Рефераты. Предпринимательство

По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период по­явления кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в обо­рот. Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, который может представлять собой отно­сительно небольшую величину.

Наиболее зримо отделение предпринимательства от соб­ственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собст­венность как юридический факт утрачивает свои распоря­дительные прерогативы. Власть на производстве перемеща­ется от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Вместо реальных физиче­ских предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предприни­мателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за резуль­таты деятельности корпорации. Такую ответственность не­сут менеджеры.

Таким образом, развитие кредитных отношений и пере­ход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства.

Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предприниматель­ство в своей основе не является функцией только собст­венника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.

Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной лите­ратуре предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономи­ческой категории центральной проблемой является установ­ление его субъектов и объектов. Субъектами предпринима­тельства могут быть, прежде всего, частные лица (организа­торы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осу­ществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предприниматель­ства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отли­чают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неиз­вестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использова­ния уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения ре­организации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независи­мость хозяйствующих субъектов, наличие у них определен­ной совокупности свобод и прав — по выбору вида пред­принимательской деятельности, по формированию произ­водственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указы­вающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Вторым условием предпринимательства является ответ­ственность за принимаемые решения, их последствия и свя­занный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенно­стью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохра­нения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринима­тельство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обла­дать особым воображением, даром предвидения, постоян­но противостоять давлению рутины. Нужно быть способ­ным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять».

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать мно­го различных вариантов достижения своей цели и пре­даваться долгим колебаниям.

В нашей отечественной литературе предпринимательст­во также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчест­ва, свободного проявления инициативы, новаторства, го­товности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «ис­кусство возможного». Тем более что речь идет об управле­нии и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.

 

 

2.2.Предпринимательская способность и предпринимательский доход.

Предпринимательскую способность можно  определить как один из экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития. В состав дан­ного ресурса следует включать, прежде всего, предпринимате­лей, к которым относятся, в первую очередь, владельцы ком­паний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Помимо собственно предпринимателей, т. е. непосредствен­ных носителей предпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включать всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие институты ры­ночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несом­ненно. относятся предпринимательская этика и культура, а так­же предпринимательский дух общества. В целом предприни­мательский ресурс можно охарактеризовать как особый меха­низм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики.

Уникальность значения предпринимательского потенциала со­стоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимо­действие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, зем­ля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, по­множенные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ре­сурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инве­стиционная активность, технологические нововведения, напря­мую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 80—90-х гг.

Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях макси­мально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствую­щее законодательное оформление. При этом очевидно, что за­логом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалифи­кация и уровень образования, способность брать на себя от­ветственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответ­ственности.

В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являю­щийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает предпринимательству широкую поддерж­ку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, при­званных способствовать развитию бизнеса в конкретном ре­гионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так называемых пред­принимательских инкубаторов, т. е. специализированных госу­дарственных и частно государственных учреждений, осуществ­ляющих многоплановую поддержку вновь создающимся ком­паниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «вы­ращиванию» и становлению.

Предпринимательская  способность как ресурс имеет свою специфическую опла­ту — предпринимательский. В реаль­ной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринима­тельский доход — это та плата, которую получает предприни­матель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.