По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.
В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:
Сумма выручки= Сумма + Дебиторская - Дебиторская от отгрузки задолженность на задолженность на реализации начало периода конец периода
Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то
Одз=ВрхТдз/Д, где
Одз- средние остатки дебиторской задолженности, руб.,
Тдз- период оборота дебиторской задолженности, дн.,
Вр- выручка от реализации продукции, руб.,
Д- длительность календарного периода, дн.
Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью- важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. В финансовом плане введен специальный раздел: «Денежные поступления и платежи предприятия», основная цель которого- не допустить дефицита финансовых ресурсов предприятия или снизить его.
Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.
Для учета операций по отгрузке и реализации продукции, работ и услуг на предприятии используются учетные ведомости №16, 16а и журнал-ордер №11.
Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются
ü план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;
ü данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия нарастающим итогом;
ü данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;
ü отказы в отгрузке продукции;
ü остатки готовой продукции не имеющей сбыта;
ü данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;
ü данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;
ü данные об увеличении дебиторской задолженности;
ü сумма дебиторской задолженности к взысканию.
Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй- у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура.
В финансовом отделе или в бухгалтерии предприятия ведется журнал по отгрузке, отпуску и выручке от реализации продукции и материальных ценностей. На основании журнала и платежных документов составляется оперативная ведомость, в которой отражаются ежедневные сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции.
Кроме того, в ведомости имеется раздел, в котором по окончании месяца заполнятся общими суммами: А- оплата и списание реализованной продукции, Б- уменьшение списания в связи с возвратом продукции, В- не оплачено, не списано в связи с тем, что продукция оставлена на ответственном хранении. Это данные нужны для расчета переходящих остатков продукции.
II. Влияние ценообразования на планирование выручки
«Проблема ценообразования занимает одно из ключевых мест в системе планирования, особенно сейчас в условиях роста и укрепления рыночных отношений. Проведенная в России либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, что повлекло колоссальный рост цен почти на все производимые товары. С помощью таких цен предприятие возмещает любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства».[2] В условиях рыночной экономики успех любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги. С 1992 года система ценообразования была сведена по существу, к применению свободных, т.е. рыночных цен величина которых определяется спросом и предложением. В цену продукции, как правило, закладывается определенный уровень рентабельности. Но иногда применяются и убыточные цены (так называемые цены проникновения) в целях вытеснения конкурентов, расширения рынков сбыта и в расчете на то, что в последующем потери предприятия будут компенсированы за счет переориентации спроса потребителей на его продукцию. Государственное регулирование цен используется для узкого круга товаров, производимых монопольными предприятиями.
Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятия продукция реализуется другим предприятиям или торогово-сбытовым организациям. Розничная цена включает в себя оптовую цену и торговую накидку (скидку).
Оптовые и розничные цены, регулируемые государством, складываются из государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в1991 году и повышающего коэффициента.
Формируются регулируемые государственные оптовые цены следующим образом:
РОЦ=(П*К)+(П*К*0,215),
где РОЦ- регулируемая оптовая цена;
П- оптовая прейскурантная цена, действовавшая в 1991г.;
К- предельный коэффициент повышения цены в соответствии с постановлением правительства;
0,215 (0,115)- ставка налога на добавленную стоимость и специальный налог (0,20 или 0,10- ставка НДС и 0,015- ставка введенного с 1994г. специального налога для финансовой поддержки отраслей народного хозяйства РФ. Ставки установлены к новой оптовой цене).
Розничные регулируемые цены образуются несколько иначе:
РРЦ=(Р*Кр)+(Р*Кр*0,215) (или 0,115) ≤ Р*К,
где РРЦ- регулируемая розничная цена;
Р- розничная прейскурантная цена, действовавшая в 1991г.
Кр- коэффициент повышения розничной цены;
0,215 (0,115)- ставка налога на добавочную стоимость (0,20 или 0,10) и налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (0,015) к новой розничной цене;
К- предельный коэффициент повышения цены в соответствии с постановлением правительства.
Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влиящим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.
Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования.
Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.
Ценообразование имеет первостепенное значение в случаях, когда
ü предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;
ü организационно- технические условия вынуждают предприятие изменить цены;
ü конкуренты изменяют цены;
ü нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с другом изделий с точки зрения спроса на них и их себестоимости.
Эти обстоятельства относятся к маркетинговым исследованиям, но одновременно связаны с производством, снабжением и сбытом продукции, с формированием выручки от реализации продукции.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости и потребительской стоимости товара, поэтому она не только отражает внутренние и внешние факторы производства, но влияет на них.
При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:
ü учетную, так как служит средством учета выручки от реализации продукции, затрат на производство и реализацию продукции, эффективности производства;
ü стимулирующую, так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной продукции;
ü распределительную, так как отклонение цены на продукцию данного предприятия от средних сложившихся цен отражает направление распределения прибыли или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;
ü регулирующую, т.е. учитывается спрос и предложение на конкретную продукцию и закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов.
Эти функции полностью реализуются в условиях рыночных отношений. В нашей стране их реализация ограничена из-за неразвитости рынка, наличия монополизма во многих сферах производства и сбыта
III. Роль выручки от реализации продукции на предприятии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7