Рефераты. Планирование на предприятии. Классификация планов

В процессе планирования необходим комплексный, системный под­ход к решению возникающих на предприятии производственно-эконо­мических и всех иных проблем. Формулировка производственных це­лей и выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач, представляет пер­спективное планирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планирование подразумевает, что ни одна производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга и каждая из них формулируется с учетом ее принадлежности к системе или множеству взаимо­связанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как-единая экономическая система. Следовательно, рыночное планирова­ние внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и в фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и на­хождения путей более эффективного приближения к нему.

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осу­ществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изме­нениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыноч­ный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может не­прерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требова­ний, вновь полученной нормативной информации, приобретения науч­ных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей [15].

Планирование в условиях рынка также служит основой осуще­ствления множества разнообразных экономических, организацион­ных, управленческих, социальных и многих других функций, харак­теризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности предприятия следует наибо­лее полно использовать существующую систему прогрессивных нор­мативов, передовых стандартов, научных положений и экономиче­ских целей.

Основные экономические функции и формируемые цели каждого пред­приятия должны в процессе планирования его развития достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Планирование внутрифирменной деятельности является на пред­приятии одной из важнейших функций управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основате­лями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном  и дополнена многи­ми зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и пред­приятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координа­ция работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п. 

Во внутрифирменном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития. Рыночное планирование по существу является процессом синтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемая система, характеризующая совокупность взаимосвязан­ных частей единого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутри­фирменный план в наиболее полной степени отражает свойства, функ­ции и цели всего предприятия. Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия, представляющий собой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, тех­нических, экономических, социальных, финансовых и иных функций и проблем, может быть реализован, даже если ни однЛи его частей, рас­сматриваемых порознь, неосуществима. Нереальные на этапе планиро­вания решения могут взаимодействовать таким образом, что они дадут в будущем вполне достижимую систему планируемых решений.

Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономи­ки — это процесс непрерывной творческой деятельности, научно обо­снованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и орга­ орга­низационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач. Оно позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления. В свободных рыночных отношениях предприя­тий основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее время свое дальнейшее развитие и расширение: от технико-экономического обоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новых комплексных бизнес-планов.


1.1. Предмет и метод внутрифирменного планирования

Современное внутрифирменное планирование заключается в опре­делении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конеч­ных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего поло­жения в новое предполагаемое или планируемое. Механизм внутри­фирменного планирования основывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследования настоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровня его развития в будущем. По­этому в сам процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. На первом этапе на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние пла­нируемого объекта или системы, выраженное в качественных или коли­чественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего раз­вития. На этой базе в дальнейшем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организацион­ных, экономических и других мероприятий, с помощью которых будет обеспечиваться их выполнение на предприятии [15].

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий или этапов. В европейском бизнесе принято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработка общих целей, опреде­ление конкретных задач, выбор основных путей и средств их дости­жения, контроль за их выполнением. Планирование всегда опирается на фактические и нормативные данные настоящего или даже прошло-. го периода (при условии их соответствия современным требованиям), но стремится установить и контролировать процесс развития пред­приятия как в будущем, так и в настоящем времени. Степень обосно­ванности любых планов во многом зависит от достоверности исход­ных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку каждое предприятие яв­ляется лишь небольшой частью общей рыночной системы или эконо­мики страны в целом, постольку для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономических показателей. В большинстве случаев общие по­казатели рынка или основные макроэкономические факторы, допус­тим темпы развития (роста), могут служить исходными данными для планирования внутрифирменной деятельности различных предприя­тий и их подразделений. Сложность рыночного планирования состоит в том, что некоторые макроэкономические процессы, например кри­зисы, забастовки, вообще не поддаются точному планированию. Мно­гие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в це­лом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, также не обладают высокой степенью достоверности и точности. Отсюда вы­текает, что любое внутрифирменное планирование в условиях рыноч­ной экономики базируется, как правило, на неполных данных. Это предполагает не только объективную необходимость контроля за вы­полнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

В современном отечественном производстве (в том числе и в туриз­ме) планирование внутрифирменной деятельности предприятий служит основой таких важнейших функций менеджмента, как организация, учет, контроль, регулирование и стимулирование. Оче­видно, что данные функции определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности фирм и других предприятий, но и, главным образом, объект внутрихозяйственного планирования. Основ­ными объектами изучения внутрифирменного планирования выступают все существующие хозяйствующие субъекты, коммерческие организа­ции и юридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своей производственной и хозяйственной деятельности.

Методология внутрифирменного рыночного планирования охва­тывает совокупность теоретических выводов, общих закономерно­стей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов раз­работки планов. Методика планирования характеризует состав при­меняемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержа­ние, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного пла­на. Процесс разработки комплексного плана социально-экономиче­ского развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламен­тирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделе­ний, функциональных органов и плановых служб в совместной по­вседневной деятельности. Методология, методика и технология выпол­нения плановой деятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет внутрифирмен­ного планирования [15].


1.2. Содержание планирования и виды планирования

Содержание внутреннего планирования и всей рыночной экономи­ки в целом включает в себя следующие вопросы:

1.  Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию произво­дить и, какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию (услугу) надо производить, какую техноло­гию применять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию (услугу), по ка­ким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и, как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.