итога по объединению, как суммы соответствующих итогов входящих производственных еди­ниц; расчет валовой и товарной продукции  объединений  по  тре­стовскому методу, т. е. е исключением из суммы валовой и товар­ной продукции входящих производственных единиц объема внутри-    . объединенческого   оборота,    т.    е.    суммы   стоимости    поставок продукции и услуг промышленного характера производственных единиц объединения друг другу, с последующим суммированием итогов по объединению;   расчет   валовой   и   товарной   продукции •объединений по смешанному методу, при котором объем валовой н товарной продукции производственных единиц рассчитывается по заводскому методу; объем валовой и товарной   продукции   по объединению   рассчитывается   по   трестовскому   методу,   т.   е.   с исключением из суммы итогов валовой и товарной продукции про­изводственных   единиц   суммы   внутриобъединенческого   оборота. При рассмотрении указанных трех .вариантов представляется целесообразным отдать предпочтение третьему, поскольку эта ме­тодика позволяет: сохранить преемственность статистического уче­та  объема  валовой  и  товарной   продукции  по   кругу   (составу) промышленных предприятий, имевшему место до включения части их в объединения; определить действительный объем валовой и товарной продукции объединений в целом как единой производ­ственно-хозяйственной единицы.

К числу ценностных измерителей объема производства отно­сится также показатель чистой продукции. В настоящее время на 106 предприятиях проводится экономический эксперимент по применению для измерения объема производства и в других целях показателя чистой продукции.

Объем чистой продукции на предприятиях, переведенных на условия эксперимента, исчисляется на основе действующих опто­вых цен, путем вычитания из них материальных затрат. В объем нормативной чистой продукции должны включаться все составные части товарной (валовой) продукции - готовые изделия, реализуе­мые на сторону полуфабрикаты, работы промышленного характера на сторону, капитальный ремонт своего оборудования и транспорт­ных средств, которые оцениваются по соответствующим стабиль­ным нормативным оценкам.

Оценка чистой продукции и показателей, исчисляемых на ее основе, должна быть сопоставима в динамике (за базисный год и все годы проведения эксперимента).

Нормативы чистой продукции устанавливаются на основе опто­вых цен предприятий с учетом надбавок (скидок), действующих на 1 января 1973 г., и являются постоянными на период проведения эксперимента. Если продукция реализуется по ценам, исключаю­щим надбавки (за повышение качества и другие), то эти надбавки учитываются при определении норматива чистой продукции (соот­ветственно в затратах учитываются дополнительные расходы на производство этой продукции).

На новые виды изделий, освоение производства которых осуще­ствляется после 1 января 1973 г., нормативы чистой продукции устанавливаются на основе цен и надбавок к ним первого года их серийного изготовления'.










5. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА

Направления анализа выполнения производственной про­-граммы.

Прежде чем приступить к разработке плана производства, проводится анализ выполнения производственной программы за предшествующий период. Это необходимо для определения исход­ного уровня производства и выявления резервов.

Анализ начинается с проверки выполнения производственной программы по объему и составу. Каждое предприятие обязано вы­полнять план выпуска продукции в заданной номенклатуре. Невы- • полнение плана по номенклатуре может означать задержку или даже срыв выполнения плана других предприятий или несвоевре­менное удовлетворение нужд потребителей. Поэтому продукция, изготовленная не по плановому ассортименту и не по плановым договорам поставки, при анализе выполнения плана не засчиты-вается. Для оценки выполнения плана по ассортименту в отчет о выполнении плана засчитывается фактический выпуск изделий по каждому наименованию, но в пределах не выше !00% планового задания.

Затем анализируется выполнение задания по освоению произ­водства новой продукции. Выявление степени выполнения этого задания имеет большое значение для оценки осуществления техни­ческого прогресса в промышленности, улучшения удовлетворения растущих потребностей социалистического общества и, кроме того, для установления размера отчислений от прибыли в фонд мате­риального поощрения, полагающегося коллективу предприятия в зависимости от удельного веса новой продукции в общем ее выпуске.

Одним из важных элементов анализа выполнения плана по вы­пуску продукции является проверка выполнения задания по соблю­дению производственного профиля предприятия. Значение этого раздела анализа заключается в том, что приближение выпускае­мой продукции к производственному профилю завода способствует, как правило, увеличению выпуска продукции, улучшению ее каче­ства, снижению себестоимости и т. п., т. е. улучшению количест­венных и качественных показателей работы предприятия.

Необходимым элементом анализа выполнения плана по выпу­ску продукции является также изучение равномерности выпуска продукции .

Определение объема выпуска продукции.

При разработке плана производства продукции устанавливают номенклатуру продукции и ее количество по каждому виду, кото­рая может быть изготовлена предприятием исходя из потребно­стей народного хозяйства, рациональной специализации предприя­тия и имеющихся производственных мощностей. При этом учитываются централизованные задания, систематизированные плановые заявки и портфель заказов предприятия, обязывающие его поставить в установленные сроки определенное количество продукции различным потребителям - заказчикам этой продук­ции. В объем производства включается также стоимость работ по оказанию услуг па сторону, по производству изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и т, д.

Товарная продукция в натуральном выражении служит, основой для определения уровня специализации предприятия и расчетов себестоимости, рентабельности, размера накоплений и других фи­нансовых показателей деятельности предприятия.

Планирование товарной продукции заключается в определении размеров планового выпуска товарной продукции в натуральном выражении и действующих оптовых ценах предприятия (без на­лога с оборота.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.