|
Управленческая деятельность
Социально-практическая деятельность
Коммуникативная деятельность
Рыночная деятельность
Деятельность, где присутствют наука и искусство
Технологическая, социоинженерная деятельность
1). PR – это управленческая деятельность, существо которой составляет управление (менеджмент) коммуникативным пространством и всем комплексом коммуникаций социального субъекта с субъектами, влияющими на изменение его паблицитного капитала. Базовая характеристика PR как управленческой деятельности дает основание многим авторам и определять этот феномен как собственно управление, или менеджмент коммуникаций (например, Т. Хант и Дж. Грюниг), или как функцию менеджмента (М. Менчер, И. Алешина и др.)
Для решения большинства задач менеджмента допустимым и удовлетворительным является определение паблик рилейшнз как функции менеджмента по установлению и поддержанию эффективных коммуникаций между организацией и ее общественностью. Данное понятие базируется на первой из сущностных характеристик PR, и его можно было бы считать исчерпывающим, если бы этой характеристикой исчерпывался характер изучаемого феномена. Однако таких характеристик заметно больше.
Паблик рилейшнз является социально-практической деятельностью.
Поэтому PR – это деятельность, направленная на практическое преобразование социальной реальности, на формирование новых и изменение существующих
социальных практик. Связи с общественностью невозможны исключительно как процесс теоретизирования или рефлексии, отсутствие практического содержания выхолащивает сущность PR.
Паблик рилейшнз – это коммуникативная деятельность. Связи с общественностью имеют дело прежде всего с публичной коммуникацией. Вне и помимо коммуникации связи с общественностью функционировать не могут. В рассмотренных выше управленческих трактовках PR коммуникация выступает в качестве одного из смыслообразующих понятий. Поскольку тем идет речь о PR как о коммуникативном менеджменте, именно коммуникация предстает в роли объекта управления.
PR – это рыночная деятельность. Паблик рилейшнз представляет собой деятельность в условиях рыночной среды. О каких рынках может идти речь применительно к PR? Таких рынков несколько.
Прежде всего это рынок информации. Вне отношений рыночного обмена в коммуникационной сфере связи с общественностью в своем естественном виде существовать не могут. Если информационный рынок ограничен или закрыт, предположим в тоталитарном государстве, PR перестает существовать или превращается в пропаганду.
Другой вид рынка, который неразрывно связан с паблик рилейшнз – это рынок паблицитных капиталов. С точки зрения экономики, технологические субъекты, включенные в процесс рыночного обмена, ничем не отличаются от всех других рыночных субъектов, предпринимателей, осуществляющих менеджмент финансового, инвестиционного или культурного капиталов.
И, наконец, связи с общественностью – это деятельность на реальном национальном, или международном рынке, это особый вид бизнеса и деловой активности, целью которой является получение прибыли. Как справедливо отмечает один из ведущих российских теоретиков и практиков PR Александр Чумиков: «PR – это вид информационного бизнеса».
Паблик рилейшнз – это деятельность, в которой присутствуют наука и искусство. Вряд ли можно согласиться с определениями PR как исключительно науки и (или) искусства (Э. Бернэйз, С. Блэк, Н. Арнольд, В. Зайцев, Е. Уткин и др.). PR – это, с одной стороны, управленческая деятельность, а с другой – бизнес. Деятельность такого рода обязательно включает в себя руководство и подчинение, творческие и исполнительские функции, полет фантазии и рутинную повседневную организационную работу. Не являясь исключительно наукой и искусством, связи с общественностью тем не менее включают в себя элементы, присущие искусству и науке.
PR опирается на собственный научный базис и базис смежных наук – теории коммуникации, социологии, психологии, теории менеджмента и соответственно имеет все предпосылки к тому, чтобы носить научный характер. Работа пиармена – это в существенной мере исследовательская, научная деятельность, в состав которой входит изучение коммуникационного рынка, анализ факторов, влияющих на состояние и динамику публичного дискурса, построение системной модели PR-кампании, разработка и проверка гипотез о динамике управляемого паблицитного капитала и т.д.
С другой стороны, паблик рилейшнз – это и искусство, так как во многом опирается на творческое отражение, переживание и преобразование действительности, на интуицию, на производство художественных образов. Искусство еще и потому, что задействует эмотивную сферу общественного сознания и тесно связано с креативной деятельностью. Пиармен творит, создает новые события, имиджи, дискурсы. У паблик рилейшнз всегда есть своя художественная сторона, своя эстетика, вне которой его невозможности себе представить. Под искусством может пониматься «любая форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле». В данном значении искусством будет считаться эффективная, мастерская и творчески выполненная PR-задача.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.