9.4. Сведения о
порядке и методе проведения опросов и исследований.
9.5. Бухгалтерская
документация.
9.6. Другая
нормативная и правовая документация, гарантирующая достоверность информации,
изложенной в разделах бизнес-плана.
IV. Заключение.
Таким
образом, составление бизнес-плана - очень трудоемкое и ответственное дело.
Необходимость соблюдения взаимосвязи между разделами, которые очевидны даже при
кратком ознакомлении с разделами ставят перед предприятием проблему выбора тех,
кто должен составлять этот документ. (Примером такой взаимосвязи может быть
решение относительно маркировки товара, которое должно приниматься с учетом
того, что, с одной стороны, это требует дополнительных затрат, а с другой -
дает возможность установления более высокой цены, конечно, если это позволяет
сделать тот тип рынка, который выбран в разделе «План маркетинга», и анализ
конкуренции на нем. Сюда же можно отнести и учет взаимосвязи между все тем же
типом рынка и стратегией маркетинга. Примером взаимосвязи может также служить и
учет определенной в разделе «Анализ рынка сбыта» эластичности спроса в разделе
«План маркетинга» при установлении цены на товар. Это далеко не полный перечень
всех факторов, которые надо учитывать при составлении бизнес-плана).
В
настоящее время едва ли не каждая российская компания хотя бы раз занималась
составлением бизнес-плана. В подавляющем большинстве случаев к этому вынуждает
желание привлечь внешние (как правило, иностранные) инвестиции. Характерно, что
в подавляющем же большинстве случаев такие попытки бывают безуспешными.
И
пора перестать ссылаться на неблагоприятный инвестиционный климат. Во-первых, и
в таком климате кое-кому удается использовать для развития чужие деньги.
Во-вторых, в число составляющих инвестиционного климата входит и
бизнес-планирование, при чем в отличие от более глобальных проблем (общая
экономическая ситуация, правовое пространство) этот вопрос вполне умещается в
компетенцию руководства каждой отдельной компанией.
В рыночной экономике фирма не
сможет добиться стабильного успеха, если не будет четко и эффективно
планировать деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о
состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных
перспективах и возможностях.
Таким
образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может
быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем, как рискнуть некоторым
капиталом, инвесторы должны быть уверенны в тщательности проработки проекта и
осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо
подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.
V.
Список литературы
1.
Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. /
Под ред. Н.Н.Филимоновой Издательство МАГМУ. – М.: 2001.
2.
Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Изд-во “Юнити”,
2002.
3.
Бизнес-план: Методич.
материалы/ Под ред. проф. Маниловского Р.Г.- М.: Финансы и статистика, 1999.
4.
Буров В.П., Мирошкин
О.К., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример.- м.:
Изд-во ЦИПКК АП - Отраслевая библиотека "Технический прогресс и повышение
квалификации кадров в авиационной промышленности", 1995
5.
Липсиц И.В. Бизнес-план
- основа успеха.- М.: Машиностроение, 1998