Рефераты. Проблемы дефицита бюджета и государственного долга в современных экономических системах
Еще один
метод управления госдолгом конверсия, т.е. превращение его в
долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам
предлагают приобрести в стране – должнике недвижимость, участие в капитале.
Так как Россия согласилась взять на себя обязательства по долгам СССР в обмен
на признание ее прав на все его финансовые активы, то соответственно у СССР
были страны-должники, которые задолжали около 50 млрд. долларов. Поэтому
вполне резонно начать переговоры с зарубежными кредиторами о конверсии
российских долгов советской эпохи в активы СССР. Такие переговоры особенно
актуальны в связи с тем, что на Западе давно говорят о 100-процентном списании
межгосударственных долгов беднейших стран мира, в число которых попадают многие
должники России.
4. Выводы
В заключение хотелось бы сделать
некоторые выводы из всего выше изложенного.
1. Бюджетный
дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем
решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко
определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни
законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над
величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или
избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием
экономической ситуации в стране.
2. Проблема
дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как
на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не
столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с
этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию
страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами
доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы,
особенно налоговую, что собственно и происходит сегодня в России. Например,
уже пересмотрена процентная ставка налога на доход, которая на сегодня
составляет 13%, что позволяет, надеется на увеличение объема поступлений в
казну государства.
3.
Проблемы гос долга следует рассматривать в совокупности
с экономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшего
развития. Нынешние
размеры государственного внешнего долга, а также размеры будущих платежей по нему
находятся на экстремально высоком уровне. Поэтому осуществление их в полном
объеме в течение ряда предстоящих лет и, в частности, в 2003 г. невозможно.
Осуществление платежей по внешнему долгу в полном объеме в течение ряда лет и
даже в 2003 г. в принципе возможно. Однако это произошло бы за счет изъятия
огромного объема финансовых ресурсов из национальной экономики, неизбежно
привело бы к прекращению ее роста и возобновлению спада, неприемлемому
сокращению процентных расходов государственного бюджета, обострению кризиса в
социальной сфере.
4.
Наиболее
приемлемыми методами управления долгом для России я считаю, конверсию и
реструктуризацию. Однако чтобы проводить политику реструктуризации и конверсии,
Россия должна опять завоевать доверие кредиторов. Это будет возможно в том
случае, если ежегодный рост экономики страны будет составлять от 5 до 7 %, при
этом платежи по долгам будут производиться в срок и полностью. На сегодняшний
день в России, наблюдается рост производства, а также подъем экономике, пусть
еще не большой, однако дающий надежду на экономическую стабилизацию и развитие
в дальнейшем.
5. Насчет бремени госдолга для
будущих поколений: основная задача для решения этой проблемы - это не только
желание выплатить большую часть долга, но и не создавать новых долгов, получая
огромные суммы кредитов за рубежом для реализации раздутых социальных программ,
предвыборных рекламных компаний и др. подобных мероприятий.
В целом, моя работа была в основном
посвящена проблеме бюджетного дефицита и госдолга в России, хотя с
уверенностью можно сказать, что в других странах может быть такая же ситуация.
Однако, все зависит от выбранной государством стратегии, а также дальновидности
и расчетливости экономистов, проводящих экономическую политику государства.
Поэтому, даже находясь в равном положении с Россией, пути развития разных стран
могут быть разными.
5. Литература
1. А. Илларионов статья
"Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени
государственного внешнего долга"
/
информ-политический канал "Полит.Ру." 2001 г.
2. Справочник "Социально-
экономические проблемы России".
/ под ред. П.С. Филиппова, Т.Н.
Бойко, 2-е издание,
изд-во "Норма" СПб. 2001 г.
3. А. Тихонов статья "Долги
Российская империя отдавала всегда"
/ "Рынок ценных бумаг" №1 от 1996 г.
4 Теоретическая экономика
(политэкономия) / под ред. Г.П. Журавлевой,
Н.Н. Мильчаковой, изд. "ЮНИТИ" М. 1997 г.
5. Федеральный закон РФ " О
федеральном бюджете на 2002 г."
6. Экономическая теория / под ред.
А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича,
изд-во "Питер" СПб. 1997 г.
СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
По дисциплине: Экономическая теория
Тема: "Проблемы
дефицита бюджета и государственного долга в современных экономических
системах
"
Выполнила студентка Москаленко Валентина Анатольевна
№ контракта: 023010022013
направление: ЭКОНОМИКА
№ группы :
ОЭ-009-11
подпись студента__________ дата сдачи работы "___"___________200 2 г.
Курсовая работа к аттестации допущена
Руководитель _____________________
ф.и.о.
"____"__________200__г.
работа
принята________________________________________________
ф.и.о. ответственного лица, должность
"____"______________200__г.