Рефераты. Приемы и способы проведения аудиторской проверки

Среди них следует выделить: проверку документов (формаль­ную проверку и проверку по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) доку­ментов, письменный запрос и экономический анализ.

Проверка документов означает, что документ изучается в пер­вую очередь с формальной стороны, чтобы установить: состав­лен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязатель­ные реквизиты (наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчи­сток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в доку­менте, и др.

Подлинность документов устанавливается путем проверки реальности имеющихся в них подписей должностных лиц и со­ответствия составления документов датам отражения в них опе­раций.

При чтении документов, после установления их подлинно­сти, проверяют документы по существу, то есть с точки зре­ния достоверности, законности и экономической целесообраз­ности отраженных в них хозяйственных операций.

Достоверность операций, зафиксированных в документах, проверяется изучением этих и взаимосвязанных с ними докумен­тов, опросом соответствующих должностных лиц, непосредствен­ным осмотром объектов и т.д. Законность отраженных в докумен­тах операций устанавливается путем проверки их соответствия действующему законодательству. Достоверность и ценность ин­формации, полученной в ходе такой проверки, во многом зави­сит от качества системы внутреннего контроля клиента. Арифме­тическая (счетная) проверка сводится к проверке правильности подсчетов в документах приведенных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д.

Арифметическая (счетная) проверка дополняется аналитичес­кой проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и от­четности.

Изучаются соответствие показателей отчетности данным ана­литического и синтетического учета, согласованность показа­телей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах.

Арифметической проверке подвергаются также данные спра­вок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда, начислению амортизации по основным сред­ствам, распределению косвенных расходов, калькулированию себестоимости продукции и т.д.

В зависимости от плана проверки, оценки системы внутрен­него контроля и аудиторского риска она может быть выбороч­ной или сплошной. Если клиент использует программное обес­печение бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать специальному стандарту.

Сопоставление документов заключается в том, что достовер­ность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных до­кументов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может про­изводиться по документам, находящимся в бухгалтерии орга­низации или организаций, с которыми проверяемый эконо­мический субъект вступил в хозяйственную связь.

Встречной проверкой документальных данных или сопос­тавлением документов вскрываются случаи хищения, которые скрываются путем исправления данных в отдельных докумен­тах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете.

Необходимо в указанных случаях применять сопоставле­ние плановых и учетных, учетных и нормативных, внутрен­них и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения объекта контроля.

Письменный запрос представляет собой получение необходи­мых сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и отдельных лиц в письменном виде путем запроса. Данный методический прием широко используется для по­лучения исчерпывающих аудиторских документов от соот­ветствующих специалистов и должностных лиц организации в ходе проведения аудиторской проверки. По всем фактам нару­шений, хищений, растрат, недостач, излишков ресурсов орга­низации, а также выявленным существенным ошибкам в бух­галтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций соответствующие ответственные лица обязаны по запросу аудитора давать не только устные, но и письменные объяснения. Лишь при наличии таких письменных доказательств можно точно установить причины и объективно оценить об­стоятельства тех или иных нарушений и недостатков в хозяй­ственно-финансовой деятельности организации, а также сте­пень их влияния на достоверность показателей финансовой от­четности. Письменные представления клиента должны быть составлены на бланках и заверены подписями руководителей организации.

Аудиторы, при проверке достоверности отдельных статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций, могут получать письменные подтверждения от тре­тьих лиц. Письменное подтверждение должна получать ауди­торская фирма, а не клиент, хотя с просьбой о таком под­тверждении к третьей стороне должен по согласованию с ауди­тором обращаться клиент.

Экономический анализ — один из наиболее широко применя­емых методов в аудиторской деятельности. При помощи при­емов экономического анализа аудиторы устанавливают финан­совое и рейтинговое состояние, а также платежеспособность организации, выявляют влияние различных факториальных признаков на результативные показатели производства, реали­зации продукции (работ, услуг) и т.д., определяют резервы повышения экономической эффективности и направления раз­вития деятельности организации, стратегию и тактику уп­равления ее финансовыми ресурсами и финансовыми отно­шениями.

Анализ и оценка полученной аудитором информации, иссле­дование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления различных факторов и показателей, а также исследования причин их возникновения достигаются путем ис­пользования в аудиторской деятельности различных аналитичес­ких процедур: сопоставления остатков по счетам за различные учетные периоды; сопоставления показателей учета финансовой отчетности с плановыми показателями; оценки соотношений между различными статьями отчетности и сопоставления их с данными предыдущих периодов; сопоставления финансовых по­казателей деятельности организации со среднеотраслевыми; со­поставления финансовой и нефинансовой информации и др. Здесь необходимо руководствоваться требованиями российско­го правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аналитичес­кие процедуры».

Полезной процедурой проверки может стать также абстрак­тно-логический метод исследования отдельных операций кли­ента. Логический анализ может быть использован, если, на­пример, нормативная база не дает ответа на вопрос о законно­сти проведения какой-либо операции, то есть с точки зрения буквы закона, — тогда аудитор должен обдумать целесообраз­ность данной операции с точки зрения здравого смысла. Однако логическому анализу в данном случае должен предшествовать нормативный и научный анализ.

Кроме вышеперечисленных методов и приемов в аудиторс­кой практике могут быть использованы другие способы получе­ния аудиторских доказательств. К ним относятся: пересчет (про­верка арифметических расчетов клиента); проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственный операций; прослежива­ние; сканирование; подготовка альтернативного баланса.

Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполне­нии независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществ­ляется выборочно в соответствии с требованиями российского аудиторского правила (стандарта) «Аудиторская выборка».

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций означает контроль за учетными работами, выполняе­мыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент ис­следования операций.

Прослеживание (трассирование) представляет собой про­цедуру, в ходе которой аудитор проверяет некоторые пер­вичные документы, проверяет отражение данных первич­ных документов в регистрах синтетического и аналитического

учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные опе­рации правильно или неправильно отражены в бухгалтера-ком учете.

Сканирование означает изучение нетипичных операций, от­раженных в документации клиента. Сканирование в аудиторс­кой практике применяется по конкретному направлению — на­пример, сканировать кредитовые записи счетов расходов и под­твердить их данными первичных документов. Цель сканирова­ния — найти что-либо нетипичное.

Подготовка альтернативного баланса используется для полу­чения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (работ, услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (работ, услуг). Это позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продук­ции (работ, услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

В процессе аудиторской проверки для получения аудитор­ских свидетельств и доказательств аудиторского заключения целесообразно осуществлять процедуры с использованием независимых тестов и тестов на соответствие. Эти тесты могут быть разработаны заранее или установлены в стандартной форме.

Независимые тесты предназначены для проверки операций и остатков на счетах, а также для осуществления других проце­дур с целью получения сведений о полноте, правильности и законности операций, содержащихся в бухгалтерских записях и финансовой отчетности.

Тесты на соответствие применяются для проведения про­верки с целью выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным нормам.

Абсолютно все аудиторские тесты классифицируются в со­ответствии с процедурой их осуществления.

Ротационные тесты представляют собой процедуры, в со­ответствии с которыми объекты, подлежащие аудиторской про­верке, выбираются аудитором поочередно, на принципах рота­ции. Выборка, как правило, осуществляется произвольно.

Глубинные тесты представляют собой определенную выбор­ку операций, проверяемых на всех стадиях соответствующего учетного цикла.

Тесты слабых мест (по «болевым» местам) предназначены для проверки конкретного аспекта внутреннего контроля, где предполагаются ошибки. При установлении несостоятельности внутреннего контроля базу проверки следует расширить.

Направленные тесты применяются с целью последователь­ного контроля за осуществлением операции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.