Рефераты. Рынок труда и занятость населения

-         работающий, которого увольняют за нарушение трудовой дисциплины сам просит администрацию предприятия (учреждения) уволить его по собственному желанию;

-         на предприятиях всех форм собственности в силу массового высвобождения работников у ряда руководителей могло возникнуть желание чрезмерной эксплуатации наемного труда.

Подобную ситуацию предвидели еще в 1990 г. разработчики программы мер по социальной защите населения Самарской области условиях становления рынка и включили в нее такой раздел: меры по защите населения от чрезмерной эксплуатации наемного труда  работодателя независимо от форм собственности. Он охватывал все стороны производственной деятельности и вознаграждений за труд, а именно:

1) профсоюзам вменялось в обязанность заключение с работодателями коллективных договоров, в которых должны быть предусмотрены такие гарантии:   

-         минимум  заработной платы, доплата за работу в тяжелых и вредных условиях, выплаты компенсационного характера;

-         недопущение ужесточения норм труда без соответствующего изменения организационно-технических условий их выполнения;

-         ограничение норм продолжительности рабочего времени;

-         установление сокращенного рабочего дня,  неполной рабочей недели;

-         льготные пенсии, доплаты и материальная помощь, для неконкурентноспособных граждан;

-         продолжительность трудовых и социальных отпусков;

2)      Должна была осуществляться организация государственной экспертизы условий труда на территории области.

По всей видимости, работодатели проигнорировали требования, выдвигаемы этой программой, или она вообще была забыта, в результате чего в области наблюдался высокий уровень травматизма, давший уже в 1991 г. 8118 несчастных случаев, в том числе  167 случаев со смертельным исходом. К 1996 г. численность травматических случаев сократилась до 3986, в том числе среди 992 женщин, но абсолютная величина смертельного травматизма снизилась незначительно, до 161 (-6). Такое положение на предприятиях области потребовало разработки программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области, рассчитанную на 1998-2000 гг. Было принято Постановление Губернатора Самарской  области с одобрением этой программы и направлением ее для  утверждения в Губернскую Думу. Контроль за выполнением этого постановления был возложен на первого заместителя Губернатора  Самарской области.

Но не исключены и случаи меркантильных интересов и самих работающих, и работодателей. Уволившиеся регистрируются в службе занятости, получают статус безработного и причитающееся им ежемесячное пособие, а сами устраиваются на работу в те структуры, где не требуют трудовую книжку. По истечении определенного времени им предлагаются рабочие места, но у них цель - упросить работодателя оформить им отказ в трудоустройстве, чтобы не потерять пособие.                        

Нередко и предприятия проявляют по отношению к службе занятости также корыстные интересы. Так, для получения лицензии для открытия совместного предприятия или Западной компании необходимо заключение государственной службы занятости,  в котором оговаривается численность безработных, которая

будет направлена на это предприятие службой занятости, но с получением данного заключения под различными предлогами им отказывают в трудоустройстве.                   Наибольшее количество уволившихся по собственному желанию граждан отмечается в городах: Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Отрадном и сельских районах: Борском, Кинельском,  Кинель-Черкасском, Красноярском.

В 2 раза сократился удельный вес высвобожденных работников - с 50,5 до 25,8%. Эти две причины занимают 2/3 от общего числа причин.

Абсолютная величина лиц 16 лет и старше,  обучавшихся с отрывом от производства и не нашедших места приложения своих профессиональных знаний в анализируемом периоде, возросла с 351 до 5038 чел.  Это свидетельствует о том, что процесс обучения и переобучения не согласовывается с потребностями рынка труда. Сам же рынок труда не дает для широких слоев населения информацию, какие профессии являются дефицитными, полудефицитными, по каким направлениям профессий и специальностей в данном регионе наблюдается перепроизводство. Перепроизводству определенного круга специальностей способствует та легкость, с которой государствённые и частные (коммерческие) высшие и средние специальные учебные заведения получают лицензии на подготовку специалистов, не соответствующих их профилю.  Доля лиц этой категории в общей структуре причин сократилась с 10,8 до 7,6 %. 

Данная выше количественная и качественная характеристика зарегистрированных в органах государственной службы занятости – это одна сторона социально-экономического явления. Обратная сторона выступает в качестве противовеса, отражает пути и степень решения проблемы.     

В настоящее время рынок труда Самарской области представлен широкой сетью различных служб, государственных и негосударственных призванных регулировать потоки рабочей силы. 

Самарский  областной рынок труда характеризуется сокращением числа  привлекательных вакансий, изменением конъюнктуры спроса на профессии, ростом реальной безработицы, несоответствием между  спросом и предложением вакансий, образовательным и профессионально-квалификационным уровнями безработных и так далее.

Как на всяком рынке, на рынке труда есть продавец и покупатель. В качестве продавца выступает  безработный, продающий свой профессиональный капитал, а в качестве покупателя – «работодатель», призванный публично представить все имеющиеся в его распоряжении вакантные места, доступные для широкого круга соискателей.

Все каналы мобильности и посредники на рынке труда призваны выполнить одну из важных социально-экономических задач - снижение напряженности на рынке труда, одного из элементов социальной напряженности в регионе, стране в целом.

Частные агентства по трудоустройству -  это новый посреднический институт, набирающий свою силу и значимость. Коммерческие биржи труда Самарской области осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой комиссией при Департаменте экономики Самарской области. В нее входят два представителя от Государственной службы занятости, которые соглашаются с организацией конкурирующих с ними  структур.

К началу 1998 г. коммерческих бирж труда насчитывалось около 20.

Одной из форм в удовлетворении потребностей ищущего работу выступают личные связи, именуемые в рыночных  условиях как рекомендации и протекция. Суть этой формы трудоустройства заключается во встрече рекомендателя с "нужными" людьми и формальных процедурах оформления. Особенно широкое распространение это нашло на ИЧП, в акционерных обществах, где  трудовой коллектив формируется из родителей, их детей, родственников. В ходе социологического исследования на одном из предприятий г. Самары довелось увидеть в отделе кадров уникальный документ-журнал, в котором поставлены на очередь дети и родственники работников этого предприятия.

В Самарской области в качестве посредников выступают средства массовой

 информации.  Регулярно в ряде газет отводятся целые полосы с предложением вакансий.  Этот вид посредничества не несет никакой ответственности за достоверность информации. Иногда среди этих объявлений имеются такие, которые носят сугубо мошеннический характер.

Многоуровневый маркетинг - одна из специфических форм посредничества на рынке труда.  Здесь не существует прямого различия между работодателями, посредниками и  клиентами, так как потребитель распространяемого товара одновременно вербуется как участник пирамиды, а все продавцы в обязательном порядке потребляют собственную продукцию. Эта форма трудоустройства объединяет найм при продаже товара, вручении листовок на улице, анкетирование, объявления в газетах, обзвоны  населения по телефонам с предложением им работы. Каждый человек, вошедший в эту пирамиду,  получает определенную часть денег от реализации товара и от вербовки на работу нового человека, то есть принцип заинтересованности налицо.

Все перечисленные виды посредничества можно считать еще одной особенностью рынка труда Самарской области.

Единовременным социологическим обследованием в апреле - мае 1998 г. получены следующие  данные по г. Самаре:

а) социальные связи - 59,4%;

б) самостоятельно-21,3%;

 в) через службу занятсти-2,6%;

г) частные агентства- 0,8%;

д) объявления;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.