ü риску истратить всю наличность до получения заказа на продукт;
ü риску снижения цен из-за действий конкурентов;
ü возможным неожиданным тенденциям в развитии отрасли;
ü риску превышения запланированных уровней затрат разработки и производства продукта;
ü невыходу на намеченный объем продаж;
ü срыву графика разработки продукта;
ü трудностям в поставках сырья и комплектующих;
ü трудностям в получении банковского кредита;
ü риску оказаться без наличности после массового поступления заказов.
Затем необходимо выделить те из потенциальных проблем, которые являются критическими для успеха предприятия, и разработать планы по минимизации влияния неблагоприятных факторов на решение поставленных задач.
Цель финансового плана – определить потенциал фирмы и установить границы ее финансовой жизнеспособности. Материалы этого раздела могут использоваться для оперативного управления финансами компании. Здесь следует отметить, что система бухгалтерского учета и отчетности в бывшем СССР и на Западе отличаются друг от друга. А поскольку среди целей, стоящих перед компанией, может быть сотрудничество с западными партнерами или инвесторами, то предпочтительно составлять финансовые документы по западным образцам. Обычно партнера интересует Ваша кредитоспособность, то есть финансовое состояние фирмы, оценка затрат на организацию предприятия и его функционирование, отчет о прибылях и убытках, балансовая ведомость и кассовый план. Все эти документы на Западе составляют по определенному стандарту. Если намерения по установлению контактов с представителями мира капитала серьезны, то в данном разделе бизнес-плана должны быть представлены балансовый отчет и отчеты о прибыли и убытках за 2-3 года, предшествующих текущему. Обычно данный раздел открывается детальным рассмотрением издержек по подготовке к началу операций фирмы на 1-3 месяца. В эти издержки включаются как единовременные расходы (оборудование, машины, недвижимость, стоимость установки оборудования, благоустройство территорий и реконструкция производственных помещений, начальные запасы сырья и материалов, различного рода залоги и единовременные выплаты, плата за лицензии и допуски, регистрация, презентация и наличность для неожиданных расходов), так и текущие (повторяющиеся) расходы за эти месяцы (вся зарплата и вознаграждения, аренда, реклама, транспортные расходы, эксплуатационные расходы, страхование всех типов, налоги – государственные и местные, выплата процентов по займам и кредитам, ремонт и профилактика, расходы по подготовке персонала, а также непредвиденные расходы). Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, готовят стандартный отчет о прибылях и убытках.
Как правило, в наиболее общем виде он выглядит так:
q стоимость реализованной продукции;
q себестоимость;
q валовая прибыль;
q чистый доход или убытки.
Следующая позиция этого раздела - балансовая ведомость, отражающая финансовые условия, в которых компания работает в определенный момент. В ней детально рассматриваются элементы собственности компании (актив) и величина обязательств (пассив), показывается ее ликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед.
Анализ кассового плана основывается на прогнозе движения кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально для двух последующих лет. Детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности, определите потребности и сроки дополнительного финансирования и укажите максимум в потребном оборотном капитале, затем проанализируйте, каким образом должно быть осуществлено дополнительное финансирование (через привлечение акций, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях и как должны выплачиваться заемные средства. B заключение раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы:
1. чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год;
2. текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы (текущие aктивы, деленные на текущие обязательства).
3. рентабельность. Это чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал. Следует подчеркнуть, что для западного партнера нормальным показателем рентабельности является ее величина в размере не менее 40-60 процентов.
Как видно из названия раздела, он должен быть посвящен (если в этом есть необходимость) планированию, основанному на расчетах собственных финансовых возможностей и привлечении денег партнера или инвесторов. В заключение хотелось бы отметить, что данные рекомендации по разработке разделов бизнес-плана относятся к наиболее сложному варианту. Эти рекомендации исходят из того, что компания, которая намерена производить новый продукт, ищет источники финансирования или партнеров под свой проект. В реальности бизнес-план торговых, посреднических и подобных им компаний и проектов оказываются намного проще. В этих случаях не нужны такие разделы, как план производства и доработки продукта. Кроме того, упрощается исследование, посвященное анализу рынка, а также снижается связанный с этим риск. В последние годы появились компьютерные программы, которые помогают и начинающим, и опытным руководителям составлять достаточно убедительные бизнес-планы.
Многие начинающие предприниматели, прочитав этот материал, решат, что они уже вполне подготовлены к созданию собственного бизнес-плана. Хотелось бы предостеречь их от столь поспешных выводов. Одна из целей этой статьи состоит в том, чтобы показать, что создание квалифицированного бизнес-плана под силу лишь команде профессионалов в области управления, финансов, маркетинга и т.д. На Западе при составлении бизнес-плана даже небольшие фирмы обращаются к ним за консультацией, разработка же подобных документов в крупных компаниях ведется целыми штабами, составленными из опытных специалистов. Опыт показывает, что расплата за некачественный бизнес-план слишком высока, и не оправдывает сэкономленных при его составлении средств.
Консалтинговые фирмы, специализирующиеся на оказании услуг в области реорганизации управления предприятий, разработки бизнес-плана и систем финансового учета, соответствующих опыту лучших зарубежных компаний, начинают появляться и в нашей стране.
БИЗНЕС-ПЛАН
Санаторно-курортного комплекса «Черноморье»*****
Потенциальный объём рынка сбыта – более 30 000 путёвок в год.
Годовой доход – 42 млн рублей.
Стоимость основных фондов – 85 млн рублей.
Адрес: г. Сочи, Центральный р-н, Орджоникидзе ул., 27, санаторий «Черноморье».
Наименование: Открытое акционерное общество «Санаторно-курортный комплекс “Черноморье”».
Организационно-правовая форма: крытое акционерное общество: 100% акционерного капитала принадлежит ОАО «Российские железные дороги».
Уставной капитал: 38 721 678 млн рублей.
Данные, характеризующие размер санаторно-курортного учреждения:
Номинальная коечная мощность – 50 мест.
Среднесписочная численность персонала – 105 человек.
Профиль заболеваний:
- заболевания опорно-двигательного аппарата; - заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем; - органов пищеварения; - обмена веществ; - заболевания кожной клетчатки; - центральной нервной системы.
Лечебно-диагностический комплекс включает в себя:
v клинико-биохимическую лабораторию,
v кабинеты функциональной и ультразвуковой диагностики,
v кабинеты биорезонансной и антистрессовой терапии,
v мануальной терапии и ЛФК,
v физиотерапевтическое и стоматологическое отделения,
v водолечебницу,
v гастроэнтерологический кабинет,
v мониторинговую очистку кишечника,
v оториноларингологический (ЛОР) кабинет,
v процедурный кабинет и кабинет неотложной помощи,
v соляную пещеру и прочее.
Лечение за дополнительную плату:
Ø сердечно-сосудистых заболеваний,
Ø косметические операции,
Ø программы коррекции фигуры.
Прочие услуги:
q ресторан,
q 5 баров,
q музыкальный салон и дискобар,
q открытый и закрытый бассейны,
q спортивные залы,
q теннисные корты,
q сауна, бани,
q бильярдная,
q боулинг-зал,
q косметологический салон,
q парикмахерская,
q библиотека,
q оборудованный пляж,
q автостоянка,
q транспортное обслуживание.
Глобальная стратегия предприятия – экстенсивное[1] расширение использования природных ресурсов с одновременной интенсификацией использования уже освоенных природных ресурсов.
К числу основных стратегических направлений можно отнести:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5