Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.
Публичное предложение - это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.
Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов.
Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.
Основу вторичного рынка составляют операции, оформляющие перераспределение сфер влияния вложений иностранных инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.
Важнейшая черта вторичного рынка - это его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию.
Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на:
Þорганизованный (биржевой) рынок
Þнеорганизованный (внебиржевой или "уличный") рынок.
Организованный или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Фондовая биржа - это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.
Признаки классической фондовой биржи:
1) это централизованный рынок, с фиксированным местом торговли, т.е. наличием торговой площадки;
2) на данном рынке существует процедура отбора наилучших товаров (ценных бумаг), отвечающих определенным требованиям (финансовая устойчивость и крупные размеры эмитента, массовость ценной бумаги, как однородного и стандартного товара, массовость спроса, четко выраженная колеблемость цен и т.д.);
3) существование процедуры отбора лучших операторов рынка в качестве членов биржи;
4) наличие временного регламента торговли ценными бумагами и стандартных торговых процедур;
5) централизация регистрации сделок и расчетов по ним;
6) установление официальных (биржевых) котировок;
7) надзор за членами биржи (с позиций их финансовой устойчивости, безопасного ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).
Функции фондовой биржи:
а) создание постоянно действующего рынка;
б) определение цен;
в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цена и условия обращения;
г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников;
д) выработка правил;
е) индикация состояния экономики, её товарных сегментов и фондового рынка.
Всего в мире около 150 фондовых бирж, крупнейшими являются следующие: Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская, Тайваньская, Сеульская, Цюрихская, Парижская, Гонконгская и биржа Куала Лумпур.
Фондовая биржа выступает в качестве торгового, профессионального и технологического ядра рынка ценных бумаг, кроме того, биржа является предприятием.
В международной практике существуют различные организационно-правовые формы бирж:
* неприбыльная корпорация (Нью-Йоркская биржа);
* неприбыльная членская организация (Токийская биржа);
* товарищество с ограниченной ответственностью (Лондонская и Сиднейская биржи);
* полугосударственная организация (Франкфуртская биржа);
* прочие формы.
И в международной и в российской практике биржи функционируют в группе дочерних компаний и структур, выполняющих вспомогательные функции. Создание при бирже дочерних юридических лиц используется для следующих целей:
а) организация отдельных торговых площадок(фьючерсные рынки и т.д.),
б) создание клирингово-расчетных и депозитарных организаций,
в) удаления "за рамки" биржи коммерческих операций и услуг, не соответствующих неприбыльному статусу фондовой биржи.
В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.
Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.
Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам:
Участники рынка
¨ 2400 коммерческих банков,
¨ Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),
¨ Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),
¨ 60 фондовых бирж,
¨ 660 институциональных фондов
¨ более 550 негосударственных пенсионных фондов
¨ более 3000 страховых компаний
¨ саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж.
Объемы рынка.[3]
Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий:
· долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);
· государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;
· долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.(с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);
· внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);
· казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).
Рынок частных ценных бумаг:
· эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);
· эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);
· эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);
· эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);
· облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).
Качественные характеристики.
Российский фондовый рынок характеризуется следующим:
à небольшими объемами и неликвидностью;
à "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
à неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
à раздробленной системой государственного регулирования;
à отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
à высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
à значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
à крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
à отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
à инвестиционным кризисом;
à отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
à агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
à высокой долей спекулятивного оборота;
à расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.
Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
3. Улучшение качественных характеристик рынка:
*наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
*пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации).
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);
2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;
3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
5) создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;
7) государственная поддержка образования в области фондового рынка;
8) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство.
5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.
8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;
б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;
в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;
д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).
Итак, рассмотрев все вышеуказанные проблемы, возникшие у меня в процессе работы, я могу сделать ряд выводов.
Во-первых, появление рынка ценных бумаг явилось позже нежели появление объекта его торгов, а причинами возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, не зря первыми акционерными обществами были торговые компании.
Во-вторых, на современном этапе развития общества нецелесообразно называть ценные бумаги фиктивным капиталом (во всяком случае это можно сказать об акциях и облигациях частных компаний), потому что они заменяют собой реальный денежный капитал.
В-третьих, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие.
В-четвертых, рынок ценных бумаг занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков, на нем можно и заработать капитал и его туда вложить.
В пятых, рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала.
В-шестых, на рынке ценных бумаг действуют экономические законы, такие как: закон спроса и предложения, закон денежного обращения и закон конкуренции, которые, хоть и с некоторыми особенностями, но выполняют свои функции.
В-седьмых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В-восьмых, биржа является источником реализации рынка ценных бумаг на практике, где сталкиваются продавцы (эмитенты) и (инвесторы), которые совершают взаимовыгодные сделки при помощи профессиональных участников рынка и оперируя различными специфическими функциями рынка, например хеджирование.
В-последних, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.
Официальные документы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: КОДЕКС, 1995
2.Федеральный закон О рынке ценных бумаг - М.:,1996
Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов
1.Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и Статистика, 1992
2.Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: введение в фондовые операции. - Самара: СамВен, 1992
3.Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.:Русская Деловая Литература, 1997
4.Маркс К. Капитал. Т. 3
5.Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 1995
6.Политэкономическая энциклопедия. Т. 1-4.
7.Региональный рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1995
8.Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1996
9.Ценообразование. - М.: Финстатинформ, 1996
Статьи из журналов и газет
1.Витин А. «Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций», «Вопросы экономики»,1994, №10
2.Зайцев Д. «Бурный и трудный рост», «Журнал для акционеров», 1995, №3
3.Кольцова Н. «Информационное обеспечение», «Журнал для акционеров», 1995, №4
4.Кольцова Н. «Фондовые индексы AK&M», «Рынок ценных бумаг», 1995, №10
Литература на иностранном языке
1.Karl E. Case, Ray C. Fair. Principles of Economics. New Jersey, 1989
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: КОДЕКС, 1995, стр.72
[2] Федеральный закон О рынке ценных бумаг - М.:,1996, стр. 51
[3] Официальная статистика по многим компонентам рынка ценных бумаг отсутствует, поэтому при анализе российского рынка преобладают экспертные оценки
Страницы: 1, 2, 3, 4