Рефераты. Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан

         Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании готового продукта или сервисная компании, поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг, финан7совые институты, фирмы сопутствующих отраслей.

         Кластеры могут включать также фирмы, работающие в низовых отраслях (т.е.е. потребителями), специализированных провайдеров инфраструктуры, производителей побочных продуктов, правительственные и другие организации, обеспечивающие обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку, а также организации, устанавливающие стандарты.

         В целях реализации казахстанской кластерной инициативы был осуществлен отбор кластеров на основе анализа имеющихся конкурентных преимуществ, вклада отрасли в экономику и перспектив развития в Казахстане, тенденций и характеристик мирового, регионального и национального рынков, а также сравнение производственных издержек отечественных производителей с зарубежными конкурентами, возможностей экспорта тех или иных товаров или услуг, наличие стратегического видения, готовности к работе и лидерства.

         В качестве перспективных направлений для создания кластеров были определены следующие семь кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Тестильная промышленность», «Металлургия», «Нефтегазовое машиностроение», «Строительные материалы», «Транспортная логистика».

         Состав прямых и косвенных участников производственного процесса, уровень их развитости и интенсивности взаимодействие между ними характеризует карта кластера.


Рисунок 2. Карта кластера текстильной промышленности.



         Она разделяет всех участников на две крупные категории: ядро – те, кто непосредственно вовлечены в процесс производства продукта/услуги, поддерживающие и связанные отрасли – те субъекты, от которых в той или иной степени зависит деятельсноть ядра, и ресурсы – факторры производства, специфичные для данной отрасли.

         Как видно из карты текстильной промышленности, приведенной на рисунке 2, наибольшая концентрация новых предприятий текстильной промышленности приходиться на Южно-Казахстанскую область, это обусловлено близостью к сырьевой базе. Текстильные предприятия предыдущего поколения такие как АСР, Алматинская трикотажная фабрика, Ак-Жип расположены в Алматинской области, что связано с историко-географическим разделением труда в период Советского Союза.

         К хорошо развитым компонентам текстильной промышленности в Казахстане можно отнести: сырьевую базу, представленную хлопкоперерабатывающими заводами, энергетическую базу (водоснабжение, электричество), а также государственные структуры. В ЮКО на сегодняшний день насчитывается 19 хлопкоперерабатывающих заводов. Несмотря на то, что скорость переработки является низкой, изготовливаемого хлопка более чем достаточно для местных потребителей. По подсчетам экспертов, даже при полной загрузке всех текстильных компаний (включая компании планирующие запуск производства на 2005-2006гг.) внутреннее потребление составит около 25-35% от всего производимого хлопка. Несмотря на достаточное количество поставляемого сырья текстильным компаниям, качество производимого хлопка волокна не всегда соответствует для приозводства высококачественной продукции.

         К слабо развитым компонентам на кластерной карте отнесены следубщие компоненты: машины и оборудование, капитал, технологии, ассоциации, образовательные учреждения, поддерживающие отрасли, производство (прядение, тканье).

         По всем предлагаемым кластерам был проведен анализ конкурентных преимуществ на основе теории конкурентных преимуществ М.Пертера, суть которой состоит в том, что любая страна расположена определенным, только ей присущим набором преимуществ, таким как, например, уровень производительности труда, качество трудового ресурсов, качествопроизводимых товаров и услуг, искусство управление и другие. Ключевое место в теории отводится «национальному ромбу», который в себя четыре основных фактора конкурентноспособностистраны, которые формируют конкурентную среду фирмы и продвигают, либо наоборот препятствуют формированию конкурентных преимуществ страны. Этими факторами являются: обеспеченность факторами производства, стратегиями фирм, структура и конкуренциями; условия фирм; родственные и поддерживающие отрасли.

         Результаты анализа конкурентных преимуществ, приведенные в проекте «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциальноперспективных секторов казахстанской экономики и разработка рекомендаций по их развитию», отражены на рисунках 3-9.

         Как видно из карт активов предлагаемых к созданию кластеров, практически во всех отраслях кроме металлургии, наблюдается отсутствие активов по НИОК РК и технологиям. Так, в частности, по текстильной промышленности констатируется слабое развитие компаний занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, ограниченность финансовых возможностей у таких компаний и институтов для коммерциализации исследований (схема карта кластера). В отрасли отсутствует квалифицированный персонал, способностей проводить исследования, которые бы соответствовали современным мировым стандартам и могли бы коммерчески использоваться местными текстильными компаниями. Технологии, используемые в РК при НИОКР не соответствуют мировым стандартам. В мировом производстве текстили всю большую роль играют информационные и производственные технологии, широкоиспользуемые международными текстильными компаниями. Успешное развитие НИОКР является условием развития и усовершенствования остальных сегментов цепочки, например, исследования в области генной инженерии, селекции семян хлопка, совершенствование технологии производства, улучшение информационных технологии необходимы для создания успешной базы текстильного кластера в Казахстане.

         Количество отечественных компаний, занимающихся научно-исследовательскими работами в невфегазовой отрасли ограничено. Зарубжные компании – производители нефтегазового оборудования сами проводят необходимые исследования. В то время как большинство отечественных специалистов в данной отрасли не обладают необходимым знанием стандартов API, ASME, ISO, HACCP. Технологическое обеспечение соответствует только государственным стандартам, но не международным, что затрудняет работу с МНК. Исследовательскими разработками в металлургической промышленности занимается организация – «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан» Министерства энергетики и минеральных ресурсов, организованный в декабре 1998г. на базе Научно-исследовательского объединения промышленной экологии «Казмехнабор», истоки создания которого приходятся на 1958 г. в соответствии с казахстанской научно-исследовательской программой Центр занимается разработками в горно-металлургической промышленности. Образовательные институты в данной сфере развиты например, Карагандинский университет включает специализации по цветной и черной металлургии, «Институт Горного Дела» им.Д.А.Кунаева. Однако, технологическое оснащение и технологии используемые на НИОКР организациях являются устаревшими, большинство из них было произведено во времена Советского Союза. Географическая концентрация научно-исследовательских институтов приходиться в основном на город Алматы.

         Специализированного исследовательского института для индустрии строительных материалов в Казахстане не существует. Исследования и разработки (диссертации, публикации и т.д.) производятся в образовательных учреждениях (около 20 гос. университетов), в которых имеются департаменты, занимающимися исследованиями в этой области, хотя практического применения данных исследований не налажено. Также, крупные компании имеют исследовательские лаборатории для тестирования качества материалов, компонентов, а также разработки новых продуктов.

         По данным компаний существует проблема нехватки специалистов технологов, которая заключается в недостаточном количестве подготовки специализированных кадров, а также в невысоком качестве образования в казахстанских университетах, данная проблема особенно ощутима предприятиями малого и среднего бизнеса, так как повышение квалификации работников за рубежом является затратной.

         Материальная база для исследований в университетах, а также техника и методы исследований является устаревшей. Только крупные компании импортируют оборудование для лабораторных исследований. Исследования в области производства строительных материалов наиболее развиты в городах – Алматы, Астана, Тараз, Караганда.

         Исследования и разработки в пищевой промышленности находятся в неудовлетворительном состоянии. Отсутствие достаточного количества компаний для проведения исследований вынуждает крупные предприятия по производству пищевой продукции создавать отделы по оказанию данных услуг для собственных нужд предприятия. Этот факт также был учтен при оценке человеческого капитала и технологий. Крупные компании обладают абсолютно всеми необходимыми технологиями, и несмотря на отсутствие подготовки со стороны образовательной системы, проводят собственные разработки являющиеся предметов для обмена опытом и экспертизы внутри предприятия. Однако, малые и средние предприятия придают малое значение исследованиям и разработкам в связи с недостатком финансовых ресурсов. Поощрение персонала к дальнейшей работе по исследованиям и разработкам в отрасли, а также поддержка компаний работающих или начинающих работу в данном направлении со стороны государства может значительно улучшить ситуацию в данном звене цепочке добавленных стоимостей.

         Специальных институтов, которые бы занимались исследованиями в сфере туризма (в данное время только государственные учреждения проводят исследования). Казахстанскими компаниями изучение рынка проводится собственными силами. Также наблюдается отсутствие компаний, которые были бы способны разрабатывать туристические объекты, например для строительства парка развлечений. Недостаточно изучается международный спрос на туристические услуги, которые может предложить Казахстан, а также предпочтения прибывающих в Казахстан туристов. Все образовательные институты сферы туризма не обеспечивают данную отрасль специалистами, обладающими способностями проводить исследования и разработки.

         Созданные в Казахстане технопарки и технологический бизнес – инкубаторы имеют статус коммунальных предприятий при местных органах государственного управления и были ориентированы на загрузку пустующих производительных площадей и увеличение занятости трудоспособного населения, традиционно их деятельность включает следующие направления:

- предоставление в аренду производительных и административных площадей;

- организация проката технологического оборудования;

- предоставление общих коммунальных и коммуникационных услуг.

         Как видим, в деятельности этих структур отсутствует главное целевое направление, определяющее их как технопарки и технологический бизнес – инкубаторы – создание и внедрение инноваций. [7]

         Преобладание в деятельности технопарков и бизнес – инкубаторов направлений, отдаленных от инновационной сферы, естественно, обусловлено особенностями этапа их становления.

         Эту ситуацию наглядно иллюстрирует пример ОАО «Астана - Технопарк», созданного на базе «Казсельмаша», уставом которого только три из пятнадцати предусмотренных видов деятельности относились к инновационной сфере (разработка проектно-конструкторской и технологической документации, подготовка продукции, сбор и обработка информации по инновациям, экспертиза инновационных проектов).

         Как правило, стратегия технопарка предполагает три этапа развития: промышленный парк, технологически ориентированный промышленный парк, исследовательский парк.

         На первом этапе ставилась задача улучшения финансового положения технопарка за счет привлечения инвестиций на новые, готовые к реализации инновационные проекты и коммерческие предложения, диверсификации производства, оптимизации структуры управления. Второй этап предусматривал формирование и внедрение системы взаимоотношений «наука - производство» на основе установления долгосрочного сотрудничества с ведущими отечественными научными учреждениями и зарубежными парками, техническое перевооружение и модернизация технологий. Задачей третьего этапа выступает развертывание научно-исследовательских работ по высоким технологиям, формирование опытно-экспериментальной зоны, внедрение высокотехнологичных проектов, создание социальной зоны технопарка.  

         Созданные при научных центрах технопарки не отвечают в полной мере классическому определению этого структурного образования, выступают в большей степени в качестве исследовательских подразделений этих учреждений в связи с недостатком частных инновационных предприятий как малых и средних, так и крупных, отсутствии необходимых инвестиций и поддержки со стороны промышленности.

         Другие образцы инновационных производственно-технических структур-технологический бизнес – инкубаторы – практически все характеризуются отсутствием инновационной направленности в деятельности созданных на их основе малых и средних предприятий.

         В этих условиях требуется проведение аттестации существующих и создаваемых технопарков и бизнес – инкубаторов на основе разработки нормативных документов, определения их соответствия требованиям, предъявляемым к таким структурам. Выявленные в результате аттестации действительно инновационные технопарки и бизнес – инкубаторы должны быть обеспечены поддержкой со стороны государства.

         Как показывает анализ в Казахстане осуществлены по формированию таких элементов инновационной сферы, как законодательная правовая база, система институтов развития, определены перспективные отрасли для кластерного развития, создаются зоны высоких технологий, технопарки и бизнес – инкубаторы. В то же время принятые меры по поддержке и развитию инновационной сферы не сыграли решающей роли в ее подъеме, инновационный потенциал и создаваемые возможности не взаимодействуют с процессами перестройки казахстанской экономики, практически не повышают эффектность экономики. Нам представляется, что в целях преодоления сложившейся ситуации необходимо придать мерам инновационной политики комплексный, системный характер, основанный на учете состояния и тенденции социально-экономического развития нашей страны и мирового хозяйства, на четком преставлении о возможностях и взаимодействиях в системе «наука-техника-производство».

         Дело в том интеграция всех ресурсов в инновационной сфере сдерживается барьерами в подсистемах «наука-инновационный проект», «инновационный проект-финансовая система», «производство-инновационный проект», информационной изолированностью между элементами системы.                         

                                                           

                                          

 

               

                 
















          


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.