денежной массы. Если заемные средства будут использоваться на
выплату заработной платы, то количество наличных денег оста-
нется без изменения. Если же государственные заимствования
финансируются за счет привлечения накоплений хозяйствующих
субъектов, а полученные денежные средства направляются на вы-
платы населению, то количество денег в обращении возрастает.
23. Государственный и муниципальный долг.
Государственный долг как экономическая категория представля-
ет собой определенную систему отношений, возникающую между
органами государственного управления, с одной стороны, част-
ными лицами, негосударственными институтами, иностранными
государствами — с другой, по поводу формирования и погашения
задолженности органов государственного управления, возника-
ющих в результате формирования дополнительных средств госу-
дарства.
С точки зрения материально-вещественного содержания, го-
сударственный долг выступает как сумма долговых обязательств
8 - 4222 Мысляева 225
государства по выпушенным и непогашенным государственным
займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным
государством гарантиям перед физическими и юридическими ли-
цами, иностранными государствами, международными организа-
циями и иными субъектами международного права.
В зависимости от происхождения кредитных ресурсов госу-
дарственный долг может быть разделен на внутренний и внешний.
Критериями такого разделения могут быть валюта займа, вид за-
емщика, рынок размещения и другие критерии.
В мировой практике выделяются две основные формы заим-
ствований: безоблигационные и облигационные.
Безоблигационная государственная задолженность — это за-
долженность в виде несекъюритизированных кредитов и займов,
т.е. такая форма задолженности, которая не предполагает выпуск
ценных бумаг. Отличительными особенностями этой формы яв-
ляются:
1. Наличие в качестве кредитора одного и того же лица на
протяжении всего времени кредита (займа).
2. Невозможность перехода права требования к третьим лицам,
а значит относительная безопасность заемщика от концентрации
прав требования в руках нежелательных лиц.
3. Ограниченные возможности реструктуризации такой формы
в случае сложностей с обслуживанием долга.
Облигационная задолженность возникает в результате выпуска
долговых ценных бумаг. Хотя исторически она возникла намного
позднее, чем безоблигационная, однако сегодня данная форма
становится все более преобладающей, вытесняя несекьюритизи-
рованные кредиты и займы. Это объясняется тем, что секьюрити-
зированная форма имеет целый ряд преимуществ:
• она позволяет обеспечить больший объем инвестиционного
спроса;
• расширяет возможности гибкого регулирования объема и сто-
имости заимствований;
• облегчает реструктуризацию долга;
• позволяет осуществлять оптимизацию структуры долга в ходе
его управления.
24. Управление государственным долгом.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
(англ. national debt management) - 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа; привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
25. Профицит бюджета: причины возникновения и направления использования. Стабилизационный фонд. Резервный фонд. Фонд национального благосостояния.
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение
приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы
превышают расходы, то возникает профицит.
В России в случае, если обнаруживается профицит, необхо-
димо:
• сократить привлечение доходов от продажи государственной
или муниципальной собственности (для федерального бюд-
жета — сократить привлечение доходов от реализации государ-
ственных запасов и резервов);
• предусмотреть направление бюджетных средств на дополни-
тельное погашение долговых обязательств;
• увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части
доходов бюджетам других уровней;
• сократить налоговые доходы.
Существует такое понятие, как первичный профицит, который
означает превышение доходов над расходами без учета расходов
на обслуживание государственного долга.
26. Формирование и распределение нефтегазовых доходов в РФ.
27. Межбюджетные отношения. Сущность и проблемы.
28. Бюджетный процесс в РФ.
Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16