- обеспечение режима наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности с целью создания цивилизованного рынка товаров, работ и услуг, повышения качества обслуживания населения;
- государственное регулирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Москвы при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности.
6. Порядок выдачи тех или иных лицензий довольно подробно регламентируется также теми видами нормативных актов, которые посвящены отдельным направлениям предпринимательства. В целом же можно отличать, как это практикуется в Москве, заявительный и разрешительный порядок. Отличие между ними состоит в том, что разрешительный порядок означает необходимость проведения экспертизы, получения экспертного заключения о соответствии или несоответствии квалификационных качеств хозяйствующего субъекта требуемым для данного вида деятельности. Кроме того, различны в этих случаях и сроки выдачи лицензии.
В этом аспекте существует много нерешенных вопросов. Например, весьма сложным является вопрос об актуализации квалификационных требований. Речь идет о том, что некоторые квалификационные документы могут иметь весьма давний срок выдачи при том, что субъект в течение этого срока не занимался профессиональной деятельностью. Очевидно, в таких случаях есть основания сомневаться в соблюдении квалификационных требований, но отдавать решение этого вопроса на усмотрение органов управления нельзя. Для его решения можно было бы для отдельных видов деятельности установить предельные сроки действительности квалификационных документов при отсутствии практической деятельности. Одновременно необходимо предусмотреть право предпринимателя подтверждать свою квалификацию по истечении этого срока путем сдачи квалификационных экзаменов.
Сама процедура выдачи лицензии состоит из нескольких этапов в зависимости от разрешительного или заявительного порядка. В наиболее развернутом виде можно выделить четыре этапа:
а) подача предпринимателем соответствующих документов;
б) экспертиза поданных документов специалистами, которая практически не регламентируется и полностью зависит от привлекаемых или используемых специалистов, более того, в некоторых территориальных актах предусматривается возможность отказа по квалификационному несоответствию, хотя критериев такого соответствия нормативные акты не предусматривают;
в) выдача лицензии или отказ в выдаче, осуществляемые по определенным правилам, предусматривающим, в частности, внесение лицензионного сбора;
г) обжалование принятого решения предпринимателем, который вправе сделать это в судебно-арбитражном или административном порядке.
Лицензирование предпринимательской деятельности, как уже было сказано, предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных условий и требований. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирующие органы имеют право:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
- выносить предупреждение лицензиату;
- осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.
О выявлении нарушений лицензионных требований и условий государственные органы обязаны сообщать лицензирующему органу, выдавшему лицензию. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами устанавливается законодательством РФ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случаях:
- выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными государственными, органами в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
— невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший ее действие, обязан принять решение о возобновлении действия лицензии.
Порядок подтверждения лицензиатом устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В особых случаях лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или иного государственного органа в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Основанием для аннулирования лицензии является:
— обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
— неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
— незаконность решения о выдаче лицензии. Представляется, что термин «аннулирование» здесь не вполне удачен, поскольку по своему содержанию он означает, что лицензии в принципе не было. В большей степени для данной ситуации подошел бы используемый в иных нормативных правовых актах I термин «прекращение» или «отзыв», поскольку при этом отчетливо устанавливается момент совершения действия.
8. Отдельно следует остановиться на проблемах ответственности в сфере лицензирования предпринимательской деятельности. Связанные с этим вопросы решаются крайне противоречиво и, прежде всего потому, что нет общего правила об ответственности в этой сфере. Формирование правового регулирования институт» ответственности требует решения ряда вопросов.
Первый из них состоит в уяснении соотношения лицензирования и государственной регистрации предпринимателя. Можно считать обоснованным мнение о том, что лицензирование должно приравниваться к государственной регистрации по последствиям соблюдения. Но при этом не следует ставить вопрос о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта в целом, поскольку такой предприниматель может вести иные виды деятельности, не требующие лицензии. Однако, несомненно, что деятельность, не получившая лицензии, должна быть прекращена, и все доходы от нее — взысканы в бюджет. Что касается применения гражданско-правовой ответственности, то, очевидно, что есть все основания для постановки вопроса о недействительности сделок, возмещении ущерба, но в данном случае необходимо исследовать добросовестность поведения другой стороны.
В хозяйственно-правовом смысле основной является проблема ответственности предпринимателя и контролирующего органа в процессе осуществления лицензионного предпринимательства. По некоторым видам деятельности как федеральными, так и территориальными актами установлены разные меры воздействия на нарушителя правил осуществления предпринимательской деятельности. Причем спектр мер ответственности широк - от штрафов, исчисляемых в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, до уголовного наказания.
К юридическим лицам и гражданам, осуществляющим на территории Москвы предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий, в качестве мер воздействия могут применяться следующие виды санкций:
- предупреждение;
- приостановление действия лицензии (копии лицензии, регистрации лицензии, лицензионной карточки);
- лишение или аннулирование лицензии с возможным установлением
срока, в течение которого лицензиат не имеет права получить новую
лицензию на данный вид деятельности.
Право вынесения предупреждения имеют руководители контрольных органов и их заместители. При вынесении предупреждения лицензиату выдается предписание в письменном виде с указанием конкретных нарушений и сроков их устранения. Лицензиат, получивший предписание, обязан не позднее пяти дней по истечении установленного срока устранения недостатков представить контрольный орган, вынесший предупреждение, сведения о проделанной работе.
Решение о приостановлении действия или лишении, аннулировании лицензии относится к компетенции органа лицензирования выдавшего лицензию. Основанием для рассмотрения дел о приостановлении действия или лишении, аннулировании лицензии являются представления о нарушении лицензионных условии:
- органов государственного контроля (финансовой и торговой инспекций, санитарного, экологического, пожарного контроля, управлений ценовой политики, внутренних дел, антимонопольной политики и др.);
- отраслевых департаментов, комитетов, управлении;
- префектур административных округов:
• Контрольного управления Московской лицензионной пала. ты или контрольного подразделения органа лицензирования на основании проведенных проверок или выявленных фактов недостоверности данных и документов, представленных лицензиатом при получении лицензии;
• лицензионных органов других субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат нарушил лицензионные условия.
Материалы представленные для рассмотрения, должны содержать необходимые данные о юридическом лице или гражданине;
• факты о нарушении лицензионных условий - законодательства, нормативных актов, регламентирующих данный вид деятельности наложении взысканий городскими или территориальными контролирующими органами за выявленные нарушения;
• предлагаемую меру воздействия.
Руководитель лицензионного органа принимает решение:
• о направлении материалов в Экспертный совет (комиссию) для рассмотрения дела по существу;
• о затребовании дополнительной информации или проведении дополнительной экспертизы;
• о прекращении дела.
Рассмотрение дела на Экспертном совете (комиссии) осуществляется коллегиально в присутствии органа, направившего прел. старение о рассмотрении дела, и лица. действие лицензии которого рассматривается. В заседании могут участвовать представители органов управления административного (муниципального) округа, на территории которого лицензиат осуществляет свою деятельность.
Экспертный совет (комиссия) может вынести заключение о:
• закрытии дела;
• приостановлении действия лицензии;
• лишении лицензии;
• аннулировании лицензии.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, оно может быть возобновлено решением лицензионного органа. О своем решении лицензионный орган не позднее чем в трехдневный срок с момента принятия решения оповещает лицензиата и органы налоговой службы.
Орган лицензирования, принявший решение о приостановлении или лишении, аннулировании регистрации лицензии, выданной лицензионным органом другого субъекта Российской Федерации, передает эти сведения в лицензионный орган, выдавший лицензию, в установленном порядке.
Но законодательство не предусматривает развернутой ответственности должностных лиц органов государственного контроля. Очевидно, здесь можно применять общие нормы, позволяющие ставить вопрос о возмещении ущерба. Однако этого явно недостаточно. Более того, необходимо не столько регламентировать саму ответственность, сколько возможности вмешательства в саму предпринимательскую деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4