Рефераты. Природа экономических противоречий

Дело в том, что в формулировке закона относительной редкости подчеркивается, что ресурсов всегда недостаточно для того, чтобы удовлетворить безгранично растущие потребности и желания людей. Редкость ресурсов порождается самой психологией человека. Именно связь с человеческой природой определяет и «универсальный», всеобщий характер закона редкости.

Таким образом, исходным в системе экономических противоречий является противоречие между постоянно растущими потребностями и ограниченностью производства экономических благ для их удовлетворения. Оно разрешается путем производства благ, необходимых для удовлетворения возникших новых потребностей. Разрешаясь на одном этапе развития общества, оно вновь возникает на другом. Постоянно воспроизводясь, именно это противоречие является импульсом как совершенствования производства, так и появления новых потребностей.

На уровне генетической связи между противоположными полюсами исходного экономического противоречия потребность выступает как причина, производство – как следствие. Лишь появление потребности порождает производство. В то же время производство можно обозначить как действие, обусловленное осознанным для удовлетворения потребности побуждением, или мотивом. Возникая на основе потребности, мотив одновременно представляет ее адекватное отражение. Потребность как мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия (производства), показывает отношение человека к требованиям общества.

Итак, в исходности противоречия между производством и потребностями лежит сущность человеческой природы, что и обусловливает его всеобщность. Свойственное всем экономическим системам на всех этапах развития, это противоречие, тем не менее, проявляется всегда по-разному, о чем свидетельствует неодинаковый уровень развития стран. Это следует из того, что сущность человека структурирована не только природным, но и духовным началом. И если природное начало выражается как сфера экономических отношений (материальные, экономические потребности человека), то духовное начало занимает срединное положение в неэкономической сфере. При этом духовную сторону было бы более точным назвать социально-духовной сферой, имея ввиду, что этим определением улавливается общественный контекст духовности и что, следовательно, она не уводится в область чистого мышления. На разных этапах развития, а иногда и одновременно, социально-духовное начало принимает разные формы: религиозную, национальную, этическую, творческую. Но в любом случае она означает непосредственное (минуя экономику) воздействие на человека, формирование своеобразной духовной системы ценностей, ориентацию действий людей на нематериальные интересы и стимулы, развитие «неэкономического человека».

В экономической науке признание значительной роли неэкономического фактора связано с появлением в 40 – 50-х гг. прошлого века в Германии исторической школы, хотя уже в начале XIX в. высказывались мнения о необходимости учета исторических и национальных особенностей. Так, доказывая неприемлемость примера Французской революции для Британии, Э.Берк первым заговорил об исторической преемственности и красоте национальной традиции, которые придают коллективной жизни каждого народа нечто семейно-интимное. Эти идеи оказались созвучными умонастроению А.Мюллера, считавшего взгляды А.Смита механистичными и атомистическими, игнорирующими нравственные силы в обществе. Предшественник исторической школы Ф. Лист также был убежден в том, что каждая нация имеет свой путь экономического развития и что экономика отдельных стран подчиняется собственным законам.

Эти идеи легли в основу работ представителей трех поколений исторической школы. Ее основоположники В.Рошер, Б.Гильдебранд и К.Книс утверждали, что природные различия стран, особенности отдельных народов, проявляющиеся в их способностях, привычках, степени развития и сложившихся политической институтах, исключают возможность существования однотипных хозяйственных систем у различных наций. Новая («молодая») историческая школа 70-х гг. XIX в. в лице Г.Шмоллера, Л.Брентано, К.Блюхера, А.Гельда, А.Вагнера и А.Шеффоле была осторожней в выводах и отвергала только возможность выведения законов на основе дедуктивных рассуждений, тем самым призывая к детальному изучению истории народного хозяйства. Особенностью этого направления являлась попытка объяснений хозяйственной жизни в тесной взаимосвязи экономики, этики и психологии. Третье поколение представлено работами В.Зомбарта и М.Вебера. Первый стремился сочетать историзм с построением абстрактной теории капитализма. Второй уделял внимание влиянию на экономику религиозных воззрений и религиозной морали.

У исторической школы быстро появились последователи в других странах. В Италии это направление развивали Рикки-Салерно, Скиатарелла, Сальвиоли, во Франции – Лавернь, Шевалье, Бодрильяр, Курсель-Сенейль, Манту, В Англии – Т.Тук, Т.Клифф-Лесли, Дж.Т.Роджерс, А.Тойнби, у.Каннингэм, У.Дж.Эшли. Значительный вклад в разработку этой теории внесли и русские ученые И.И.Янжул, И.И.Кауфман, А.Н.Савин, И.Н.Гранат, М.И.Туган-Барановский, И.М.Кулишер.

Для современной экономической мысли существование неэкономического, национально-духовно-исторического аспекта и его влияние на поведение субъектов является очевидным. В то же время по вопросу расстановки акцентов, то есть определения места и роли «неэкономического» в хозяйственной практике, единого мнения нет.

Все это позволяет сделать вывод о существовании противоречия между экономической рациональностью (рационально-экономической, универсально-экономической стороной) и неэкономическим поведением (духовно-религиозной, национально-особенной, надэкономической стороной), оказывающего непосредственное влияние на движение и разрешение исходного экономического противоречия. Мнения на проблему соотношения полюсов указанного противоречия неоднозначны. Историческая школа и правый неоконсерватизм делают упор на втором полюсе соотношения, либерализм и марксизм, при всем их различии, - на первом полюсе. Более истинным, на наш взгляд, представляется синтез обоих подходов, при котором учитываются обе линии. Такая точка зрения нашла свое отражение в "теории народного хозяйства" ("этическая экономия").

Таким образом, на формирование мотивов (потребностей), а следовательно, и на экономическое развитие оказывают воздействие не только экономические, но и социально-культурные, исторические, национально-особенные факторы. Этот вывод исключительно важен для формирования и проведения экономической политики в современной России.

Практика реформ наглядно свидетельствует о том, что в переходный период в российском обществе одновременно с утверждением рыночных институтов и отношений стали абсолютизироваться западные духовные ценности. Проблема здесь заключается в том, что система мотивов и поведения в западном обществе имеет иные, отличные от российских, духовные основы. Эти вопросы являются объектом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей - представителей философии, социологии, истории и достаточно изучены, поэтому остановимся лишь на некоторых моментах, принципиально отличающих российский и западный менталитеты.

Природно-исторические, экономико-географические и духовно-религиозные факторы (суровость природы, обширность территорий, сезонность хозяйственных работ, удаленность от мировых экономических центров и торговых путей, срединное положение между «западной» и «восточной» цивилизацией, переход к оседлой жизни на языческой, а не на христианской основе, принятие православия) способствовали установлению коллективных форм организации труда, отношений взаимопомощи и сотрудничества, терпения, великодушия, доброты, справедливости, неприятия грубой материальности, покорности перед властью, способности переносить трудности и жить на низком уровне. Кроме социальной направленности, российская традиция характеризуется также многомерностью восприятия и "государственничеством". Следует также учитывать, что и социальность, и государственничество были не только сохранены, но и значительно усилены в годы советской власти.

Все это существенно отличалось от той социально-экономической тенденции, которая сформировалась в Западной Европе. Надэкономический полюс западного общества формировался в иных условиях, центральное место среди которых занимает католическое христианство. Последнее оказало ключевое воздействие на мировоззренческую систему населявших Европу народов в период перехода к оседлой жизни, что привело к индивидуализации свободы хозяйствования на начальном этапе и к становлению института частной собственности в дальнейшем. Кроме того, особая роль в формировании духовных основ западного общества принадлежит Реформации.

Реформация кардинально изменила духовные основы и в целом образ жизни людей. главная обязанность христианина – служение Богу – стала заключаться не только в молитвах, а преимущественно в добросовестном выполнении своей профессиональной деятельности. Одновременно с этим церковь отменяет обет безбрачия, бедность перестает быть добродетелью, но и расточительная роскошь объявляется грехом. Человек должен быть бережливым: независимо от размеров богатства, тратить можно только на свои насущные потребности. Образ жизни должен быть простым, потребности – ограниченными. В то же время церковь оправдывает ссудный процент, поощряет предпринимательский риск, частную торговлю.

Тем самым Реформация способствовала зарождению и формированию нового хозяйственного уклада, получившего название капитализма. Суть капиталистического духа заключается в жестком подчинении всех проявлений жизни рационально обоснованной системе действий по приумножению капитала: сумма денег, вложенных в любую деловую операцию, должна возрасти. При этом бережливость, объявленная добродетелью, стала заключаться в том, что прибыль не расточается в излишних расходах, а сберегается, накопляется и пускается в оборот, то есть присоединяется к капиталу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.