4) Систематическое доведение до служащих политики организации и собственной политики служб управления персоналом.
Менеджмент УП нужен, в конечном итоге для сосредоточения усилий работников на выполнении намеченных стратегий фирмы; обеспечения эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей работников, реализацию их потенциала; содействовать укреплению трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшения морального климата в коллективе.
Поскольку только плодотворная совместная деятельность коллектива гарантирует успех фирмы, конечной целью работы с персоналом является максимальное сближение ожиданий предприятия и интересов работников.
В журнале “Проблемы теории и практики управления”[5] рассказывается об интересном исследовании: опыт показал, что при интеграции ожиданий фирмы и связанных с профессиональной деятельностью интересов работников до 60 % производительность труда составит 100 % расчетной, что, естественно, приносит прибыль компании.
Остается добавить, что перечень целей СУП варьируются от целей организации.
2.3. Функции службы управления персоналом в организации
Опыт показал, что деятельность служб управления персонала нельзя сводить к тому весьма ограниченному набору действий, которые традиционно выполнялись отделами кадров в России. Новый подход к менеджменту УП характеризуется комплексностью. На западных предприятиях уже давно действуют единые службы управления персоналом, которые выполняют весь комплекс функций по рационализации трудовых процессов и процессов УП.
Такой комплексный подход к службе управления персонала в организации ведет к тому, что СУП начинают расширять круг своих функций от чисто кадровых (формирование, подбор и расстановка кадров) к более широкому кругу вопросу, включающих не только кадровую политику, но и мотивацию персонала, оплату труда работников, согласование интересов работников и фирмы и т.д.
В широком смысле функции СУП – отрасль общей политики фирмы, так или иначе связанная с человеческим фактором.
В книге Герберта А. Саймона и Дональда У. Смитсбурга “Менеджмент в организациях”[6] дается следующая классификация функций СУП в организации:
1) Подсистема условий труда:
Ø соблюдение требований психофизиологии
Ø соблюдение требований технической эстетики
Ø охрана труда и техники безопасности
Ø организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимального соотношения между количеством единиц оборудования и числом персонала.
2) Подсистема трудовых отношений:
Ø анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений
Ø анализ и регулирование отношений руководства
Ø управление производственными конфликтами и стрессами
Ø социально-психологическая диагностика
Ø соблюдение этических норм взаимоотношений
Ø управление взаимодействием с профсоюзами.
3) Подсистема оформления и учета кадров:
Ø оформление и учета приема, увольнений, перемещений
Ø информационное обеспечение системы кадрового управления
Ø профориентация
Ø обеспечение занятости
4) Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала:
Ø разработка стратегии управления персоналом
Ø анализ кадрового потенциала
Ø анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы
Ø планирование кадров
Ø взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами организацию
Ø оценка кандидатов на вакантную должность
Ø текущая периодическая оценка кадров.
5) Подсистема развития кадров
Ø техническое и экономическое обучение
Ø переподготовка и повышение квалификации
Ø работа с кадровым резервом
Ø профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников
6) Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда:
Ø Нормирование и тарификация трудового процесса
Ø Разработка систем оплаты труда
Ø Использование средств морального поощрения
Ø Разработка форм участия в прибыле и капитале
Ø Управление трудовой мотивацией
7) Подсистема юридических услуг
Ø решение трудовых вопросов с точки зрения юридических нормативов
Ø согласование распорядительных документов по управлению персоналом
Ø решение правовых вопросов хозяйственной деятельности.
8) Подсистема развития социальной инфраструктуры:
Ø организация общественного питания
Ø управление жилищно-бытовым обслуживанием
Ø развитие культуры и физического воспитания
Ø обеспечение охраны здоровья и отдыха
Ø управление социальными конфликтами и стрессами
9) Подсистема разработки оргструктуры управления
Ø анализ сложившейся оргструктуры управления
Ø проектирование оргструктуры управления
Ø разработка штатного расписания
Ø построение новой оргструктуры управления
Эта классификация дает исчерпывающий перечень функций, приписываемых службе управления персоналом с точки зрения нового подхода к менеджменту УП. Однако набор тех или иных функций СУП в разных компаниях различен, так как обычно каждый руководитель выбирает те элементы, которые, не его взгляд, лучше подходят к конкретной ситуации (размер фирмы, специфика ее деятельности и т. д.) и кажутся ему полезными для успешной работы организации. Но несмотря на все различия между организациями, существует стандартный набор функций СУП, которые в сумме своей представляют кадровую политику фирмы. Рассмотрим эти функции подробнее.
1) Планирование трудовых ресурсов, – что включает в себя:
· оценку наличных ресурсов (т.е. анализ содержания работ и имеющего персонального состава)
· оценка будущих потребностей (прогноз внутренних и внешних предложений рабочей силы и спроса на рабочую силу)
· разработка программы удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах на основе соотношения внутреннего и внешнего предложения рабочей силы со спросом и стратегии развития компании. Для правильного прогнозирования необходимо учитывать среднюю текучесть кадров, естественное выбытие (смерть, выход на пенсию и т.д.) и другие факторы.
2) Наем персонала – это создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям
3) Отбор персонала – оценка кандидатов на рабочее место и отбор лучших из резервов, созданного в ходе найма.
К основным критериям оценки относятся: профессиональные, образовательные, организационные, а потом уж и личные качества кандидата. Именно в таком порядке, так как в противном случае фирма рискует нанять прекрасного человека, но плохого специалиста.
К основным методам отбора относятся: испытания, оценка способностей и собеседование.
4) Определение заработной платы и льгот – разработка структуры заработной платы и льгот с целью привлечения и удержания работника.
На данном этапе надо помнить, что заработная плата является денежным вознаграждением за выполненную работу и играет роль решающего аргумента для многих работников. Структура зарплаты определяется уровнем зарплаты у конкурентов, условиями на рынке труда, производительностью и прибыльностью организации. Надо добавить, что на сегодняшний день большое значение для работников имеет система дополнительных льгот, а не собственная зарплата. Льготы могут включать в себя: участие в прибыли, оплату в акциях, оплату отпусков и т.д.
5) Адаптация – введение нанятых работников в организацию и во все ее подразделения того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
Страницы: 1, 2, 3, 4