Рефераты. Развитие логистических услуг в России

Практически все категории производственных и торговых компаний осваивают регионы, где находятся примерно 70% их клиентов – потребителей. Это привело к тому, что в экономически развитых регионах России уже появился спрос на профессиональные логистические услуги и современную складскую инфраструктуру.

В тех регионах, где существует наибольший потребительский спрос и реализуются самые значительные объемы оптовой и розничной торговли, в частности, в городах-миллионниках, отмечен и максимальный спрос на логистические услуги и современные складские площади. Можно сделать вывод, что спрос на складские услуги велик, а предоставление таких услуг в России мало развито около 12%.

За 2007-2008 гг. объем российского рынка транспортно-логистических услуг увеличился на 35%. Среднегодовые темпы роста оборота работающих в этом секторе компаний, с учетом инфляции, составили 16% [9, с. 40].

Сегмент складских и дистрибьюторских услуг, несмотря на высокие темпы развития (более 30% в год в 2006 и 2007 гг.), в структуре рынка занимает пока скромное место (около 4%). Управленческая логистика дает еще 1% общего объема рынка (рост на 58% в год в 2006-2008 гг.).

Ожидается, что к 2010 году в структуре российского рынка транспортно-логистических услуг доля грузоперевозок сократится с 88% до 82%, а доли управленческой логистики и услуг по складированию и дистрибуции вырастут: с 1-го до 3% и с 4-х до 6% соответственно.

Сейчас на долю 20-ти ведущих компаний приходится около трети конкурентного сегмента и около 9% совокупного объема транспортно-логистического рынка России. В первую двадцатку игроков, наряду с российскими компаниями, входят восемь западных 3PL провайдеров.

Таблица 1

Крупнейшие непубличные транспортные компании (выручка в 2007 году) [9, с. 32]

Компания

млн. $

«Северстальтранс»

1 550

«Ист Лайн»

1 150

«Трансгрупп»

860

«Волга-Днепр»

660

«Трансойл»

520

ДВТГ

500

«Трансаэро»

500

«Евросиб»

470

ОТЭКО

360


По объему выручки лидируют российские транспортные холдинги, расширяющие сферу своей деятельности за счет создания (или приобретения) специализированных логистических подразделений, которые стремятся работать в сегменте 3PL.

Оборот ведущих холдингов (например, FESCO, ГК «Дело», «Евросиб СПб – ТБ») оценивается в пределах от $300 до 600 млн. На долю указанных компаний приходится около 16% конкурентного сектора рынка (табл. 1).

В 2004-2006 гг. объем операций ведущих западных логистических операторов в России увеличился более чем в 2 раза. Однако, несмотря на привлекательность и перспективность российского рынка, объемы деятельности в России большинства западных 3PL компаний еще скромны и не превышают 3% от их оборота в масштабах мирового рынка.

Уже свыше 25-ти немецких компаний, действующих в области грузоперевозок, экспедирования грузов, складских услуг и экспресс-доставки работает на российском рынке логистических услуг.

2.1. Контрактные логистические услуги


Производители товаров и услуг все больше концентрируются на своих ключевых компетенциях, стараясь непрофильную деятельность вывести в дочерние структуры или же вовсе передать на аутсорсинг [16, с. 42].

В развитых капиталистических странах теория уже нашла отражение в практике. Подавляющее большинство грузовладельцев предпочитают покупать на стороне услуги по доставке своего товара потребителю, проведению тарных, маркировочных операций, а также по управлению цепочками поставок – выстраиванию логистики таким образом, чтобы груз в максимально короткие сроки при минимальных затратах был доставлен в нужное место в нужном количестве.

Рис. 3. Логистические услуги, передаваемые на аутсорсинг, % [2, с.40]

В России теория «вживается» в практику с трудом. Грузовладельцы предпочитают отдавать на сторону ограниченный спектр транспортных услуг, чаще всего – доставку и складирование.(рис. 3)

Развитию контрактной логистики в России мешает низкий спрос на данного вида услуги со стороны торговых и промышленных компаний. Отсутствие спроса эксперты объясняют непониманием руководством компаний преимуществ передачи логистических функций специализированным предприятиям, а также - нежеланием грузовладельцев пользоваться услугами сторонних организаций.

Сознательный отказ от услуг логистического посредника – следствие нескольких причин:

·                     отсутствие на рынке реальных компаний 3PL с охватом всей территории страны;

·                     нежелание менять свою технологическую цепочку;

·                     боязнь допуска логистического посредника к коммерческой информации;

·                     работа по принципу: «Все свое вожу/гружу и т. д. сам».

По оценке компании КИА центр, объем российского рынка контрактной логистики на сегодняшний день не превышает $22 млрд, что составляет примерно 23% от всего объема рынка логистических услуг.

При самом оптимистическом подходе, к 2010-му году доля контрактной логистики в общей структуре логистического рынка России составит 40-45% или $61-68 млрд.

Что же касается полного аутсорсинга логистических операций, то в России он фактически отсутствует. К аутсорсингу большинства логистических функций прибегают лишь иностранные компании. Они работают с теми поставщиками логистических услуг, с которыми поддерживают партнерские отношения по всему миру, и в Россию переносят уже устоявшуюся технологию [23, с. 41].

На рис. 4 мы видим результаты опроса участников российского рынка логистических услуг в апреле 2008 года [16, с. 30].


 

Рис. 4. Основные проблемы на рынке логистических услуг.

На рис. 4 голубым цветом выделен процент опрошенных участников, которые данную проблему не считают важной для себя, красным цветом выделен процент участников, проблемы, которые уже имеют место быть и считаются для участников проблемой, но не первой важности, зеленый цвет указывает на то, что проблему выделили как средней степени важности, фиолетовый цвет указывает, что проблема является существенной для участников и оранжевый цвет значит, что проблема для опрошенных очень большая.

Как очень большие проблемы отметили: аренду складских площадей по приемлемым ценам, владение современными складскими площадями  и создание складской логистической инфраструктуры. Из выделенных проблем видно, что складское хозяйство как логистическая услуга в России малоразвито, что тормозит развитие российского логистического рынка в целом.

Как большие проблемы определили необходимость расширения пакета предоставляемых логистических услуг, поддержание прибыли под ценовым давлением клиентов,  долгосрочные отношения с клиентами, поиск новых.

В табл. 2 показан комплекс логистических услуг, предоставляемых в настоящее время на рынке, и доли исследованных транспортно-экспедиторских компаний и складских операторов, предоставляющих эти услуги. Лишь 50% транспортно-экспедиторских компаний и 43,8% складских операторов обеспечивают экспедирование грузов, причем только 40% транспортно-экспедиторских предоставляют одну из основных логистических услуг – услугу интермодальных перевозок. Обработку и упаковку грузов обеспечивают 87,5% складских операторов и 40% транспортно- экспедиторских компаний [16, с. 33].

Из таблицы 2 хорошо видно, что в нашей стране развиты транспортные логистические услуги: экспедиторские, автомобильные перевозки, ж\д перевозки, авиаперевозки. Услуги складирования находятся в разделе проблемных, например упаковка грузов, хранение, обработка. А сопровождающие услуги такие как консультирование, страхование, оптимизация грузопотоков, управление заказами находятся в развитии и усовершенствовании.

Таблица 2

Комплекс логистических услуг, предоставляемых логистическими операторами


Вид услуги

транспортно – экспедиторские компании


складские операторы

доля компаний, предоставляющий данную услугу, %

автомобильные перевозки

94,1

64,7

ж/д перевозки

76,5

41,2

авиа перевозки

64,7

35,3

интермодальные перевозки

64,7

29,4

речные перевозки

47,1

17,6

морские перевозки

47,1

23,5

управление и контроль перевозок

88,2

58,8

курьерские услуги

47,1

29,4

экспедиторские услуги

94,1

70,6

доставка грузов клиенту

41,2

76,5

доставка «just – in – time»

82,4

41,2

доставка на основе собственной сети распределения

64,7

5,9

доставка с помощью сети международных транспортных агентов

94,1

35,3

хранение

58,8

100

формирование рекламных комплектов

100

58,8

страхование складских запасов

64,7

58,8

обработка и упаковка грузов

100

76,5

кросс-докинг

76,5

70,6

таможенные услуги

70,6

47,1

консультирование в области логистики

88,2

58,8

оптимизация грузопотоков

70,6

52,9

управление заказами от имени клиента

47,1

35,5

страхование

58,8

47,1

другое

29,4

1,8


Таким образом, в ВВП страны доля отраслей, интересующих логистические услуги составляет 45% и включают в себя потребительский сектор и торговлю, промышленность и сферу услуг. Логистические услуги делятся на транспортные (авиаперевозки, автомобильные, интермодальные перевозки), складские (хранение, упаковка, сортировка товара) и сопроводительные услуги (управление поставками, кросс-докинг, таможенные услуги, страхование). Из которых в России сектор транспортных услуг самый развитый, складские услуги малоразвиты и находятся в развитии, а такие сопроводительные услуги как консультирование в области логистики находятся на стадии появления и распространения по стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ближайшее время можно ожидать на рынке логистических услуг России следующие тенденции:

•      Ожидается значительное расширение спектра предлагаемых логистических услуг, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями;

•      Растет компетенция российских логистических операторов при обслуживании клиентов в области оптимизации уровня запасов, интеграции компьютерных систем и совместного управления издержками;

•      Рост спроса на логистические услуги в дальнейшем будет усугублять разрыв между ведущими логистическими операторами и отсталыми в технологическом отношении компаниями;

•         Следует ожидать значительного расширения спектра предлагаемых логистических услуг на российском рынке, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями;

•      Основные секторы активно развивающегося рынка логистических услуг России - это:

1.   сектор перевозок и экспедирования грузов различными видами транспорта;

2.   сектор складских услуг;

3.   сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок - поле деятельности ЗРL-провайдеров;

4.   сектор сопроводительных услуг.

Особенности российского рынка логистических услуг:

1.            Рынок находится в фазе активного роста и развития;

2.            Рынок недостаточно открыт, то есть, параметры деятельности логистических компаний закрыты для общего доступа;

3.            Имеется большое количество молодых, недавно образованных компаний, с малым опытом работы;

4.            Рынок логистических услуг в России расширяется от центра страны в регионы;

5.            Комплекс предлагаемых логистических услуг отличается многофункциональностью;

6.            Российские логистические компании обслуживают международные и национальные рынки;

7.            Наблюдается объединение логистистических компаний между собой;

8.            Российский рынок логистических услуг отличается фрагментарностью.

Наиболее динамично в нашей стране сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. Сложным комплексным логистическим услугам, например, интеграция и управление цепями поставок от производителя к конечному потребителю, наши провайдеры уделяют значительно меньше внимания. Но тенденция увеличения к предоставлению более сложных услуг все же наблюдается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Архипкин О. В. С думой о клиенте. // Российское предпринимательство. – 2007. - №4 вып. 1. – С.118-121

2.           Аутсорсинг. // Логинфо. – 2005. - №4. – С.38-43

3.           Баева В. Л. Спрос на логистов превышает предложение. // Служба кадров и персонал. – 2008. - №8. – С. 3-5

4.           Ветров Петр Рынок жаждет качества и надежности. // Россия – 2005. - N42. – С.7 http://www.logistics.ru/9/2/i20_26603p0.htm

5.           Виртуальная таможня. http://www.logistics.ru/9/26/i77_34317p0.htm

6.           Воркут Татьяна. Логистические решения предприятий. http://www.logistics.ru/9/2/i20_1239.htm

7.           Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средне специальных учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 228 с.

8.           Горбачева О. Л. Структура услуг логистических операторов // Логинфо. – 2008. - №7-8. – С. 62-71

9.           Елин М. А. Об особенностях логистических ритейлеров и производителей. // Логинфо. – 2007. - №10. – С. 30-36

10.       Есенькин Б.С. Логистика в книжном деле / Б. С. Есенькин – М., МГУП, 2002 – 335 с.

11.        Калистратов Д. И. Уральская компания федерального уровня // Логинфо – 2008. - №29. – С.8-12

12.        Левиков Г. А. Логистика. Актуальные явления и проблемы. http://www.logistics.ru/9/19/i20_2218.htm

13.        М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Управление закупками и поставками. Учебник для студ. вузов; пер. с англ. под редакцией Ю.А. Щербакина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНТ. – 2007. – 751 с.

14.        Логистика: учеб. пособие / Б. А. Аникин, под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. М.: Тк Велби, изд. Проспект, 2007. – 408 с.

15.       Логистика : учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. — М.: Издательство «Палеотип», 2006. – 220 с.

16.        Манжосов А. А. Рынок логистических услуг в России и странах ЕС //Логинфо – 2008. - №11. – С.30-36

17.        Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса. Лекция 2 / О. Б. Морозов – С.-П. – СПГУ,  2006

18.        Официальный сайт логистики http://sklada.ru/index.php?id=576

19.        Официальный сайт тендеров северо-запада Росии http://business.murman.ru

20.        Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность: учебник. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 284 с.

21.       Савенкова Т.И. Логистика: учеб. пособие. – М.: изд. «Омега - Л», 2006. – 256 с.: ил., табл.

22.       Сайт маркетинговых исследований http://www.bsplan.ru

23.        Сахаров А. Ю. Соединить все стихии // Эксперт – 2007. - №21. – С.116\

24.        Сербин В.Д. Основы логистики. / В. Д. Сербин - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004

25.        Б. Сергеев, В. Дыбская Правовой коридор. Логистика в вопросах и ответах http://www.logistics.ru/9/2/i20_1543.htm

26.        Титюхин К. С. Некоторые современные особенности российского рынка логистических услуг // Логинфо. – 2007. - №12. – С.38-43

27.       Цицилин П. О. Логистика на страже капитала // Современная торговля. – 2004. - №11. – С.23-25



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.