Рефераты. Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений инт...

Дальневосточные же субъекты РФ в массе своей относятся к числу российских регионов с наименее благополучной социально-экономической обстановкой, хотя их роль в решении общегосударственных задач обеспечения безопасности страны, ее ресурсоснабжения непропорционально велика. Здесь необходимо сказать о большом бремени общефедеральных расходов, которые фактически безвозмездно несут дальневосточные субъекты РФ - Приморский край, Хабаровский край, Амурская область - по поддержанию Тихоокеанского ВМФ и погранвойск, тогда как все таможенные сборы из этих регионов направляются в Москву. А также о дисбалансе в финансировании данного региона: так, Приморский край регулярно перечисляет в Федеральный бюджет средств в 2,5-3 раза больше, чем получает из него, - непомерно увеличивая региональное бремя расходов.

Если в федеральных органах власти не изменится отношение к роли СЭЗ в общей стратегии развития России, если государство не улучшит финансовую поддержку СЭЗ и не ослабеет налоговый пресс на них, Россия не может рассчитывать на нормальное развитие положенной эффективности от деятельности СЭЗ.

В России льготный хозяйственно-правовой режим был предоставлен огромным территориям - краям и областям, превосходящим по размерам отдельные азиатские и европейские государства. Учреждение зон в таких масштабах сделало невозможным практическую реализацию в них льготных таможенного, налогового и валютного режимов. Предоставление таких режимов учрежденным СЭЗ неизбежно вело к огромным экономическим потерям для государства и расточительству бюджетных средств. Невозможность осуществления надежного таможенного контроля на границах подобных "зон" превратило их в гигантские "насосы", перекачивающие за рубеж товары и валюту с остальной территории России и из самого региона. Это не привело к созданию фактически ни одной реально действующей СЭЗ. Более того, принятыми в 1993-1994 годах законодательными актами Российской Федерации по вопросам налогообложения, таможенного и валютного регулирования таможенных льгот и привилегий лишаются все СЭЗ, за исключением Калининградской области.

Итак, становление долговременной стратегии развития СЭЗ – это разработка Федеральной программы создания и развития СЭЗ. Разработкой программы должны заниматься соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении подобного документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и  сооружений административного назначения. Федеральная программа должна включать следующие разделы:

а). Основные направления политики создания и развития СЭЗ;

б). Анализирование функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышенной эффективности их деятельности.

в). Материальные, финансовые и другие ресурсы необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета с распределением ресурсов по свободным зонам.

Необходимо, чтобы при внесении в Государственную думу законопроекта о федеральном бюджете на следующий год правительством указывалось предложение по финансированию СЭЗ.

Вообще в зависимости от типа СЭЗ (см. 1.2.) существуют различия в способе регулирования их деятельности.

СЭЗ могут создаваться в России на локальных участках территорий с выгодным географическим положением и ресурсным потенциалом; а также по претензии на получение льгот в связи с депрессивным состоянием экономического региона.

Во втором случае учреждение СЭЗ, не создавая стимулов для привлечения внутренних или внешних инвестиций в производство, лишь искусственно поддерживает торгово-посреднический сектор экономики, лишая федеральный и местный бюджеты значительной доли налоговых поступлений.

Вообще вопрос практического создания СЭЗ обусловлен возможностями осуществления капитальных затрат на обустройство и инфраструктурное обеспечение ее территории – и это основная часть затрат, связанных с формированием зоны.

Существуют различные мнения по поводу источников финансирования затрат на развитие инфраструктуры СЭЗ, также существует множество мнений по вопросу о степени участия государства в финансировании.

Для условий России наиболее предпочтительным является вариант смешанного финансирования, когда государство целевым назначением выделяет средства (в том числе на возвратной основе, например в виде льготного долгосрочного кредита) на первоначальное развитие инфраструктурных объектов в СЭЗ, а частные инвесторы, пользуясь льготным налоговым режимом, вкладывают средства непосредственно в производственные объекты, расширяя при необходимости мощности инфраструктурного обеспечения.

Подобная схема применялась при создании свободной экспортной зоны «Масан» в Южной Корее, обеспечила производство продукции на $1,9 млрд. в год при $28 млн. государственных финансовых вложений. В обустройстве территории на первоначальном этапе развития зоны (1973-79 г.г.) и от $100 млн. до $200 млн. частных инвестиций ежегодно на развитие промышленного производства в зоне.

Для крупномасштабных инвестиций важнее стабильность политического и правового режима, чем величина льгот, но Россия не может гарантировать ни стабильность, ни предоставление больших льгот.

Государство самоустранилось от финансовой помощи обустройству СЭЗ, местные органы не располагают соответствующими возможностями, а иностранный капитал готов вливаться лишь в партнерстве с российскими инвесторами для разделения риска и как подтверждение серьезного подхода к делу.

Однако все-таки финансирование СЭЗ осуществляется в небольших размерах. В мае 1993 года правительство России предоставило администрации СЭЗ «Находка» кредит в размере 20 125 млн. рублей на создание технопарков, переоборудования военного аэродрома и других целей.

Здесь можно также привести Указ Президента РФ, который говорит о том, что правительству небезразлична судьба СЭЗ России.

            ПРЕЗИДЕНТ

     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     УКАЗ

      от 4 июня 1992 г. N 548

  О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СВОБОДНЫХ

    ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) НА ТЕРРИТОРИИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     В целях  ускорения реализации постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1990 г. № 106-1 и 13 сентября  1990 г.   N 165-1  "О  создании  зон  свободного предпринимательства"    и    соответствующих    постановлений Правительства Российской Федерации "О первоочередных мерах по развитию свободных  экономических зон",  а  также  укрепления правовых гарантий иностранным инвесторам в СЭЗ постановляю:

     1. Министерству   финансов   Российской   Федерации   по согласованию с  органами управления СЭЗ определить  условия предоставления бюджетных кредитов. Установить, что  средства, полученные  в счет  бюджетных кредитов,   направляются    органами управления СЭЗ на финансирование приоритетных объектов инфраструктуры зон.

     2. Государственная программа  приватизации на территории СЭЗ осуществляется в первоочередном порядке. Государственному комитету Российской  Федерации по  управлению государственным имуществом совместно с органами управления СЭЗ в двухмесячный срок определить и утвердить перечень объектов государственной собственности  по   каждой СЭЗ, подлежащих  первоочередной приватизации.

     3. Установить,  что   часть  средств   от   приватизации объектов,  указанных   в п. 2,   подлежащих  перечислению в федеральный  бюджет,   направляется  на  формирование  фондов развития, залоговых  и страховых фондов СЭЗ. Государственному комитету Российской  Федерации по  управлению государственным имуществом   по   согласованию   с   Министерством   финансов Российской Федерации  в двухмесячный срок утвердить нормативы отчислений в эти фонды.

     4. Государственному  таможенному   комитету   Российской Федерации  определить   порядок   таможенного   контроля   на территории  с учетом специфики каждой зоны.

     5. Экспортные пошлины  на сырьевые  товары, добываемые в СЭЗ и  вывозимые в  счет квот,  предусмотренных положениями о СЭЗ,   устанавливаются    в   размере    50%    от    уровня, предусмотренного   действующим    экспортным   тарифом,    по представлению администрации СЭЗ.

     6. Правовой режим  и условия  хозяйственной деятельности иностранных   инвесторов   и   предприятий   с   иностранными инвестициями,  включая   порядок   их   налогообложения,   на территории СЭЗ до принятия  Закона Российской  Федерации  "О свободных  экономических   зонах  в   Российской   Федерации" определяются Законом Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации и положениями о СЭЗ.

     7. Условия  хозяйственной   деятельности   в СЭЗ для иностранных  инвесторов,   деятельность  которых   связана  с поиском, разведкой,  эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых   природных    ресурсов,   включая   ресурсы континентального  шельфа   и  морской   экономической   зоны, определяются соответствующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации.

    8. Правительству  Российской  Федерации  в  двухмесячный срок  разработать   проект  Закона  Российской  Федерации  "О свободных экономических зонах в Российской Федерации".

     9. Возложить контроль и координацию работы по созданию и развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации  на   Комитет  по   иностранным   инвестициям   при Министерстве финансов Российской Федерации.

     10. Правительству  Российской   Федерации  совместно   с органами  управления СЭЗ в  трехмесячный  срок  подготовить предложения по  приведению положений  о СЭЗ в соответствие с настоящим Указом.

     11. Настоящий  Указ   вступает  в  силу  с  момента  его подписания за  исключением п. 3 и п. 6,  вступающих в  силу  в соответствии с  порядком, установленным постановление Съезда народных депутатов.

     Президент Российской Федерации

     Б. ЕЛЬЦИН

Исходя из международного опыта, объемы затрат на создание и развитие различных типов СЭЗ неодинаковы. Более сложными и крупными и, как следствие, более дорогими объектами являются зоны производственного типа (в отличие от зон торгово-складского типа или свободных таможенных зон). Комплексное обустройство квадратного километра зон экспортного производства (при обычных масштабах зоны не более 3 кв. км) в различных странах мира обходится в 25-50 млн. долларов США (в КНР - до 70 млн. долларов). Но средств в бюджете на всех не хватает, и СЭЗ России «не стоят в списках первыми». Остается надеяться только на иностранных инвесторов, что они «придут, увидят, помогут».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.