Примечание: В этой и
последующих таблицах в целях экономии места используются следующие
обозначения : ДДОУ – детские дошкольные и оздоровительные учреждения ;
ОЖКХ – объекты жилищно-коммунального хозяйства ; ОКН – объекты культурного
назначения ; ОЗд – объекты здравоохранения ; ОбУ – образовательные
учреждения.
Преобразование социальных
объектов в юридические лица протекает довольно вяло. На свой
собственный баланс дополнительные объекты социального назначения
предприятия практически не принимают, а это значит, что, по-видимому,
они передаются в муниципальное ведение.
Большая активность предприятий
в передаче на другие балансы детских учреждений и жилищно-коммунальных
объектов ещё не означает их желания избавиться именно от подобных
объектов в первую очередь. Скорее это связано с тем, что
значительная часть предприятий имела в своей структуре детские
дошкольные учреждения и жилищно-коммунальные объекты (191 и 200
соответственно), в то время как прочие элементы социальной инфраструктуры
– объекты культурного назначения, здравоохранительные и образовательные
учреждения лишь 151, 149 и 83 соответственно.
Обследование показало также, что чем меньше на предприятии численность
работников, тем больше стабильно там отношение к социальной сфере
(Таблица 2).
Предприятия,
на которых не изменилось положение социальных объектов.
(в %)
Таблица
2
Численность
занятых,
Человек
ДДОУ
ОЖКХ
ОКН
ОЗд
ОбУ
До 200……………….
201 – 500……………..
501 – 1000……………
1001 – 5000…………..
свыше 5000………….
83,3
55,56
50,00
62,79
63,64
78,95
67,35
65,91
62,03
33,33
90,00
69,57
77,14
83,78
88,89
100,0
87,50
82,35
87,67
66,67
100,0
84,62
80,95
97,22
80,00
На собственный баланс
принимают дополнительные социальные объекты лишь средние и крупные
предприятия. Так на свой баланс приняли здравоохранительные учреждения
4.11 % предприятий с численностью 1001 – 5000 человек и 11.11 % - с
численностью более 5000 человек. Образовательные учреждения приняли
2.78 % предприятий, где работает 1001 – 5000 человек. На более мелких
предприятиях подобных случаев вообще нет.
Определённое значение имеет
и форма собственности предприятий. Те из них, которые являются государственными,
в большинстве стремятся сохранить социальные объекты в своей
структуре. Изменения связаны в первую очередь с передачей последних
в состав других предприятий. В то же время некоторые из них
принимают на свой баланс учреждения социального назначения. Так, 3 %
государственных предприятий приняли на баланс дошкольные учреждения, 10
% - объекты здравоохранения, 7 % - образовательные учреждения. Это
отличает государственный сектор от прочих форм собственности – подобных
процессов принятия или формирования социальных объектов ни на
акционированных предприятиях, ни в акционерных обществах, ни в
товариществах с ограниченной ответственностью не наблюдается, за исключением
нескольких случаев. Например, среди акционерных предприятий лишь 1,7 %
приняли на свой баланс образовательные учреждения. На других таких
предприятиях имелись лишь детские дошкольные и оздоровительные
учреждения, и все они сохранились.