Рефераты. Проблема государственного долга: причины, последствия и пути решения

¨      Прямые инвестиции, фирма в промышленно развитой стране может принять решение открыть завод в развивающейся стране и для этой цели ввезти в эту страну инвалюту. С помощью этих денег страна имеет возможность финансировать дефицит текущего платежного баланса.

¨      Долгосрочные вложения капитала. Иностранные инвесторы могут купить облигации, акции или другие активы в развивающейся стране. Доллары, вырученные от продажи этих долгосрочных активов, также могут использоваться для финансирования дефицита текущего платежного баланса.

¨      Международные займы. Страна может занять средства у иностранного правительства, МВФ, Мирового банка или у коммерческих банков. Долларовые поступления от этих кредитов также используются на финансирование превышения расходов над доходами.

¨      Использование резервов. Страна может расходовать некоторую долю своих резервов иностранной валюты. Эти резервы обычно хранятся центральным банком для того, чтобы с их помощью препятствовать колебаниям валютного курса, а также на случай возникновения критических ситуаций. Когда резервы страны уменьшаются, ее чистые иностранные активы сокращаются, т.е. при прочих равных условиях чистые иностранные пассивы данной страны увеличиваются.


Какая бы форма финансирования ни была выбрана, конечный результат приведен в следующем уравнении, которое напоминает нам, что дефицит текущего платежного баланса увеличивает на ту же величину чистые иностранные пассивы.

В период 1978-1981 гг. масштабы заимствования LDC превосходили, дефицит текущего платежного баланса этих стран на 42%. Другими словами, посредством займов эти страны финансировали не только дефицит своих текущих платежных балансов, но и чистый отток частного капитала.

Таблица 4. Ключевые макроэкономические переменные мировой экономики

Года

Процентная ставка

Темп инфляции

Темпы экономического роста в странах – членах ОЭСР

Промышленные товары

Сырьевые товары

1970-1973

7,6

12,4

14,4

5,9

1980-1982

14,7

-2,4

-13,3

0,9

Источник: International financial Statistics.

Использование значительной доли внешних займов на цели, отличные от производственного инвестирования, является важной составной частью кризиса задолженности 1982 г.[14]

Кризис задолженности 1982 года

В августе 1982 г. Мексика заявила, что она не в состоянии обслуживать свой внешний долг (т.е. выплачивать проценты и возвращать долги, по которым наступил срок погашения) в соответствии с подписанными соглашениями. Вскоре большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки последовали примеру Мексики и попросили пересмотреть график выплаты (реструктуризации) своих долгов.

При реструктуризации долга условия его предоставления (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация имеет место в том случае, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями.

Трудности с выплатой долга, подобные тем, с которыми столкнулась Мексика, с определенной периодичностью возникают в ситуациях, когда в результате ошибок в управлении или потрясений внешнего происхождения, например вследствие падения экспортных доходов, отдельные страны не могут платить по своим векселям. Но чтобы сразу много стран одновременно испытывали трудности с обслуживанием своего долга, — такое случается весьма редко.

Происхождение кризиса. Кризис задолженности разразился по трем причинам. Во-первых, страны-должники плохо управляли своей экономикой. Детали и причины этого различны, однако общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Страны-должники устанавливали курсы своих валют на столь высоком уровне, что спекуляция на грядущей девальвации валюты стала массовым явлением. В некоторых странах эта спекуляция приняла форму резко возросшего импорта, закупки за рубежом осуществлялись по заниженному обменному курсу. В других странах она приняла форму бегства капитала, при котором граждане LDC закупали иностранные активы, например банковские депозиты в Нью-Йорке или недвижимость в Майами. Масштабы этого бегства были колоссальны. По некоторым оценкам, бегство капитала из Латинской Америки в конце 70-х годов достигло 100 млрд. долл.

Второй причиной кризиса задолженности было опрометчивое предоставление кредитов коммерческими банками. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки не задавали много вопросов. Они просто кредитовали, не обращая внимания на ненормальные масштабы увеличения долга. А ведь без этих кредитов страны-должники не смогли бы продолжать проведение ошибочной внутренней макроэкономической политики до той критической ситуации, к которой они впоследствии пришли.

Третьей причиной было резкое ухудшение в начале 80-х годов ситуации в мировой экономике. Процентные ставки возросли, экономический рост в целом замедлился, а цены на товары упали. В таблице 4 экономическая ситуация начала 80-х годов сопоставляется с ситуацией в начале 70-х годов, когда должники находились в исключительно благоприятных условиях.

Рост процентных ставок означал, что должникам нужно было платить более высокие проценты по своим внешним долгам. Снижение цен на товары и замедление темпов экономического роста стран — потребителей продукции должников означали сокращение экспортных доходов, представлявших собой источник выплаты долга. Таким образом, как раз в тот момент, когда для обслуживания долга потребовалось больше долларов, количество доступных средств сократилось в результате снижения экспортных поступлений.

Что означал кризис задолженности? Для стран-кредиторов кризис задолженности был полной неожиданностью. Оказалось, что они давали в долг странам, которые на самом деле не имели средств для выплаты долга. Коммерческие банки открыли для себя тот факт, что их клиенты в Латинской Америке не только не имели возможности вернуть сами долги, по которым подошли сроки возврата, но даже не могли выплатить большей части процентов. Речь шла не о предоставлении дополнительных кредитов, а о том, как получить обратно уже выданные средства.

Для стран-должников кризис задолженности принял форму драматической необходимости привести в порядок состояние дел в экономике. Если раньше они могли взять в долг, чтобы выплатить все проценты, то теперь доступа к кредитам уже не было. Доходы, необходимые для выплаты процентов, нужно было получить за счет быстрого и вынужденного изменения текущего платежного баланса с помощью сокращения импорта и увеличения экспорта. Это означало огромное падение уровня жизни.


Масштабы этой проблемы могут быть продемонстрированы в терминах платежного баланса. Разобьем дефицит текущего платежного баланса на две составляющие. Первая — это общая сумма процентных платежей, которые должны быть выплачены внешнему миру; вторая — это сумма чистых выплат за иностранную валюту по всем остальным сделкам (назовем ее непроцентным дефицитом):

Теперь представим себе, что в какой-то момент внешнее финансирование в виде займов, прямого инвестирования и помощи становится недоступным, а процентные платежи остаются неизменными. Отсутствие внешнего финансирования означает, что текущий счет должен быть сбалансирован, поскольку возможность использования для оплаты дефицита притока капитала (положительного сальдо баланса движения капиталов) отсутствует. Кроме того, необходимость выплачивать проценты требует, чтобы непроцентный дефицит превратился в непроцентное положительное сальдо. Чтобы достичь этого, страны-должники вынуждены были прибегнуть, к суровым мерам: провести девальвацию, сокращающую объемы импорта, повышающую конкурентоспособность и стимулирующую экспорт.

В таблице 5 иллюстрируется динамика внешнего долга, дефицита текущего платежного баланса и разделения между процентными платежами и непроцентным дефицитом для Латинской Америки. Таблица наглядно показывает резкое увеличение процентных платежей в 1980-1982 гг., резкое падение дефицита текущего платежного баланса в период после 1982 г. (вследствие недостатка внешних кредитов) и тот самый сдвиг от непроцентного дефицита в пользу непроцентного положительного сальдо, о котором мы только что говорили. К 1985 г. большая часть процентов уже выплачивалась должниками, а не относилась на долг, причем эти выплаты финансировались за счет резко возросшего положительного торгового сальдо.

Адаптация стран-должников к новым условиям проходила, конечно, очень тяжело. В 1981-1985 гг. доход на душу населения упал фактически во всех странах-должниках Латинской Америки. В среднем для региона это падение составило 8,6%. В некоторых странах, например в Боливии, душевой доход упал более чем на 20%. Огромные масштабы этой цены, платить которую приходилось снижением доходов и занятости, ставили перед странами-должниками вопрос о том, в состоянии ли они продолжать обслуживание долга или же они должны признать необходимость аннулирования долгов, т.е. объявить о невозможности их выплаты сейчас или в будущем. Аннулирование долгов имеет многочисленные исторические прецеденты и было обычной практикой в 30-х годах. Однако вплоть до начала 1987 г. ни одна страна не отказалась от своих долгов. Перу ограничила свои выплаты процентов величиной своих экспортных поступлений, и многие страны подхватили эту идею. В феврале 1987 г. Бразилия остановила выплату процентов по своим банковским кредитам, но объявила, что хочет возобновить выплаты позднее. Риск торговых санкций со стороны стран-кредиторов и страх, что впоследствии они не смогут брать кредиты за границей, вынуждали должников не предпринимать излишне вызывающие действия.

Таблица 5. Внешний долг и дефицит торгового баланса Латинской Америки (в млрд. долл.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.