Рефераты. Шпоры по государственным и муниципальным финансам

денежной массы. Если заемные средства будут использоваться на

выплату заработной платы, то количество наличных денег оста-

нется без изменения. Если же государственные заимствования

финансируются за счет привлечения накоплений хозяйствующих

субъектов, а полученные денежные средства направляются на вы-

платы населению, то количество денег в обращении возрастает.


23.           Государственный и муниципальный долг.

Государственный долг как экономическая категория представля-

ет собой определенную систему отношений, возникающую между

органами государственного управления, с одной стороны, част-

ными лицами, негосударственными институтами, иностранными

государствами — с другой, по поводу формирования и погашения

задолженности органов государственного управления, возника-

ющих в результате формирования дополнительных средств госу-

дарства.

С точки зрения материально-вещественного содержания, го-

сударственный долг выступает как сумма долговых обязательств

8 - 4222 Мысляева 225

государства по выпушенным и непогашенным государственным

займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным

государством гарантиям перед физическими и юридическими ли-

цами, иностранными государствами, международными организа-

циями и иными субъектами международного права.

В зависимости от происхождения кредитных ресурсов госу-

дарственный долг может быть разделен на внутренний и внешний.

Критериями такого разделения могут быть валюта займа, вид за-

емщика, рынок размещения и другие критерии.

В мировой практике выделяются две основные формы заим-

ствований: безоблигационные и облигационные.

Безоблигационная государственная задолженность — это за-

долженность в виде несекъюритизированных кредитов и займов,

т.е. такая форма задолженности, которая не предполагает выпуск

ценных бумаг. Отличительными особенностями этой формы яв-

ляются:

1. Наличие в качестве кредитора одного и того же лица на

протяжении всего времени кредита (займа).

2. Невозможность перехода права требования к третьим лицам,

а значит относительная безопасность заемщика от концентрации

прав требования в руках нежелательных лиц.

3. Ограниченные возможности реструктуризации такой формы

в случае сложностей с обслуживанием долга.

Облигационная задолженность возникает в результате выпуска

долговых ценных бумаг. Хотя исторически она возникла намного

позднее, чем безоблигационная, однако сегодня данная форма

становится все более преобладающей, вытесняя несекьюритизи-

рованные кредиты и займы. Это объясняется тем, что секьюрити-

зированная форма имеет целый ряд преимуществ:

• она позволяет обеспечить больший объем инвестиционного

спроса;

• расширяет возможности гибкого регулирования объема и сто-

имости заимствований;

• облегчает реструктуризацию долга;

• позволяет осуществлять оптимизацию структуры долга в ходе

его управления.



24.      Управление государственным долгом.

Государственный долг как экономическая категория представля-

ет собой определенную систему отношений, возникающую между

органами государственного управления, с одной стороны, част-

ными лицами, негосударственными институтами, иностранными

государствами — с другой, по поводу формирования и погашения

задолженности органов государственного управления, возника-

ющих в результате формирования дополнительных средств госу-

дарства.

С точки зрения материально-вещественного содержания, го-

сударственный долг выступает как сумма долговых обязательств

8 - 4222 Мысляева 225

государства по выпушенным и непогашенным государственным

займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным

государством гарантиям перед физическими и юридическими ли-

цами, иностранными государствами, международными организа-

циями и иными субъектами международного права.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

(англ. national debt management) - 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа; привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.


25.       Профицит бюджета: причины возникновения и направления использования.
Стабилизационный фонд. Резервный фонд. Фонд национального благосостояния.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение

приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы

превышают расходы, то возникает профицит.

В России в случае, если обнаруживается профицит, необхо-

димо:

• сократить привлечение доходов от продажи государственной

или муниципальной собственности (для федерального бюд-

жета — сократить привлечение доходов от реализации государ-

ственных запасов и резервов);

• предусмотреть направление бюджетных средств на дополни-

тельное погашение долговых обязательств;

• увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части

доходов бюджетам других уровней;

• сократить налоговые доходы.

Существует такое понятие, как первичный профицит, который

означает превышение доходов над расходами без учета расходов

на обслуживание государственного долга.




26.    Формирование и распределение нефтегазовых доходов в РФ.

27.    Межбюджетные отношения. Сущность и проблемы.



28.           Бюджетный процесс в РФ.

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.