Рефераты. Российский рынок ценных бумаг

Для эмитента наиболее важным является все, что связано с налогообложением и реализацией гарантий исполнения обязательств по ценным бумагам. Государство отличается от любого другого эмитента тем, что оно, в соответствии с возложенными на него и исполняемыми им функциями, является, на мой взгляд, наиболее надежным заемщиком. Потому, в Российской Федерации исполнительная власть является, по существу, монетарной, ибо Правительство, как и Центральный банк РФ, распоряжаются всеми поступившими на территории государства налогами. В этой связи в принципе не расплатиться по своим обязательствам государство не может, так как не может быть отсутствия средств на счете, как это уже неоднократно было с эмитентами коммерческих ценных бумаг.

Кроме того, что государственные ценные бумаги отличаются от всех других наличием такого эмитента, как государство, государственный внутренний долг находится под постоянным контролем представительной власти - таково требование закона "О государственном внутреннем долге".

Верхний предел государственного внутреннего долга, то есть всех тех государственных ценных бумаг, которые могут быть выпущены в течение года и который остается на конец года, утверждается вместе с бюджетом на соответствующий год. Это - дополнительная гарантия доброкачественности этих бумаг, исполнения обязательств по ним. То есть правительство, как бы ему ни было сложно, не может взять в долг больше, чем ему разрешила представительная власть в законе о бюджете, поскольку именно в нем определяется возможность вернуть деньги, оговоренных во взаимных обязательствах.

Этот сектор рынка ценных бумаг представлен инструментами: ГКО (государственные краткосрочные обязательства) и ОФЗ (облигации федерального займа); облигации внутреннего валютного займа; казначейские обязательства. Особенно развивался и продолжает развиваться рынок ГКО-ОФЗ. Кроме объемов размещения наблюдается также и увеличение вторичного оборота. ГКО-ОФЗ стали самыми ликвидными ценными бумагами.

Единственный вид государственной ценной бумаги, который пришел к нам из застойного времени, это бывший трехпроцентный внутренний заем СССР, который теперь называется внутренний выигрышный заем 1992 года. Его эмитентом сейчас является Российская Федерация. Он уже давно не трехпроцентный, по нему выплачивается доход в виде 45 процентов. В принципе это - лотерейный билет. Это заем, по которому только 45% направляется на выигрыш, - обычный лотерейный билет, но очень низкономинальный, его покупают как и любой другой лотерейный билет, по нему проходят тиражи, объем его очень невелик, права по нему точно такие же, как по лотерейному билету. Это - не именная ценная бумага, она работает в обычном физическом режиме, продается через Сберегательный банк, считающийся агентом Министерства финансов.

Как я уже отметил, самыми распространенными и самыми большими по объему государственными ценными бумагами являются ГКО. Эта бумага называется обязательством, а не облигацией, потому что в соответствии с постановлением Правительства о ценных бумагах, принятом еще в 1991 году, облигации могут быть выпущены на срок не менее одного года. Поскольку ГКО- краткосрочная бумага (трех или шестимесячная), она называется обязательством. ГКО выпускается с 1992 года на основании постановления Верховного Совета РСФСР,  в соответствии с которым Министерство финансов России является эмитентом этих государственных ценных бумаг, а Центральный банк РФ- агентом по их размещению и обслуживанию.

ГКО начали выпускать в условиях гиперинфляции (1992 и 1993 года, да и сегодня мы живем в нестабильных условиях), в связи с этим, они выполняются в виде бумаги, продаваемой с дисконтом. У этой бумаги нет процентного дохода, который выплачивается через определенный промежуток времени. Эта бумага имеет номинал 1 млн.рублей и продается со скидкой, которая определяется на аукционе самими его участниками. И она фиксирует ту доходность, которая в конкретный день продажи устраивает ее покупателя. Это наиболее прогрессивный метод решения трехмесячных обязательств, который существует сегодня в большинстве стран мира.

Объем ГКО на рынке - подавляющий свыше 50 трлн. рублей. И на эти бумаги очень высокий спрос. В России на сегодня создана высокотехнологичная система ГКО, в которую очень удобно вкладывать короткие деньги.

Кроме того, что государство является надежным заемщиком, но еще и обеспечивает ликвидность. Ликвидность - возможность в любой момент, ежедневно купить или продать государственную бумагу, при этом не потеряв вложенные в нее деньги, получить какую-то прибыль. Для того, чтобы обеспечить ликвидность рынка, постоянное его функционирование, очень важно, что оператором этого рынка является Центральный банк РФ, как и центральные банки во всем мире. Он поддерживает не только ликвидность ценных бумаг, но и государственного долга. В тот момент, когда бумаги падают в цене, он их покупает, когда растут - продает, совершает так называемые операции Центрального банка РФ на открытом рынке по поддержанию государственных ценных бумаг и денежной системы. У нас в России он больше поддерживает последнюю, как и должно быть.

Другой рынок, который очень похож на рынок ГКО, это - рынок ОФЗ. Это уже облигации, значит они действуют год, полтора и больше. Но в отличие от ГКО у них есть купонный доход. Каждые три месяца эмитент - Министерство финансов РФ выплачивает по ним доход. Доходность по ОФЗ также формируется на рынке. Берется четыре средневзвешенных аукциона ГКО, выводится средний доход, который и является купонным доходом за прошедший трехмесячный период. Это позволяет брать деньги в долг и определять проценты по ним на основе реальной рыночной цены. Система эта очень надежная.

Следующим элементом характеристики государственных ценных бумаг является доходность. Доходность складывается на рынке.

По сей день государственные ценные бумаги были и остаются практически единственным высоколиквидным, доходным и надежным активом, приведу некоторые итоги развития рынка государственных ценных бумаг в 1995-1996 годах.

Объем находящихся в обращении ГКО и ОФЗ на конец декабря 1995 года составил 76,5 трлн.рублей (4,6% ВВП) увеличивших в реальном выражении (то есть с поправкой на индекс потребительских цен) более чем в три раза по сравнению с 1994 годом.

Минимальная оценка накопленной величины долга по ГКО и ОФЗ к концу 1996 года составила около 230 трлн.рублей (около 10% ВВП).

Ежедневные обороты торгов по облигациям на вторичном рынке возросли с 0,2 трлн.рублей в начале 1995 года до 1,8 трлн.рублей в ноябре - декабре, до 2,2 трлн.рублей во 2 квартале 1996 года и почти до 4 трлн.рублей в сентябре - октябре 1996 года.

На динамику объемных характеристик рынка ГКО и ОФЗ в 1995 - 1996 годах воздействовало множество факторов. Министерство финансов РФ последовательно наращивал объем обращающихся обязательств. С другой стороны, изменения конъюнктуры в смежных секторах финансовой сферы обусловили возрастающий спрос на государственные ценные бумаги.

Можно говорить о том, что в 1995 - 1996 годах вложения в государственные облигации для банков играли ту же роль, что в 1994 году выполняли валютные активы, обеспечивая постоянные и надежные доходы.

Ситуацию на рынке государственных облигаций в феврале - марте 1997 года осложнил обострившийся конфликт между двумя основными регулирующими этот рынок ведомствами - ЦБ РФ и ФКЦБ.

В результате намеренно проводимой политики сдерживания российского фондового рынка, по мнению Центробанка, с рынка вытесняются те участники, которые могли бы обеспечить его стабильность, надежность и ликвидность.

Однако, основным событием, выходящим по своему значению за рамки собственно фондового рынка, стало размещение российских еврооблигаций, номинированных в немецких марках, общий объем которого составил 2 млрд.немецких марок. Облигации выпускаются сроком на 7 лет, с величиной купонного дохода 9% годовых.

Следует отметить, что кроме ГКО и ОФЗ существуют и другие ценные бумаги, эмитентом которых является государство.

Облигации сберегательного займа - это еще один вид государственных бумаг. Выпущены они для мелкого инвестора - населения. Доходность их складывается точно так же, как и ОФЗ.

Сегодня на рынке государственных ценных бумаг успешно работают казначейские обязательства (КО), выпуск которых начался с 1995 года. Они позволили частично решить проблемы финансирования ряда программ, предусмотренных в федеральном бюджете.

Выпускаются КО в безбумажном режиме в виде записи на счетах "депо" в уполномоченных Минфином РФ депозитариях. Выпуск оформляется глобальным сертификатом.

Срок обращения КО - 1 год, однако они начинают погашаться с даты, указанной в глобальном сертификате при условии прохождения нескольких обязательных индоссаментов. Если обязательные передачи не сделаны, КО будет погашено Минфином только через год, что крайне невыгодно держателям КО, так как доход, выплачиваемый Минфином, значительно ниже рыночного и составляет только 40% годовых.

КО может быть долгосрочно обменено на налоговое освобождение, что делает рынок этих обязательств достаточно оживленным. Круг держателей КО - резиденты, юридические лица. Льготы по налогам распространяются только на доход, выплачиваемый государством.

После того, как первые серии казначейских обязательств были погашены в срок, сформировалась структурированная модель рынка КО, который разделился на рынок так называемых "ближних" и "дальних" серий.

В качестве вывода можно отметить, что в условиях сдерживаемой инфляции наличие положительных ставок по государственным обязательствам означает перераспределение национального продукта в пользу кредиторов государства. Одной из важнейших задач, стоящих сейчас перед эмитентом, становится снижение уровня реальной стоимости обслуживания долга, которого можно достигнуть широким внедрением на рынок более гибких, чем просто дисконтные ценные бумаги, инструментов.

 

Рынок корпоративных ценных бумаг.

Корпоративные ценные бумаги подразделяются на основные, вспомогательные и производные от основных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.