Рефераты. Особенности рынка в модели чистой монополии

Особенности рынка в модели чистой монополии

Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский Государственный Технический Университет Кафедра экономической теории                                            

Тема 18: Особенности рынка в модели чистой монополии

  Выполнил: Седин Д.А, ОТЗ-724, шифр: 010262018                                             Новосибирск 2008 г.

Введение. 3

Основные черты чистой монополии. Виды монополий. 3

Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде. 5

Поведение фирмы монополиста в долгосрочном периоде. 8

Список использованной литературы.. 11


Введение   В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно l / 3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим при анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор ,влияющий на понижение конкурентноспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.   Основные черты чистой монополии. Виды монополий
Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт:     1.      Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей.   2.      Барьеры входа на рынок в отрасль очень высоки. Монополия может существовать только потому, что вход на рынок для других фирм является невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия исчезнет. (Ведь монополия подразумевает присутствие на рынке только одного продавца). Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии.  Входные барьеры при монополии многочисленны и разнообразны: ·         наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию; ·         существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров; ·         контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов; ·         наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль; ·         высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и т.п. Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую ценовую политику, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. Например, монополист может занижать рыночные цены, а потенциальные конкуренты не смогут придерживаться такого же уровня цен и не разориться при этом.   3. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией.   4. Совершенная информированность. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ и других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно- или монополистически конкурентной фирмы. Дело в том, что конкуренты, из-за их количества, оказывают малое или незначительное влияние на цену, а совершенный конкурент - и вовсе никакого, для него рыночная цена - это данность. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене прибыль, совершенному конкуренту достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является в то же время и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, то есть все возможные соотношения между ценами и объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например, при осуществлении монополистом ценовой дискриминации (которую мы рассмотрим позже), ему также нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Итак, в ситуации монополии на рынке существует только один продавец определенных благ. У этих благ нет близких заменителей, в отрасли монополиста существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие вход в отрасль новых фирм. Такая рыночная структура называется чистой (абсолютной) монополией.   Чистая монополия - ситуация, при которой на рынке (в отрасли) присутствует единственный производитель благ, которые не имеют близких заменителей, при этом фирма ограждена от возможных конкурентов высокими входными барьерами в отрасль. Следует отметить, что чистая монополия на практике встречается крайне редко - ведь большинство реальных рынков занимает место где-то между двумя полярными типами экономических структур: монополией и совершенной конкуренцией. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным исключительно по объективным причинам. Такие монополии называются естественными, так как барьеры, которые возникают при входе в такую отрасль, естественны, то есть закономерно и неизбежно присущи данному рынку.   Естественная монополия - отрасль, в которой производство товаров или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, причем это выгодно обществу.          Естественные монополии могут быть двух видов: 1) Природные монополии. Появление таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, установленных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых. В случае если она при этом приобретает земельный участок, где расположено месторождение, никто другой уже не сможет им воспользоваться. Закон защищает права собственности, даже если они ведут к созданию монополии. Однако регулирующее вмешательство государства даже при этих условиях не исключено. 2) Технико-экономические монополии. Это условное название для монополий, возникновение которых обусловлено либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. Например, практически невозможно создание в городе двух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. То есть технически это реально осуществить, но нерационально с технической и экономической точек зрения.   Поведение фирмы монополиста в краткосрочном периоде   Рассмотрим поведение фирмы-монополиста в коротком периоде. Для этого поговорим вначале о спросе на продукцию монополиста и о его предельном доходе (MR). В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы никак не зависела от объема выпуска этой фирмы, а, следовательно, с точки зрения фирмы кривая спроса представляла собой горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Более того, эта линия спроса являлась также линией и среднего, и предельного дохода фирмы. Цена для фирмы выступала как заданная рынком величина, а выпуск каждой следующей единицы продукции увеличивал общую выручку ровно на ту же величину, что и выпуск предыдущей единицы, т. е. на величину, равную цене продукции (MR=P). Именно это обстоятельство приводило к тому, что максимальную прибыль фирма получала при таком объеме производства, когда величина предельных затрат равнялась цене продукции (MR = Р). В долгосрочном периоде при совершенной конкуренции эффективным считалось производство при минимуме средних общих затрат. Для монополиста в качестве линии спроса предстает линия рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон. Монополист, таким образом, должен учитывать тот факт, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Монополист получает наилучшие условия для работы с наивысшей возможной прибылью.  Добиваясь этого, монополист, как правило: Устанавливает цену выше, чем в условиях конкурентного рынка. Производит меньший выпуск, чем конкурентная фирма.   Определение оптимального уровня цены при монополии Для фирмы-монополиста характерно: ·         Снижение величины предельного дохода (MR) при снижении цен и росте объемов продаж. ·         Положение линии предельного дохода ниже линии спроса, то есть при одном и том же объеме продаж предельный доход оказывается в расчете на одну единицу товара ниже, чем цена, которую при этом объеме продаж получает фирма (P>MR). ·         Кривая среднего дохода (AR) совпадает с линией спроса, потому что доходом монополиста на единицу выпуска будет цена, которую за эту единицу заплатят потребители. ·         Наращивание объемов выпуска актуально для фирмы монополиста до тех пор, пока величина предельного дохода не станет равной нулю. ·         Максимум совокупной выручки (TR) фирмы достигается при таком объеме выпуска, которая соответствует нулевому предельному доходу. Взаимосвязь предельного дохода, среднего дохода, линии спроса на продукцию и совокупной выручки фирмы-монополиста можно отразить на графике:                                   Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельный доход становится отрицательным. График Соотношения выручки монополиста и кривой его общих   затрат:                                     Поскольку предельные затраты (МС) всегда больше нуля, монополист, максимизирующий прибыль (МС = MR), всегда будет производить такой объем выпуска, который будет соответствовать положительной величине предельного дохода (MR > 0). Однако равенство предельного Дохода предельным затратам не дает представления о прибыли монополиста.   Во всех трех случаях монополист выпускает продукцию при условии равенства предельных издержек предельному доходу, но в одном случае (рисунок 1) он получает прибыль, в другом (рисунок 2) - лишь покрывает свои затраты, а в третьем (рисунок 3) и вовсе терпит убытки. Монополист будет переносить убытки только в краткосрочном периоде. Как только (в долгосрочном периоде) его потери станут постоянными, он уйдет из отрасли. При убытках в краткосрочном периоде (Р < АТС): Монополист будет терпеть убытки и не уйдет с рынка, пока покрываются его средние переменные затраты (Р > AVC); Монополист уйдет с рынка и прекратит производство продукции, если средние переменные затраты не покрываются (Р < AVC). При убытках в долгосрочном периоде (Р < LATC) фирма уйдет с рынка. Прибыль монополиста равна произведению разности цены и средних затрат на объем выпуска продукции:                                                       Pr =(P-ATC) * Q          

 

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.