Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.[6]
К факторам прямого воздействия относят:
- Ресурсы предприятия (материальные, человеческие, информационные)
- Анализ потребителей как компоненты непосредственного окружения предприятия.
- Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество предоставляемых услуг.
- Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов.
- Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений.
Изучение экономического фактора позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, система населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы, платежеспособность предприятий.
Руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безденежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новых технологий), конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.
С точки зрения анализа внешней среды предприятия существенную роль играют факторы прямого и косвенного воздействия.
Рассматриваемая организационная система характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.
В систему ПЗТМ включены все необходимые подразделения, отвечающие за технологический процесс и нормальное функционирование предприятия. Количество уровней управления соответствует оптимальной системе управления.
Анализ управленческой системы ПЗТМ выявил следующее
- обособленность производственных подразделений на горизонтальном уровне, т.е. отсутствие тесных информационных связей;
- недостаточно высокая квалификация сотрудников низшего звена управления;
- отсутствие в системе управления функционального подразделения (группы высококвалифицированных специалистов), решающего вопросы маркетинга, осуществляющего разработку стратегических планов;
- отсутствие быстрой реакции на изменения на рынке автотранспортных услуг;
- низкая скорость принятия решений;
- отсутствие гибкости поведения.
Сама система ПЗТМ не требует больших серьезных преобразований. Организация действует в соответствии с правилами и процедурами, специально установленными высшим руководством для контроля поведения работников.
Но для успешной работы ПЗТМ необходимо увеличить отдел маркетинга, который снимался бы вопросами изучения рынка, рекламой, ценообразованием, расширением сферы деятельности. В системе предприятия этот отдел подчиняется непосредственно (линейно) первому заму, рекомендуется также подчинить главному экономисту (функционально).
Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей среднего звена подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания маркетологов, занимающихся разработкой стратегии организации.
Очень важно создать систему стимулирования предложений, связанных с разработкой новой технологии, продукции, новых рынков и др.
Предприятие должно заботится о повышении уровня образования своих работников. Наилучшим подходом является обучение через деятельность, т. е. непосредственное вовлечение в решение реальных проблем.
Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволит обеспечить постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.
Требуются следующие улучшения производственного характера: повышение квалификации рабочих, повышение качества ремонта с соблюдением временного графика, экономное и рациональное использование материальных и финансовых ресурсов ПЗТМ.
Можно сказать, что система управления на ПЗТМ находится на достаточно высоком уровне и требуются лишь незначительные изменения в организации деятельности, а в систему предприятия ввести отдел маркетинга (улучшить взаимодействие служб, наладить своевременное предоставление информации для улучшения работы административного аппарата ПЗТМ).
Рекомендации по повышению мотивации сотрудников:
- уважать и поощрять способности каждого, стремиться выявить в человеке лучшее, верить в него и постоянно давать возможность развивать свои способности,
- устранение чувства дистанции, вызываемого символами статуса, приведет к улучшению взаимоотношений между сотрудниками и облегчит переход к коллективной работе,
- необходимо помочь осознать важность чувства единства коллектива, приложить усилия для того, чтобы каждый воспринимал предприятие как свое,
- постановка кратковременной цели перед каждым сотрудником в начале работы, доходчивое ее объяснение, приведет к тому, что сотрудники будут относиться с энтузиазмом к работе.
Таким образом, можно сказать, что система организации ПЗТМ не требует существенных изменений.
В данной курсовой работе проводится анализ работы ОАО ПЗТМ. Были исследованы такие вопросы, как: система предприятия, факторы прямого и косвенного воздействия на предприятие, контроль за деятельностью и ее планирование, мотивация деятельности. кадровый состав, внутренние и внешние связи и другие важные вопросы.
По результатам анализа системы управления выявлены следующие недостатки:
- большая загруженность работой руководителей высшего эшелона управления
- нерациональные информационные потоки (нарушение информационных связей)
- чрезмерная централизация оперативного управления производством
- незаинтересованность сотрудников в общем успехе предприятия
- обособленность администрации
- низкий уровень стимулирования работников
Для достижения наибольших успехов в работе ПЗТМ необходимо провести следующие мероприятия:
1. перестройка системы планирования деятельности предприятия (долгосрочного и текущего) путем реорганизации коммерческой деятельности ПЗТМ на принципах маркетинга;
2. создание на предприятии современной информационно-управленческой системы;
3. пересмотр действующих принципов стимулирования сотрудников.
Решение указанных задач является сложной комплексной задачей, требующей системного подхода и методического сопровождения, основанного на анализе нормативных материалов, политической и социально-экономической обстановки.
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование системы, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при различных формах хозяйствования. - М.: 1995.
2. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.- 1996
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: 2000
4. Волкова К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. М.: 1997
5. Герчикова И.Н. Менеджмент.-М.: 1997
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М.: 2002
7. Максимцов М.М. Менеджмент. М.: 1999
8. Мате Эрв, Тиксье Даниель. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. М.: 1999
9. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.:2000
10. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. – М. 1997
11. Радугин А.А. Основы менеджмента, М.: 1998
12. Менеджмент / под ред. М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, и др.- М.: 2001
13. Менеджмент организации./ под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: 1998.
14. Управление организацией/ под ред. проф. А. Г. Поршнева– М: 2001
15. Экономика предприятия/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля – М.: 1998
16. Вировец Юрий. Первое место или свое? //Управление персоналом №11, 2002.
17. Лившиц И.И. Деловой рейтинг руководителя //Управление персоналом №4, 2001.
18. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих систем// Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №5
19. Ханс Виссема Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего производства. – М., 2000.
20. Шекшни Станистав. Современные методы управления персоналом в современной России. //Менеджмент №2, 2003.
[1] Далее ПЗТМ
[2] Далее РК
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5