К операциям с товарами до предложения их покупателям относят:
Ø разгрузку транспортных средств;
Ø доставку товаров в зону приемки;
Ø приемку товаров по количеству и качеству;
Ø доставку товаров в зону хранения;
Ø хранение товаров;
Ø подготовку товаров к продаже;
Ø перемещение товаров в торговый зал;
Ø выкладку товаров на стеллажи.
Для того, чтобы обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, в магазине постоянно изучается спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обеспечивают квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. В магазине выгодно и удобно подобран ассортимент товаров, они правильно размещены в торговом зале.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
Ø получение покупателем корзины или тележки для отбора товаров;
Ø самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их до кассы;
Ø подсчет стоимости отобранных товаров;
Ø оплата купленных товаров и получение чека.
Ø упаковка приобретенных товаров (на кассе выдача пакетов);
Ø возврат корзины или тележки.
В данном магазине созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров.
Операции, связанные с дополнительным обслуживанием покупателей направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров.
Торгово-технологический процесс в магазине основывается на следующих принципах:
o создание максимальных удобств для покупателей;
o достижение наиболее рационального использования помещений;
o создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую производительность труда.
Приемка товаров
Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса. Приемки подлежат только свежие и качественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Товар принимается по количеству и по качеству.
Приемка товаров по количеству заключается в проверке массы, в сверке фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур (приложение 5) и товарно-транспортных накладных (приложение 6). Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов. Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся – не позднее 48 часов после поступления. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если в процессе приемки выявлена недостача, то приемку товаров приостанавливают, а на выявленную недостачу составляют акт.
В процессе приемки товаров по качеству работники магазина выявляют комплектность товаров, соответствие тары, упаковки и маркировки установленным требованиям. Если при приемке обнаружены недоброкачественные товары, то приемку останавливают и составляют акт, в котором указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов.
При полном соответствии количества и качества поступивших товаров сопроводительным документам выписывается приходный ордер (приложение 7).
Подготовка товаров к продаже
Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, маркировке и других операциях. Некоторые продовольственные товары поступают в не расфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазине. В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия и мясные продукты. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в тележки.
Формирование заказов и отпуск товаров со склада.
Продавец следит за наличием товара на прилавке.
В конце рабочего дня он заполняет бланк (приложение 8), в котором отражены остаток и приход товара, а также количество недостающего товара.
Затем этот бланк он относит оператору, который заносит все данные в компьютер и по каналу связи отправляет их поставщикам.
Размещение и выкладка товаров
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, уменьшить затраты труда персонала магазина при выкладке товара.
При размещении товаров в торговом зале основывается на следующих принципах:
ü предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении товарных групп;
ü совершение покупки в минимально короткий срок;
ü создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
ü предоставление покупателям необходимой информации;
ü оптимальное использование торговых площадок магазина;
ü обеспечение сохранности материальных ценностей.
Крупногабаритные товары размещены рядом с выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, расположены в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. Товары, которые пользуются частым спросом, расположены около источников пополнения (склад). Однородные товары размещены в одной части магазина. Молочные изделия выложены в охлаждаемые открытые витрины. Например, бутылки и пакеты с молоком выставлены на прилавках рядами. Выкладывают товары этикетками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям, товары снабжаются ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.
Форма продажи товаров
В данном магазине продажа товаров осуществляется по типу самообслуживания, а также через прилавок.
При самообслуживании покупатели имеют возможность самостоятельно выбирать понравившийся им товар, который расположен на стеллажах. При продаже через прилавок (мясной и рыбный отделы) покупателей обслуживают продавцы, которые взвешивают требующийся товар на специальных весах. Далее они приклеивают на упаковку штрих-код, на котором размещена информация о товаре (цена, вес, сумма покупки).
Таким образом, можно сделать вывод, в данном магазине осуществляется смешанная продажа товаров.
Виды дополнительных торговых услуг.
Для удобства покупателей в магазине существуют следующие дополнительные услуги:
Ø оформление дисконтных карт, с помощью которых покупатель может воспользоваться скидкой на товары
Ø камера хранения сумок и т.п.
Правила розничной продажи товаров
Продавец обязан соблюдать обязательные требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных и других нормативных документах.
В обязанности продавца входит доведение до сведения покупателей достоверной информации о товарах, которая должна содержать:
§ наименование товара
§ наименование и место нахождение изготовителя
§ сведения об основных потребительских свойствах товара
§ правила эффективного и безопасного использования товара
§ гарантийный срок
§ срок годности
§ цену и условия приобретения товара
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя в устной и письменной форме.
Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары. При продаже товаров представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление.
Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека, подтверждающего оплату товара.
Расчеты с покупателями за товар осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
§ замены на товар аналогичной марки
§ замены на такой же товар другой марки
§ расторжения договора купли-продажи.
Описание собственной деятельности на практике
Моей основной задачей было – увеличение товарооборота.
В начале практики, руководствуясь распоряжениями администратора, я просто раскладывала на стеллажах товар, привезенный в мой отдел, следила за наличием просроченных товаров и состоянием упаковки товара.
Через несколько дней я уже сама ходила на склад за товаром и привозила его в свой отдел. В конце практики я многое узнала о товарах и могла консультировать покупателей по интересующим вопросам, а также помогать им в выборе продуктов.
Список используемой литературы
Черкашин О.Ю. «Основы бухучета для школьников» учебное пособие; Вита Пресс, М; 2002 г.
Страницы: 1, 2