Рефераты. Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит"

45. Сущность и основные функции финансов. Финансовые ресурсы и основные источники формирования.

Финансы - важнейшая эк. категория, отражающая эк. отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хоз-ва к регулярному товарно-денежному обмену и было связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Функции финансов: Распределительная (формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом); Контрольная (Распределительные отношения затрагивают интересы общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенная задача - их оптимальная организация. Объективная основа контрольной функции - стоимостной учет затрат на пр-во и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и расходов денежных фондов).

Фин. ресурсы - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений из вне, предназначенные для выполнения фин. обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Собственные фин. ресурсы включают первоначальные взносы учредителей и часть денег, полученную в результате фин.-хоз. деятельности - прибыль и амортизационные отчисления. Важный источником финансирования воспроизводства основных средств - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Направления ее использования, величина прибыли, направленная на финансирование инвестиций, определяются организацией самостоятельно, распределяется на цели накопления и потребления. Привлеченные источники формирования фин. ресурсов включают денежные средства, полученные от размещения акций и взносы членов трудовых коллективов. К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе фин. лизинга и инвестиционный налоговый кредит.

46. Финансовая политика государства: содержание и требования. Структура финансового аппарата РФ.

Совокупность гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку концепции фин. политики, определение ее основных направлений, целей; создание фин. механизма; управление фин. деятельностью гос-ва. Основу фин. политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования эк. и соц. сферы страны. Важной составной частью фин. политики является установление фин. механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в области финансов. К элементам фин. механизма относятся формы фин. ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов государства. Задачи фин. политики: (1) обеспечение условий для формирования максимально возможных фин. ресурсов; (2) установление рационального распределения и использования фин. ресурсов; (3) организация регулирования и стимулирования эк. и соц. процессов фин. методами; (4) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Направления фин. политики: снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение гос. обязательств, создание эффективной системы межбюджетных отношений.

Управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание и две его палаты – Гос. Дума и Совет Федерации. Важнейшим органом осуществляющим управление финансами выступает Мин. фин. РФ. Его задачи: разработка и реализация единой гос. фин. политики, составление проекта и исполнение федерального бюджета, совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности. Министерство по налогам и сборам - осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет. Федеральная службы налоговой полиции - осуществляет предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений. Гос. таможенный комитет – осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ; несет ответственность за поступление таможенных пошлин,.

47. Государственные финансы, их виды, характеристика.

Государственные финансы - раздел эк. науки, изучающий расходы и доходы бюджетной сферы и органов государственной власти, а также влияние, которое они оказывают на экономику. Эк. сущность гос. финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования фин. ресурсов гос-ва, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций гос-ва и гос. предприятий.

В составе гос. финансов выделяются: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, финансы гос. предприятий и организаций. По уровню гос. руководства эк. и соц. сферой гос. финансы подразделяются на общегосударственные (федеральные, правительственные) и местные (муниципальные). Благодаря такому разнообразию фин. связей по функциональному назначению гос-во может оказывать влияние на многие эк. и соц. процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегос. мероприятий: гос. целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, гос. управления, развития соц. сферы, выполнения международных обязательств.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования эк. процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей гос. органам для финансирования гос. потребностей.

48. Финансовая система государства и ее структура. Основные направления реформирования финансовых отношений в РФ.

Совокупность гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций представляет фин. политику. Она охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции фин. политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин. механизма; управление фин. деятельностью гос-ва. Основу фин. политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования эк. и соц. сферы страны. Одновременно с этим гос-во осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования фин. отношений.

     Важной составной частью фин. политики является установление фин. механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности гос-ва в области финансов. Он представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации фин. отношений. К элементам фин. механизма относятся формы фин. ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ц/б.

Основные направления реформирования фин. отношений в РФ: 1).Сбалансированность фин. ресурсов госуд. и хозяйствующих субъектов через налогово-бюджетную систему: это снижение налоговой нагрузки и оставление больших фин. ресурсов у хозяйствующих субьектов. Пример, ЕСН-35,6% будет 26%. должно оставить большие ресурсы на предприятии (около 160 млрд. рублей). 2). Развитие бюджетного федерализма (законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, а также правил их взаимодействия).

49. Государственный бюджет, формирование его доходов и основные направления расходов.

Бюджет РФ, являясь важнейшим звеном фин. системы страны и отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, представляет собой эк. форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств гос-ва.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени); неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности, от платных услуг, оказанных органами власти; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, фин. помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней); безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.